Конспект урока обучения грамоте
Конспект урока обучения грамоте
Школа:95 Учитель:Соколова О.Н.
Класс:1 «5» Методист:Кондратьева И.И.
Кабинет:213 Студентка:Червинская М., 42 гр.
Урок: 1
Дата: 27.10.2017 г.
Тема: Звуки [р],[р’], буквы Р,р. Закрепление.
Цели деятельности учителя:
закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты:
Предметные:
продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста.
формировать навык чтения.
Личностные:
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги)
Тип урока:закрепление.
Оборудование: азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), программа ПНШ, презентация.
№
| Этап урока
Метод и приемы
| Хро-нометраж
| Содержание урока. Деятельность учителя.
| Деятельность ученика
| УУД
|
| Организационный момент
Словесн.: приветствие
| 1 мин
| Здравствуйте ребята! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. Присаживайтесь.
В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать. (слайд)
| Приветствуют учителя
| Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся
|
| Мотивационный
Практич: артикуляционное упражнение.
Практич.: чтение и языковой анализ
Практич: чтение слов
| 3 мин.
| Актуализация опорных знаний.
- Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку.
- Обратите внимание на слайд, читаем все вместе вслух. (слайд)
Ра-ра-ра – начинается… (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары). Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру). Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе). Ри-ри-ри – на ветках… (снегири). Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный… (помидор). Ир-ир-ир – мой папа… (командир). Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь). Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора). Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).
- Какие звуки встретились?(Встретились два звука [р] и [р’]) (слайд)
– Ребята, найдите потерянную букву.
- Кто желает прочитать четверостишье?(слайд)
Воробьишка поскакал – Где-то кошки (крошки)отыскал. Он одну сейчас же съел, Остальные не успел.
(слайд)
– Ребята, а какие звуки обозначает буква «р» (эр)? (Буква «р» (эр) обозначает звук [р] и [р’] ) (слайд)
-Давайте дадим букве «р» (эр) характеристику. (Характеристика: звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий).(слайд)– Сегодня на уроке мы закрепим чтение слов с буквой «р». (Тема урока: Звуки [р],[р’], буквы Р,р. Закрепление. (слайд)
- Цель урока: продолжать учиться читать слова и предложения с буквой Р. (слайд) – Обратите внимание на слайд. В каких словах мы слышим звуки [р], [р’]?
- Давайте хором прочитаем слова, которые даны на слайде. (Последовательное чтение). (слайд)
рама [р]
рис [р’]
гриб [р’]
строка [р]
- Ребята, а теперь прочитайте те слова где звук будет [р]. (Слова: рама, строка).Выборочное чтение.(слайд)
- Как узнали, что здесь твердый согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоят гласные буквы а и о. А эти гласные обозначают твердость согласных звуков).
- А теперь прочитайте слова где звук [р’]. (Слова: рис, гриб) (слайд)
- Как вы узнали, что здесь мягкий согласный? (Потому что после буквы р (эр) стоит гласная и. А эта гласная обозначает мягкость согласных звуков).
– Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко? (Гласные буквы показывают, что согласный произносится мягко. Такие буквы как: И, Е) (слайд)
| Выполнять артикуляционную зарядку.
Определять цель учебного задания. Контроливать свои действия в процессе его выполнения.
Выделять новые звуки из слов.
Характеризовать новые звуки из слов.
Определять место новой буквы.
| Р: принимать и сохранять уч. задачу
К:участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями;
|
| Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: чтение слогов и слов по учебнику.
Словарная работа.
Словесн.:
объяснение значение слов
Практич.:
анализ и чтение слов
Практич.:
анализ и чтение слов
Практич.:
анализ и чтение слов
Динамическая пауза
Практич.: повторяют движения
| мин.
| - Ребята, открываем азбуку на странице 34. Давайте прочитаем слоги и слова. –
1. Последовательное чтение по цепочке.
- Читаем по очереди и по одной строчке. Начинаем с первого ряда.
После прочтения первой строчки идет объяснение нового слова.
-Какое новое слово встретилось вам, прочитав первую строчку? (Слово: мрамор) (слайд)
М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ. (слайд)
После прочтения последней строчки идет объяснение нового слова.
- Какое новое слово встретилось вам, прочитав последнюю строчку? (Слово: налим) (слайд)
Н а л и м – хищная пресноводная рыба. (слайд)
2. Выборочное чтение.
– Прочитайте слова, которые всегда нужно писать с заглавной буквы. (Слова: Рина, Арина, Ирина, Роман).(слайд)– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?(Потому что это имена собственные. А имена собственные пишутся всегда с заглавной буквы). - У вас на столах лежат фишки – звуки.
– Сейчас вы должны составить схему для слова мрамор.
На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей.
- Проверяем схему к слову мрамор.
Анализ слова: (слайд)
1) Слоги.
2) Ударение.
3) Характеристика звуков.
- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мрамор. (слайд)
1) Мрамор – два слога.
2) Ударение падает на первый слог.
3) [м] – согласный, звонкий, твердый,
[р] – согласный, звонкий, твердый,
[а] – гласный, ударный,
[м] – согласный, звонкий, твердый,
[о] – гласный, безударный,
[р] – согласный, звонкий, твердый.
- Сейчас составляем схему для слова Арина. (слайд)
- А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет.
– Сейчас вы должны составить схему для слова Роман.
На слайде будут четыре схемы, из которых учащиеся должны выбрать ту, которая подходит к данному слову и проверить эту схему со своей.
- Проверяем схему к слову Роман. (слайд)
- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове Роман. (слайд)
1) Роман – два слога.
2) Ударение падает на второй слог.
3) [р] – согласный, звонкий, твердый,
[о] – гласный, безударный,
[м] – согласный, звонкий, твердый,
[а] – гласный, ударный,
[н] – согласный, звонкий, твердый.
- Сейчас составляем схему для слова налим. (слайд)
- А теперь находим эту схему на слайде и проверяем, подходит ли она или нет.
– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р] такие: мрамор, Роман, нарыла). – Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р’]. (Слова в которых буква «р» обозначает звук [р’] такие: Рина, Арина, Ирина). – Прочитайте слова, которые состоят из одного слога. (Слово: лил) – Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов. (Такие слова как: мрамор, Рина, Роман, лила, налим) – Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов. (Такие слова как: Арина, Ирина, налила, нарыла).– Прочитайте слова-предметы. (Слово: мрамор) – Прочитайте слова-действия. (Такие слова как: лила, налила, нарыла).
Видеофрагмент
| Принимать учебную задачу урока.
Определять значение слова в контексте.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Соотносить слова и иллюстрации.
Отвечать на вопросы по иллюстрации.
Повторяют движения.
| Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.
Р: целеполагание
К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.
|
| Решение частных задач
Практ.:
составление предложений
Практ.:
соотнесение предложений со схемами
Практ.:
составление предложений
Практ.:
соотнесение предложений со схемами
Практ.:
Работа с текстом
Динамическая пауза
Практич.: повторяют движения
Практ.:
работа по учебнику
Практич.:
анализ слов
Практич.:
анализ слов
| 25 мин.
| – Ребята, рассмотрите иллюстрации в учебнике. – Давайте составим предложения по каждой иллюстрации, и вы запишете схему-модель по каждому предложению к себе в тетрадку.
- Что изображено на первой иллюстрации? (На первой иллюстрации изображено как Маша налила Мише воды в кружку).
На слайде изображены схемы-моделей, учащимся нужно выбрать ту, которая подходит под данное предложение.
- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?
(Маша налила воды Мише в кружку). (слайд)
- Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы).
- Что изображено на второй иллюстрации? (На второй иллюстрации изображено как Миша моет посуду).
- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?
(Миша моет посуду). (слайд)
- Почему в данной схеме есть полоска? (Потому что присутствует имя собственное, которое пишется с заглавной буквы).
- Что изображено на третьей иллюстрации? (На третьей иллюстрации изображено как мама купает Ирину).
- Так какая же схема-модель подходит к этому предложению?
(Мама купает Ирину). (слайд)
- Почему в данной схеме наверху есть полоска? (Потому что в этой схеме присутствуют имена собственные, которые пишутся с заглавной буквы).
– Ребята, кто прочитает в учебнике на странице 34 первое предложение.
- Кто прочитает второе предложение?
- Кто прочитает третье предложение?
- Какого слова не хватает в последнем предложении? (Слово: руки). (слайд)
– Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три слова.) – Обратите внимание на слайд. На слайде дана схема.
- Вы должны внимательно прочитать ещё раз все три предложения и найти то предложение, к которому подходит данная схема.
К данной схеме подходит первое предложение: У Арины мыло. (слайд)
Видеофрагмент.
Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
-Читаем по цепочке данные пары слов. Начинаем с третьего ряда.
- Какими звуками отличается первая пара слов? (Первая пара слов отличается звуками [л] и [р]).
- Какими звуками отличается вторая пара слов? (Вторая пара слов отличается звуками [л] и [р]).
- Какими звуками отличается третья пара слов? (Третья пара слов отличается звуками [о] и [а]).
- Какими звуками отличается четвертая пара слов? (Четвертая пара слов отличается звуками [р] и [л]).
- Какими звуками отличается пятая пара слов? (Пятая пара слов отличается звуками [м] и [м’], [э] и [и]).
- Какими звуками отличается шестая пара слов? (Шестая пара слов отличается звуками [м] и [р]).
- Какими звуками отличается седьмая пара слов? (Седьмая пара слов отличается звуками [л] и [р]).
- Какими звуками отличается восьмая пара слов? (Восьмая пара слов отличается звуками [м] и [н]).
- Молодцы, ребята.
|
Рассуждать о том где можно найти необходимую информацию.
Соотносить текст и схемы.
Соотносить текст и схемы.
Соотносить текст и схемы.
Определять основную мысль текста.
Отвечать на вопросы по иллюстрации.
Соотносить текст и иллюстрацию
Выполнять движения.
Осуществлять решение учебной задачи под руководство учителя.
Отвечать на вопросы по иллюстрации.
Соотносить все изученные буквы со звуками.
| П:
- осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Р:осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; -адекватно воспринимают оценку учителя.
-Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
|
| Итог урока. Рефлексия
Словесн.:
ответы на вопросы,
самоанализ.
| 5 мин.
| Рефлексия деятельности
- Какие цели на урок мы с вами ставили? (слайд)
- Кто достиг поставленных целей?
- Какие звуки обозначает буква «р»? (Буква «р» (эр) обозначает звуки [р] и [р’] ). (слайд)
- Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [р] и [р’]?(Звук [р] согласный, звонкий, твердый. Звук [р’] согласный, звонкий, мягкий.),
Эмоциональная рефлексия
-Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. (слайд)
| Анализировать выполнение учебной задачи урока.
Оценивать результаты своей деятельности.
| П.:
Структурировать знания;
Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.
|
|