Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иванов Петр 4 5 3. Как правильно понимать условие?



Иванов Петр 4 5 3

Требуется написать как можно более эффективную программу (укажите используемую версию языка программирования, например, Borland Pascal 7.0), которая будет выводить на экран фамилии и имена трех худших по среднему баллу учеников. Если среди остальных есть ученики, набравшие тот же средний балл, что и один из трех худших, то следует вывести и их фамилии и имена.

Как правильно понимать условие?

1) как и в предыдущей задаче, данные «подаются на вход программе», то есть, их можно читать с помощью операторов read (readln), предполагая, что кто-то вводит эти данные с клавиатуры вручную

2) «количество учеников не меньше 10, но не превосходит 100», здесь только вторая часть – полезная информация, она намекает на то, что придется все введенные данные одновременно держать в памяти, выделив массив (или массивы) размером 100 элементов

3) сказано, что фамилия имеет длину не более 20 символов, а имя – не более 15; здесь, по сути, важно лишь то, что фамилия и имя (вместе) занимают меньше 255 символов, то есть, «влезут» в стандартное ограничение (255 символов) для типа string в классических версиях Паскаля

4) после фамилии и имени записаны три оценки (а не одно число, как в прошлой задаче), причем по условию нас НЕ интересуют эти числа, а интересует только средний балл каждого ученика;

5) важно! средний балл – это вещественное число (может иметь дробную часть), тут уже стоит задуматься: все задачи обычно составляются так, чтобы они решались «хорошо», в то же время операции с дробными числами (почти) всегда выполняются с ошибками, поскольку большинство вещественных чисел нельзя точно (стандартными методами) представить в памяти реального компьютера

6) следующий шаг к правильному решению: поскольку число оценок у всех учеников одинаковое, средний балл для каждого это сумма его оценок, деленная на 3; поэтому вместо среднего балла мы можем сравнивать суммы баллов – целые числа!

7) требуется вывести фамилии и имена (баллы не нужны!) трех худших учеников, причем их может быть и больше, если несколько «худших» набрали одинаковую сумму баллов

8) если бы требовался один худший – все решается поиском по массиву; первая идея – найти самого худшего (1 проход), затем – 2-ого с конца (еще 1 проход), и, наконец, 3-его (всего три прохода по массиву)

9) это не лучший вариант (на экзамене будут сняты баллы) по двум причинам:

o в таком методе решения три прохода по массиву, а в самом деле достаточно одного (см. далее), значит, программа неэффективна

o непонятно, что делать в том случае, если худших – больше трех (в предельном случае – вообще все!) – за это также снимут баллы (программа работает не для всех вариантой входных данных)

10) возникает следующий вариант – отсортировать массив про возрастанию суммы (и, следовательно, среднего балла), одновременно переставляя имена и фамилии, а затем вывести самых худших, которые после сортировки окажутся в начале массива

11) этот вариант тоже плох, потому что программа неэффективна; «школьные» алгоритмы сортировки (метод «пузырька», метод выбора) имеют сложность , а надо попытаться найти метод со сложностью

Решение (общий подход):

1) сначала составим программу в самом общем виде на псевдокоде, чтобы определить ее основные блоки, а потом будем их постепенно «расшифровывать» через операторы языка программирования:

{ читаем все данные и запоминаем их }

{ находим три худших результата }



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.