|
|||
Династия Алексеевых
Введение
Династия Алексеевых Купеческий род Алексеевых, один из старейших в Москве, пошел от крестьянина Ярославского уезда Алексея Петрова. Получив в первой половине ХVIII века вольную и приехав в Москву, он стал заниматься огородничеством и торговать горохом с лотка. В 1746 году по указу Главного магистрата он был причислен к московскому купечеству. Алексей Петров имел двух сыновей. Старший, Семен Алексеев, положил начало знаменитой династии Алексеевых, которой суждено было сыграть заметную роль в торгово-промышленной жизни России. В 1785 году он учредил на Якиманской улице «Фабрику волоченого и плющеного золота и серебра», изготовлявшую тончайшую проволоку, блестки и канитель. В то время это была самая крупная в России золотоканительная фабрика. На момент создания своей фабрики С.А. Алексеев принадлежал к купцам 2-й гильдии и вел торг в Серебряном ряду. Объявленный капитал составлял 1 100 рублей. В начале 1790-х годов он уже числился купцом 1-й гильдии. В 1797 году фабрика при 28 рабочих перерабатывала более четырех фунтов золота и 16 пудов серебра. Ее годовой доход превышал 56 тысяч рублей. Историки отмечают любопытный факт: С.А. Алексееву по роду производства вначале была присвоена фамилия Серебрянников. Но все продолжали называть его Семен Алексеев сын. К концу жизни и он сам, и его дети уже официально носили фамилию Алексеевых. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, фабрика сгорела. В 1814 году С.А. Алексеев продал свое владение на Якиманской улице вместе с тем, что осталось от фабрики, купцу П.М. Вишнякову и перебрался на жительство на Большую Алексеевскую улицу. Новый участок представлял собой не тронутый пожаром островок земли, на котором уцелели сад и большой господский каменный дом ХVIII века с классическим фронтоном и колоннами. На этой же территории С.А. Алексеев создал новую золотоканительную фабрику. Во время войны 1812 года С.А. Алексеев пожертвовал 50 тысяч рублей русской армии, о чем свидетельствовала запись на стене храма Христа Спасителя. После смерти С.А. Алексеева (в 1823 году) предприятие возглавила его жена, Вера Михайловна Алексеева (урожденная Вишнякова), которая правила фабрикой бессменно в течение 26 лет. Эта единственная в роду Алексеевых женщина-фабрикант умело вела дела и успешно представляла фирму в коммерческих кругах и на выставках. В 1843 году торговый оборот фабрики достиг 500 тысяч рублей, что составляло более половины оборота всех 22 золотоканительных фабрик Москвы. За успехи в развитии золотоканительного производства В.М.Алексеевой было присвоено звание коммерции советницы. Она экспонировала свою продукцию в 1835 году на Варшавской и в 1839 году на Санкт-Петербургской мануфактурных выставках, удостоившись золотых медалей. В 1836 году фабрика получила право изображения государственного герба за отличную продукцию, представленную на Московской мануфактурной выставке. После смерти В.М. Алексеевой (в 1849 году) дело перешло по наследству к двум ее сыновьям - сначала к Петру, затем к Владимиру. При Владимире Алексееве производство значительно расширилось. Новый владелец перенес фабрику на другую территорию - Малую Алексеевскую улицу. В 1854-1855 годах здесь построили новые кирпичные корпуса, часть которых эксплуатируется до сих пор заводом «Электропровод». В 1857 году фабрика В.С. Алексеева была отмечена как лучшая за отличное устройство, введение на ней многих усовершенствований, « способствующих к увеличению и улучшению фабрикации», за « обширное производство канители и распространение сбыта ее в отдаленные заграничные владения». Продукция фабрики шла в Египет, Турцию, Бухару, Хиву, Китай. В 1862 году, после смерти В.С. Алексеева, золотоканительная фабрика отошла к трем его сыновьям - Александру, Семену и Сергею. Они создали товарищество, названное в память отца «Владимир Алексеев». В 1881 году на фабрике, впервые среди русских золотоканительных фабрик, были установлены паровые двигатели, а основные технологические процессы переведены на машинное производство. За год выделывалось 9 300 килограммов плющеного серебра и другой продукции на общую сумму 965 тысяч рублей. На фабрике трудились 450 рабочих, из которых 200 человек были заняты непосредственно на предприятии и 250 работали на дому в деревнях Московской губернии.
Моско́вская психиатри́ческая клини́ческая больни́ца № 1 и́мени Н. А. Алексе́ева (также «Кащенко» или «Канатчикова дача») — известная психиатрическая клиника, расположенная в Москве, на Загородном шоссе. До 1994 года носила имя П. П. Кащенко. Название же «Канатчикова дача» дано по местности, в которой построена больница — в середине XIX века там располагались загородные владения купца Канатчикова.
История
Бывшая церковь Иоанна Рыльского на территории больницы, ныне используется под морг Больница была открыта в 1894 году на средства меценатов. Сбор средств проходил по инициативе городского головы МосквыН. А. Алексеева. Существует легенда, что один из купцов (предположительно, Ермаков) заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион (по другим источникам — 300 000) на больницу». Алексеев так и сделал — и получил деньги. Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова, а на деньги Ермакова был выстроен Ермаковский корпус. Первые корпуса больницы, на 508 коек, были открыты в 1894 и 1896 гг., уже после гибели Алексеева (построены по проекту архитектораЛ. О. Васильева, при участии И. М. Рыбина). Вторую очередь (открыта в 1905) строил А. Ф. Мейснер. Впоследствии больница неоднократно расширялась. В 1994 году была выстроена часовня в память Алексеева. С 1922 года называлась больницей имени П. П. Кащенко в честь главного врача, работавшего в больнице на протяжении четырёх лет. В1994 году больнице было возвращено прежнее название — имени Н. А. Алексеева.
АКТЕР-ЗАВОДЧИК В 1882 году на предприятии появился правнук основателя компании Константин Алексеев. Незадолго до этого родителям будущего бизнесмена пришлось перевести свое чадо из гимназии в частный Лазаревский институт восточных языков – по причине хронической неуспеваемости. К приходу востоковеда Алексеева на фабрику золотоканительное дело переживало кризис. Товарищество «Владимир Алексеев» с трудом конкурировало с двумя десятками российских предприятий, теснили его и заграничные коллеги. С окончанием правления Александра II этот специфический рынок, что называется, «просел». Мода практически отказалась от золотого шитья, армия к продукции фабрики тоже теряла интерес. Для Константина Алексеева посещение предприятия долгое время было не более чем обязанностью, с которой необходимо мириться (все-таки семейный бизнес). Значительно больше Константина Сергеевича интересовал мир театра, где с 1885 года он был известен как актер Станиславский. Он имел хорошую прессу, на сцене его партнершей была сама Ермолова. После спектакля пролетку артиста окружала толпа юных поклонниц.
Алексеевы и культура На рубеже XIX-XX веков театральная семья купцов-фабрикантов Алексеевых занимала видное место среди московской интеллигенции. Конечно, прежде всего это было связано с именем Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского, уже в то время известного актера и режиссера, одного из основателей Общества искусства и литературы, а также Московского Общедоступного Художественного театра[7]. Спектакли труппы любителей московского Общества искусства и литературы, руководимого режиссером-любителем и актером Константином Сергеевичем Алексеевым-Станиславским, к своему седьмому сезону 1894/95 годов уже завоевали большие симпатии и известность у любителей театра. Девичья фамилия Марии Сергеевны Аллиной – Алексеева; она младшая сестра Народного артиста СССР Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского, последний ребенок их родителей, появившийся на свет 31 августа 1878 года Жизни всех детей Марии Сергеевны Севастьяновой-Аллиной, в той или иной степени, в том или ином виде оказались связанными с театральной деятельностью: Евгений Петрович Оленин был драматическим артистом, шансонье – исполнителем интимных песенок, автором песен – сочинял музыку и тексты; когда было нужно – играл на фортепиано, был танцором. Сергей Петрович Оленин был пианистом, художественным руководителем многих самодеятельных коллективов, получавших на смотрах дипломы, преподавал музыку и, в какой-то степени, исполнительство певцам и хорам, был композитором – писал романсы, фокстроты, танго и т. д. Марина Петровна Оленина окончила Московское хореографическое училище при Большом театре. Много лет была характерной прима-балериной в городском театре Белграда, в Югославии. Алла Васильевна Севастьянова закончила Школу-училище имени Е. Б. Вахтангова при одноименном театре в Москве, много лет была актрисой этого театра, перешла в Театр имени Моссовета, в котором тоже работала много лет; снималась в кино. Герман Васильевич Севастьянов (Джерри Северн) был директором Русского балета в Америке, написал книгу по балету – руководство для занятий (постановка ног, корпуса, рук, экзерсисы, тренинг). Таисия Васильевна Севастьянова работала помощником режиссёра в театре имени Е. Б. Вахтангова. Балашов Степан Степанович, автор этих строк, много лет был участником, актером, а в дальнейшем руководителем коллективов самодеятельности разных жанров (драматического, вокального, эстрадного, киносъемочного). Эстрадный и киносъёмочный коллективы, им руководимые, в 1966—1975 годах работали на собственном, сочиняемом творческой группой коллектива драматургическом материале. Василий Сергеевич Севастьянов (1875—1929), драматический тенор, обладал выдающимся сценическим темпераментом, прославился драматическим исполнением партии Германа в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. К лучшим его партиям следует отнести также Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе и Туриду в опере «Сельская честь» Масканьи. Большая его фотография в партии Хозе выставлена в музее Большого театра – в той части, которая располагается в фойе. Рано потеряв голос, В. С. Севастьянов занимался антрепренёрской деятельностью, которая преследовала цель поднять драматическую часть оперных спектаклей; в частности, совместно с И. М. Лапицким занимался организацией Театра музыкальной драмы в Петрограде. От брака с М. С. Севастьяновой (урожденной Алексеевой) имел сына Германа и двух дочерей – Аллу и Таисию. Вторым браком был женат на певице Аде Владимировне Поляковой. Предполагая в сезоне 1918/19 годов держать антрепризу Оперного театра в Одессе, выехал с А. В. Поляковой в Италию для приглашения итальянских солистов в планируемый оперный сезон. Свершившаяся в России Великая Октябрьская революция застала его в Италии, а начавшееся массовое бегство белоэмигрантов через юг России лишило возможности вернуться на Родину. Степан Васильевич Балашов (1883—1966), лирический тенор с пределом верхов на нотах ре диезми третьей октавы. Заслуженный артист РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Закончил вольнослушателем Московское филармоническое училище, брал уроки вокала (маэстро Мазетти и Григорьева, был Морозовским стипендиатом). Первые самостоятельные выступления С. В. Балашова состоялись в 1910 году в Москве, в Кружке исторической музыки. В сезоне 1911/12 годов он работает в Московском театре миниатюр, помещавшемся в Мамоновском переулке. В 1912 году С. В. Балашов переходит в частную оперу С. И. Зимина, в Москве, где работает в сезоне 1912/13 годов. 3 марта 1913 года дебютирует в Петербурге, в частной антрепризе Н. Н. Фигнера, в помещении Народного дома, исполнив партию Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. В этом спектакле С. В. Балашов впервые стал партнером Ф. И. Шаляпина, исполнившего партию Мефистофеля[25]. В последующие годы, вплоть до сезона 1921/22 годов (после которого Ф. И. Шаляпин уехал из Советской России), они встречались как партнеры в операх «Фауст», «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Паяцы», «Алеко». Разразившаяся Первая мировая война оторвала С. В. Балашова от театра до 1917 года. В сезоне 1917/18 годов С. В. Балашов возвращается в Оперный театр Народного дома, где антрепризу уже держал Аксарин. С сезона 1918/19 годов оперная труппа Народного дома преобразовывается в Петроградскую коммунальную оперу. В 1919 году С. В. Балашов дебютирует на сцене Мариинского театра в партии Звездочета в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. С этого времени в течение 30 лет жизнь С. В. Балашова неразрывно связана с ленинградскими академическими оперными театрами – Мариинским и Михайловским (ныне Малый театр оперы и балета). В конце XIX – начале XX вв. довольно широко практиковалось устраивать концертные вечера и спектакли с участием лучших артистических сил. Часть таких вечеров устраивалась с благотворительными целями, тогда обычно театральные билеты продавались по повышенным ценам, а денежный сбор поступал, например, в помощь малоимущим, нуждающимся студентам, или на поддержание богаделен, устройство больниц и т. п. Так, в первое десятилетие XX в. в Москве довольно часто устраивались различные гала-представления, в том числе оперетт, вошедших тогда в моду; ставили «Цыганского барона» И. Штрауса, «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Прекрасную Елену» Ж. Оффенбаха, несколько позднее – «Гейшу» Джонса. Они часто проходили в помещении Театра Солодовникова на Большой Дмитровке, где постоянно играла оперная труппа С. И. Зимина (ныне это помещение Театра оперетты на улице Пушкина). П. С. Оленин, служивший в Оперном театре С. И. Зимина певцом-солистом и ведущим режиссером, В. С. Севастьянов и М. С. Аллина участвовали в таких гала-спектаклях – например, в оперетте «Корневильские колокола» В. С. Севастьянов исполнял роль Гренише, а М. С. Аллина – Серполетты. В оперетте «Цыганский барон» они же исполняли роли Баринкая и Арсены, а Оленин играл «Свинского князя» (кажется, по либретто его называли Зуппаном и появлялся впервые на сцене с двумя поросятами под мышками и в сопровождении ещё нескольких небольших поросят (которых Петр Сергеевич специально для этого держал и дрессировал дома); поросята разбегались по сцене в разные стороны, а «Свинский князь» их ловил под восторг и овации всей публики. (Как доказательство справедливости написанного смотрите статью и фотографию П. С. Оленина в газете «Вечерняя Москва» за 29 августа 1997 года.). Имя Ф. И. Шаляпина продолжает произноситься на все лады и в публике, и в прессе. Говорят и о нём самом, и о его концерте, печатают и воспоминания о нём, и пересказывают его интимные беседы, каким бы не место в прессе. Так один из «перескащиков» напечатал его, будто бы, резкий отзыв об одном оперном артисте-товарище. Зная Фёдора Ивановича давно, зная его незлобивость и мягкость, мы не можем допустить такого отзыва, а если он и сказал что-либо подобное, то, думается, нетактично было напечатать полную фамилию его товарища, заслуженного артиста[8].
Заключение Таким образом, купцы Алексеевы происходят из крестьян сельца Добродеева Ярославской губернии, принадлежавшего Наталье Никифоровне Ивановой. Семья Алексеевых была весьма известна по своим заслугам и в промышленной, и в общественной областях, и в сфере искусства. Имя Константина Сергеевича Алексеева-Станиславского известно всему миру. В промышленной области Алексеевская фирма товарищества «Владимир Алексеев» работала по хлопку и шерсти. У них были хлопкоочистительные заводы и шерстомойни. Было и огромное овцеводство и коневодство. Им принадлежит заслуга перенесения мериносовского овцеводства из Донской области в Сибирь. Частично им принадлежала и золотоканительная фабрика — позднее кабельный завод. Промышленные дела Алексеевых сохранил в потомстве Владимир Семенович. Откуда и название фирмы. Главным ее руководителем был внук основателя, Владимир Сергеевич, брат Станиславского, сам человек чрезвычайно талантливый и большой знаток искусства. В общественной деятельности Алексеевы дали Москве двух городских голов: Александра Васильевича (1840—1841) и Николая Александровича (1881—1893). Последний был энергичным деятелем, сильно двинувшим вперед городское хозяйство. О нем в Москве ходила легенда, пользовавшаяся большой популярностью, потому что в ее основе был подлинный эпизод; к нему пришел один богатый купец и сказал: «Поклонись мне в ноги при всех, и я дам миллион на больницу». Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, в ноги поклонился. Больница была выстроена. Сын его, Григорий Александрович, был ближайшим помощником князя Львова по Земскому союзу[9].
Список использованной литературы 1. Абалкин Л. И. Избранные труды. Заметки о российском предпринимательстве. М., 2000. Т.3 2. Арсланов Р. А., Керов В. В., Мосейкина М. Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. Для студентов гуманит. спец. / Под ред. В. В. Керона. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с. 3. Боханов А. Н., Горинов М. М.История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: ООО «Издательство-АСТ», 2001. – 608 с. 4. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 2-е изд. СПб., 1912 5. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с. 6. Ламан Н. К., Белоусова А. Н., Золотая нить, газета «Былое», 1991, № 6 7. Михайлова Н. В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002
|
|||
|