Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Петь привыкший о войне». к 110-летию со дня рождения. Александра Трифоновича Твардовского). Воспоминания об А. Твардовском : сборник / составитель М.И. Твардовская. – Москва: Сов. писатель, 1982. – 543 с.



«Петь привыкший о войне»

(к 110-летию со дня рождения

Александра Трифоновича Твардовского)

Эта выставка посвящена жизненному и творческому пути выдающегося поэта советской эпохи, лауреату Государственных премий СССР, участнику Великой Отечественной войны – Александру Трифоновичу Твардовскому и приурочена к 110-летнему юбилею писателя.

На выставке представлены основные произведения Александра Трифоновича Твардовского:

 

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Не обошла тридцатым годом,

И сорок первым. И иным...

И столько в сердце поместила,

Что диву даться до поры,

Какие жёсткие под силу

Ему ознобы и жары.

А. Твардовский

 

                                                

Воспоминания об А. Твардовском : сборник / составитель М.И. Твардовская. – Москва: Сов. писатель, 1982. – 543 с.

Александр Трифонович Твардовский – выдающийся советский поэт. Сборник воспоминаний о нем его друзей и товарищей по годам учебы, военной поры, работы в советской литературе дает широкое представление об А. Твардовском как писателе, общественном деятеле и человеке.

Среди авторов воспоминаний – писатели П. Бровка, К. Ваншенкин, Е. Воробьев, Е. Долматовский, С. Симонов, И. Соколов-Микитов, художник О. Верейский и многие другие современники поэта.

 

Твардовский, Александр Трифонович. Страна Муравия : поэма / А.Т. Твардовский. – Москва: Худож. лит., 1979. – 126 с.

«Страна Муравия»поэтическое повествование о становлении нового, социалистического сознания крестьянина-середняка, поэма о крушении индивидуалистического, собственнического начала в душе трудового человека. В центре поэмы – рядовой крестьянин Никита Моргунок, который только в годы Советской власти выбился из нищеты, обзавелся конем и увидел возможность поднять свое хозяйство, «выйти в люди». В нем глубока и сильна любовь к труду, к родной земле, но в то же время он еще в тисках собственнических предрассудков – он стремится стать самостоятельным «хозяином», его еще пугает колхозная жизнь, он боится потерять нажитое тяжелым трудом немудреное свое благополучие. Предел стремлений Моргунка – это узенький собственнический мирок, хуторок на пригорке.

…Мне дорог мир большой и трудный,

Я в нем – моей Отчизны сын.

Я полон с ней мечтою чудной –

Дойти до избранных вершин.

 

Твардовский, Александр Трифонович. Василий Теркин: книга про бойца : поэма / А.Т. Твардовский. – Москва: ДРОФА-ПЛЮС, 2008.

Книга про бойца «Василий Теркин» Александра Твардовского – одно из самых ярких и замечательных произведений периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Главный герой стал олицетворением всей русской нации. В образе Тёркина отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество героя – трудолюбие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Василий способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить, и не унывает даже в самой тяжелой обстановке, умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа.

И.Бунин писал: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык...».

 

 

Твардовский, Александр Трифонович. Дом у дороги : лирическая хроника / А.Т. Твардовский. – Москва: Худож. лит., 1985. – 94 с.

Поэма «Дом у дороги» была завершена и опубликована только после войны – в 1946г. В этом произведении с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию.

Автор в произведении хотел выразить всю боль потерь, ужасную сущность войны, противопоставленную сущности человека, его нормальной жизни. Для выражения этого он выбрал одну из миллиона семей, одну песчинку в море людей, не какую-то особенную, а совершенно обычную крестьянскую семью.

Такой дом у дороги есть в каждом селе, история семьи, по которой война прошлась своими танками, знакома многим. В этом одна из особенностей творчества Твардовского – рассказывать о людях, каждому знакомых. Ведь Теркин тоже образ собирательный, но в то же время очень знакомый и родной, настоящий.

 

Твардовский, Александр Трифонович. За далью – даль : поэма / А. Твардовский. – Петрозаводск: Карелия, 1973. – 143с.

Поэма «За далью – даль» – крупнейшее послевоенное произведение Твардовского. В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, дорожный крупнейший послевоенный дневник, с ослабленной сюжетностью.

Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

И знай, поэт, ты нынче вроде,

Как тот солдат, что от полка

Отстал случайно на походе.

И сушит рот ему тоска.

За поэму «За далью – даль»

А.Т. Твардовскому присуждена Ленинская премия 1961 года.

Твардовский, Александр Трифонович. И дорога до смерти жизнь… : стихи, поэмы / А.Т. Твардовский. – Москва: Рус. кн., 1999. – 384 с.

В предлагаемый сборник поэта вошли лирические стихотворения 30-х – рубежа 70-х годов. А также две поэмы, написанные в послевоенные годы: «За далью – даль», «По праву памяти».

Поэма «По праву памяти», которая мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью – даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер.

Поэма представляет собой исповедь автора «о том, что душу жжет» – о попирании морально-нравственных законов, поругании достоинства личности. Поэт говорит о произволе 30-х годов, который превосходил все границы и стоил миллионам людей жизней.

Память в понимании Твардовского – это не просто воспоминания о событиях прошлого. Это невозможность забыть родных людей, боль его души, которая никогда не может быть изглажена в сердце.

Перед лицом ушедших былей,

Не вправе ты кривить душой, –

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

Твардовский, Александр Трифонович. Поэмы [Текст] / А.Т. Твардовский. – Москва: Изд-во «Книжная палата», 1987. – 336 с.

В эту книгу вошли четыре поэмы Александра Трифоновича Твардовского – «Василий Тёркин», «За далью – даль», «Тёркин на том свете» и «По праву памяти». Написанные поэтом в разные годы, они читаются как одно произведение о судьбе народа, об историческом пути, пройденном страной, о русском народном характере.

«Тёркин на том свете» – остросатирическая, почти гротескная поэма-сказка. В ней идет речь не о «павших», а о живых с «мертвой» душой. Возвращение Тёркина к жизни в «Тёркине на том свете» означало неизменность взгляда Твардовского на непобедимость народа, на его способность справиться не только с таким величайшим испытанием, как война, но и с такой трудно поправимой бедой, как бюрократизм. Для читателей Тёркин, попавший на «тот свет», вовсе не был антиподом фронтовому Тёркину, и автор вскоре почувствовал это по многочисленным читательским письмам. Завершая поэму, он писал:

Я в свою ходил атаку,

Мысль одна владела мной:

Слажу с этой, так со всякой

Сказкой слажу я иной.

Эта «сказка» потребовала от поэта предельного напряжения сил – ей было отдано девять лет жизни (1954 – 1963).

 

Твардовский, Александр Трифонович. Стихотворения [Текст] / А.Т. Твардовский. – Москва: Терра-Кн. клуб, 2000. – 576 с.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40-60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась «жестокая память» войны «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Сыну погибшего воина» и другие.

В основу стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.

Все стихотворение – это страстный монолог мертвого, его обращение к живым.

Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый – так судить о живых, так строго требовать от них ответа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.