![]()
|
|||||||
Петь привыкший о войне». к 110-летию со дня рождения. Александра Трифоновича Твардовского). Воспоминания об А. Твардовском : сборник / составитель М.И. Твардовская. – Москва: Сов. писатель, 1982. – 543 с.«Петь привыкший о войне» (к 110-летию со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского) Эта выставка посвящена жизненному и творческому пути выдающегося поэта советской эпохи, лауреату Государственных премий СССР, участнику Великой Отечественной войны – Александру Трифоновичу Твардовскому и приурочена к 110-летнему юбилею писателя. На выставке представлены основные произведения Александра Трифоновича Твардовского:
Добром своим не обошла. Не обошла тридцатым годом, И сорок первым. И иным... И столько в сердце поместила, Что диву даться до поры, Какие жёсткие под силу Ему ознобы и жары. А. Твардовский
Воспоминания об А. Твардовском : сборник / составитель М.И. Твардовская. – Москва: Сов. писатель, 1982. – 543 с. Александр Трифонович Твардовский – выдающийся советский поэт. Сборник воспоминаний о нем его друзей и товарищей по годам учебы, военной поры, работы в советской литературе дает широкое представление об А. Твардовском как писателе, общественном деятеле и человеке. Среди авторов воспоминаний – писатели П. Бровка, К. Ваншенкин, Е. Воробьев, Е. Долматовский, С. Симонов, И. Соколов-Микитов, художник О. Верейский и многие другие современники поэта.
«Страна Муравия»–поэтическое повествование о становлении нового, социалистического сознания крестьянина-середняка, поэма о крушении индивидуалистического, собственнического начала в душе трудового человека. В центре поэмы – рядовой крестьянин Никита Моргунок, который только в годы Советской власти выбился из нищеты, обзавелся конем и увидел возможность поднять свое хозяйство, «выйти в люди». В нем глубока и сильна любовь к труду, к родной земле, но в то же время он еще в тисках собственнических предрассудков – он стремится стать самостоятельным «хозяином», его еще пугает колхозная жизнь, он боится потерять нажитое тяжелым трудом немудреное свое благополучие. Предел стремлений Моргунка – это узенький собственнический мирок, хуторок на пригорке. …Мне дорог мир большой и трудный, Я в нем – моей Отчизны сын. Я полон с ней мечтою чудной – Дойти до избранных вершин.
Книга про бойца «Василий Теркин» Александра Твардовского – одно из самых ярких и замечательных произведений периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Главный герой стал олицетворением всей русской нации. В образе Тёркина отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество героя – трудолюбие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Василий способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить, и не унывает даже в самой тяжелой обстановке, умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом. То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, – В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек. Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. И.Бунин писал: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык...».
Поэма «Дом у дороги» была завершена и опубликована только после войны – в 1946г. В этом произведении с огромной трагической силой изображена судьба солдата Андрея Сивцова и его семьи, угнанной в Германию. Автор в произведении хотел выразить всю боль потерь, ужасную сущность войны, противопоставленную сущности человека, его нормальной жизни. Для выражения этого он выбрал одну из миллиона семей, одну песчинку в море людей, не какую-то особенную, а совершенно обычную крестьянскую семью. Такой дом у дороги есть в каждом селе, история семьи, по которой война прошлась своими танками, знакома многим. В этом одна из особенностей творчества Твардовского – рассказывать о людях, каждому знакомых. Ведь Теркин тоже образ собирательный, но в то же время очень знакомый и родной, настоящий.
Поэма «За далью – даль» – крупнейшее послевоенное произведение Твардовского. В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, дорожный крупнейший послевоенный дневник, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. И знай, поэт, ты нынче вроде, Как тот солдат, что от полка Отстал случайно на походе. И сушит рот ему тоска. За поэму «За далью – даль» А.Т. Твардовскому присуждена Ленинская премия 1961 года.
В предлагаемый сборник поэта вошли лирические стихотворения 30-х – рубежа 70-х годов. А также две поэмы, написанные в послевоенные годы: «За далью – даль», «По праву памяти». Поэма «По праву памяти», которая мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью – даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Поэма представляет собой исповедь автора «о том, что душу жжет» – о попирании морально-нравственных законов, поругании достоинства личности. Поэт говорит о произволе 30-х годов, который превосходил все границы и стоил миллионам людей жизней. Память в понимании Твардовского – это не просто воспоминания о событиях прошлого. Это невозможность забыть родных людей, боль его души, которая никогда не может быть изглажена в сердце. Перед лицом ушедших былей, Не вправе ты кривить душой, – Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой…
В эту книгу вошли четыре поэмы Александра Трифоновича Твардовского – «Василий Тёркин», «За далью – даль», «Тёркин на том свете» и «По праву памяти». Написанные поэтом в разные годы, они читаются как одно произведение о судьбе народа, об историческом пути, пройденном страной, о русском народном характере. «Тёркин на том свете» – остросатирическая, почти гротескная поэма-сказка. В ней идет речь не о «павших», а о живых с «мертвой» душой. Возвращение Тёркина к жизни в «Тёркине на том свете» означало неизменность взгляда Твардовского на непобедимость народа, на его способность справиться не только с таким величайшим испытанием, как война, но и с такой трудно поправимой бедой, как бюрократизм. Для читателей Тёркин, попавший на «тот свет», вовсе не был антиподом фронтовому Тёркину, и автор вскоре почувствовал это по многочисленным читательским письмам. Завершая поэму, он писал: Я в свою ходил атаку, Мысль одна владела мной: Слажу с этой, так со всякой Сказкой слажу я иной. Эта «сказка» потребовала от поэта предельного напряжения сил – ей было отдано девять лет жизни (1954 – 1963).
Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40-60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась «жестокая память» войны «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Сыну погибшего воина» и другие. В основу стихотворения «Я убит подо Ржевом» легли два запомнившихся ему эпизода: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 г.; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт. Все стихотворение – это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый – так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
|
|||||||
|