|
|||
Слайд 7. Я есмь!» - заявила векам. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Слайд 7 Ведущий 2: Вначале появилось картинное письмо, потом стали изображать отдельные предметы, а затем научились передавать знаками их названия. Слайд 8-9 Ведущий 1: В истории развития славянской письменности три этапа "руница", "глаголица" и "кириллица". Слайд 10
Ведущий 2: До принятия крещения на Руси использовалась велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга". Велесова книга - уникальный памятник древнеславянской письменности IX века. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками. Слайд 11 Ведущий 1: Берестяные грамоты- письма и документы на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Большинство берестяных грамот — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения. Слайд 12 Ведущий 2: Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин и Мефодий. Ведущий 1: Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога. Слайд 13 Ведущий 2: Братья - Константин после принятия монашеского сана Кирилл и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Слайд 14 Ведущий 1: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.
Ведущий 2: Константин взял книги на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги стали ему понятны.
Ведущий 1: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.
Ведущий 2: Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию.
Ведущий 1: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Слайд 15 Ведущий 2: Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. Слайд 16-17
Ведущий 1: После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. Слайд 18 Ведущий 2: Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия. Слайд 19 Ведущий 1: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание! Слайд 20 Ведущий 2: Так вот они – наши истоки, Плывут, в полумраке светясь, Торжественно – строгие строки, Литая славянская вязь. Так вот где, так вот где впервые Обрёл у подножия гор Под огненным знаком Софии Алмазную твёрдость глагол. Ведущий 1: Великое таинство звука, Презревшее тленье и смерть, На синих днепровских излуках Качнуло недвижную твердь. И Русь над водой многопенной, Открытая вольным ветрам, «Я есмь!» - заявила Вселенной, «Я есмь!» - заявила векам.
Слад 21 Ведущий 2: Старославянская азбука называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы.
Слайд 22 Ведущий 1: Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя.
Ведущий 2: Отчего, обжигая горло, Разбирая часами подряд Сочетания «оло»и «оро» - «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»? «Человек некий име два сына…» Я прислушиваюсь к словам. Открывается в них Россия, Легендарная быль славян… Сто-ро-на. Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы: С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык!
Ведущий 1: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах. Слайд 23 Ведущий 2: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
Ведущий 1: Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые - Ё и Й. Слайд 24
Ведущий 2: В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Ведущий 1: Развитие культуры День Кирилла и Мефодия играет большую роль в культурной жизни страны. Он подогревает интерес подрастающего поколения к языкознанию, литературе, истории, знакомит более старшее поколение с историческими вехами. Сама история праздника “День славянской письменности” говорит о его важной миссии - просвещении. Открытые лекции, семинары, чтения - те мероприятия, которые знакомят посетителей с новыми открытиями, основными версиями исторической правды, с новыми литературными и публицистическими трудами.
Ведущий 2: Ведущий 2: Ведущий 1:
Слайд 25 (Звучит гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.)
Ведущий 2: Наше мероприятие, посвященное дню славянской письменности, заканчивается. Ведущий 1: До свидание. До новых встреч .
|
|||
|