Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тернистый путь в профессию. Сердце, отданное детям



Тернистый путь в профессию

 

    После окончания школы Галина подала документы в пединститут. Закончила три курса физико-математического факультета, но серьезно заболела и диплом не получила. Пришлось заново поступать в Златоустовское училище и становиться учителем начальных классов.

    Дорога к знаниям, в буквальном смысле, оказалась тернистой. Автобусы из Златоуста в Кусу ходили в то время очень редко. Неделю студенты жили в интернате. На выходные отправлялись домой пешком, преодолевая за 6 часов 25 километров. В воскресенье, таким же образом, возвращались назад.

    После окончания педучилища молодого педагога послали преподавателем физики и математики в одну из школ деревни Злоказово. Там же она учила первоклашек читать, писать и считать все ее ученики обычно сдавали выпускные экзамены очень хорошо.

 

 

Сердце, отданное детям

 

    В 1946 году она провела первый урок в нашем детском доме. А через 24 года ее учениками стали я и мои одноклассники. Именно эта женщина, будучи педагогом от бога, помогла мне обрести уверенность в будущем, научила достигать цели без потери оптимизма. В первом классе я мог без труда и надолго запомнить любое правило или содержание рассказа. А вот техника начертания букв мне никак не давалась. Простое дело оказалось непосильным. Опытный педагог не сдалась. Давала мне множество приемов на развитие мелкой моторики пальцев рук. На специальных уроках коррекции велела выкладывать узоры из мозаики, завязывать шнурки на макете ботинка. А на занятиях по каллиграфии брала мою руку в свою, ладонь вместе со мной выводила на тетрадном листе каждую букву очень медленно. Так я научился правильно держать ручку, постепенно освоил приемы письма «Терпение и труд – все перетрут», - приговаривала Галина Петровна, склонившись над моей партой. Ее речь всегда изобиловала пословицами и поговорками. Надо сказать, что они всегда были произнесены к месту и являлись логическим завершением мысли учителя. Вот лишь некоторые афоризмы опытного педагога: «Не спеши языком, торопись делом», «Труд всегда дает, а лень только берет», «Воля и труд дивные всходы дают», «Без дела жить – только небо коптить», «Каков мастер, такова и работа», «Покой пьет воду, а беспокойство - мед», «Делу – время, потехи – час», «Учение и труд рядом живут», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Не стыдно не знать, стыдно не учиться», Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет», «Век живи – век учись», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Повторенье – мать ученья», «Ученье без уменья – не польза, а беда», «Ученье горько, но плоды сладки», «Корень учения горек, а плоды его сладки», Оттого в люди пробился, что учился», «Смотрит в книгу – видит фигу», «Лучше учить, чем переучивать», «Хорошие учителя на дороге не валяются», «Иная учеба до гроба», «и молиться надобно учиться», «Что написано пером, не вырубишь топором», «Яйца курицу не учат», «бей того, кто боится, учи того, кто слушает», «Не всякий урок впрок», «Битьем да клятьем доброму не научишь», «И среди ученых дураки попадаются», «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать», «Учиться никогда не поздно», «Мир не без добрых людей», «Дружба – дружбой, а служба – службой», Гусь свинье не товарищ», «В гостях хорошо, а дома лучше», «За пустой стол гостей не сажают», «Легче друга потерять, чем найти», «Свет победит тьму, а мир – войну», Мир – во славу, война – в отраву», «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой», «Изжил нужду – забыл и дружбу», «Одной рукой и узла не завяжешь».

    Кроме основного упражнения по русскому языку, она вводила в мое домашнее задание простое списывание двух абзацев любого текста. Делая это, я старался запомнить правописание слов и постановку знаков препинания. Сегодня пишу почти без ошибок. Очень люблю писать от руки. Занятие меня не утомляет, а мозг тренирует. «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в других людях» писал Л.Толстой. И был прав. Галина Петровна сочетала в себе милосердие и силу характера. Это позволяло ей не стоять на месте. Она учила нас арифметическим хитростям, законам мироздания, правилам русского языка и красоте родной речи. Любую тему объясняла просто, спокойно и доходчиво. Я на всю жизнь усвоил, что безударные гласные проверяются ударением, а предложение – это законченная мысль, выраженная словами. Просто, как все гениальное. Нынче программа так усложнилась, что понять ее без труда под силу, разве, репетитору. Без него детям в школе никак невозможно.

    Мой одноклассник Раян Ахмеров рос в глухой башкирской деревне. К 7 годам ни слова по-русски не знал и не понимал, через переводчика с нами разговаривал. Так, Галина Петровна без репетитора обошлась. Сама башкирский изучать начала. Через год и Раян русский освоил. Он дошел с нами до 9 класса. На плотника выучился.

    Своих питомцев педагог Никифорова обучила беглому чтению, умению излагать мысли, пересказывать. Вместе с воспитателем Людмилой Константиновной Ивановской она дала нам первое представление о том, что такое дружба, взаимовыручка, культура поведения, научила не лениться, помогла понять, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Старание дали результат. Наш класс стал самым сплоченным в детском доме. Мы никогда не проходили мимо чужой беды, были доброжелательными и бранных слов при дамах не произносили, помогали тем, кто нуждался отстаивали справедливость. К каждому из нас Галина Петровна нашла свой подход. Любила нас всяких: шумных и тихоньких, умных и не очень, послушных и капризных, ухоженных и неряшливых. Ее кредо – выявить самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, чтобы дети получили радость от приобретенных знаний, чтобы после школы смогли найти в жизни свое место.

    Надо сказать, что Галина Петровна в своей работе всегда опиралась на детский актив, который во всем старался ей помочь. В нашем классе за общий порядок всю культурную жизнь и успеваемость отвечал Тагир Хусаинов. Он хорошо учился, особенно обожал математику. На контрольных успевал решить несколько вариантов сложных заданий. А еще, Тагир прекрасно пел, имел от природы абсолютный музыкальный слух. Без труда раскладывал любую песню на несколько партий. Не мог выносить фальшивых нот. Слыша их, он весь содрогался, словно под ударом электрического разряда. Ольга Конопелько отвечала у нас за чистоту и внешний вид одноклассников. Раян Ахмеров из года в год следил за сохранностью мебели и иного хозяйственного инвентаря. Наш Николай Рожков писал заметки из жизни класса в школьную газету «Колокол». Он читал выразительно, как дикторы радио Юрий Левитан или Илья Прудовский. Имел прекрасную память. От природы отлично владел синхронным переводом с немецкого языка на русский и наоборот. Характер у него был сложный, он всегда старался отстаивать справедливость. 20 апреля 2020 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа – медики на вызов прибыть не успели. Светлая ему память. В ближайшее время мы обязательно подготовим подробный рассказ о его жизни.

    На мою долю выпадало готовить самые разнообразные лекции, беседы: о героях войны и наших дней, артистах, художниках, космонавтах, ученых, композиторах и поэтах. Я читал их с большим удовольствием во всех классах интерната.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.