Урок обучения грамоте в 1 классе по букварю под редакцией Т.М. Андриановой (Планета знаний).
Урок обучения грамоте в 1 классе по букварю под редакцией Т.М. Андриановой (Планета знаний).
Тема: Гласный звук [Э], буква Э э.
Цель: Ознакомление с гласным звуком [Э], буквой Э э.
Задачи:
- Познакомить детей с гласным звуком [Э], буквой Э э.
- Раскрыть значимость буквы.
- Формировать и совершенствовать навык чтения.
- Обучить детей правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.
- Развивать речь в ходе беседы, память, мышление.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: картинки из сказки «Дюймовочка», букварь, картинка буквы Э, рабочая тетрадь, книга «Дюймовочка».
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность детей
| 1.Организация детей
2.Сообщение темы и целей урока
3.Изучение нового материала
физминутка
физминутка
4. закрепление изученного
5.Итог урока
| Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.
Ребятки, посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.
Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).
Итак, а сейчас глазки подняли на меня, и послушайте отрывок из этой сказки.
…Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов...
- Итак, как зовут друга Дюймовочки?
Давайте попробуем выделить первый звук из слова Эльф.
- Какой это звук гласный или согласный?
А как вы догадались?
- Можно петь;
- Нет преград при произношении;
- Образует слоги.
Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э].
А давайте посмотрим, как он обозначается на письме (вывешивается карточка с буквой Э).
Итак, на что похожа буква Э?
Половина овала и внутри палочка.
Посмотрите, как обозначается письменная буква Э и как печатная. Чем они отличаются?
У письменной есть наклон и верхняя часть уже, чем нижняя.
Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.
Итак, сначала послушайте меня внимательно.
Рот разинув до ушей,
Буква Э сказала: «Эй!»
- Эге-гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
Молодцы! Очень хорошо.
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать Шесть - за стол тихонько сесть.
Итак, давайте немножко поиграем
Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щётка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.
Ребята, случилось что-то непредвиденное. Оказывается буква Э у нас ворчливая.
- Э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть не в самый конец алфавита… Эк, меня занесло куда! Эх, мне бы на первое место! Эй, буквы, пропустите-ка меня вперед!..
Но буквы сказали:
- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно полезной быть.
- Посмотрите какое место буква Э занимает на ленте букв.
Оказывается наша буква тоже полезная, независимо от места, на котором она стоит. Поэтому когда вы идете в столовую, знайте свое место.
Ребятки, давайте придумаем слова на букву Э.
Хорошо. Молодцы.
А теперь мы будем учиться читать эту букву.
Оказывается Эльф и Дюймовочка у нас в гостях. Откройте букварь на стр.33. Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы научились читать.
ЭМ АУ УМ Анна ОНА МНУ
ЭН НА УМНА Эмма ОН ЭМУ
- Почему слова Анна и Эмма написаны с большой буквы? (картинка девочка)
Сколько слогов в слове Эмма? ( 2)
Поставить руку, посчитать количество гласных
- Какой первый слог? ЭМ
- Какой второй? МА
Давайте прочитаем предложения.
Это Эмма.
- Почему первое слово с большой буквы?
- А второе?
- Сколько слов в предложении?
- Что ставим в конце?
Придумайте второе предложение.
У Эммы _________ _____________.
Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на которой изображена птица. Эта птица называется эму. Почему мы пишем с маленькой буквы?
Эму – это птица, покрытая перьями. У нее длинные ноги, которые помогают ей быстро передвигаться. Живет она в Австралии, где пустыни.
Итак, давайте составим схемы слов Эмма и эму.
- Есть ли между этими словами разница? Какая?
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп (присели)
Немного отдохнем.
Итак, а сейчас открываем наши рабочие тетрадочки.
Выполняем задание под №4. Найди и обведи букву Э.
№5. Найди закономерность (напечатано на доске). 2 столбик выполнить дома.
Если остается время на нижней строке дети прописывают букву Э.
- Итак, какую новую букву узнали на уроке?
- Какая она?
- Что особенно запомнилось?
- Какие возникли трудности?
| Приветствие.
Дюймовочка.
Слушают.
Эльф.
Э
Гласный.
Дети заучивают стихотворение.
Имена девочек.
Это название птицы, а не кличка.
Эму – 3 звука, Эмма – 4. Эмма – имя девочки, а эму – название птицы.
|
Схема слов с буквой Э:
Эхо
Эму
Эклер
Эвкалипт
Эфир
|