|
|||
опубликовано. Богоявленская улица — церковный центр Калуги и губернии в 19 веке.опубликовано в сб." Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья": материалы XVII Всероссийской научной конференции. Калуга,2019.С.194-199)
Богоявленская улица — церковный центр Калуги и губернии в 19 веке. М.А. Ефименкова, зав отделом, государственное казенное учреждение культуры Калужской области « Калужская областная детская библиотека».
Одна из лучших краеведческих книг по истории Калуги характеризует изучаемую нами улицу так: «Церковным центром города и губернии в конце 19 века стала Богоявленская улица»[i]. Если посмотреть на карту Калуги1912 года, то становится понятным справедливость такого определения [ii]. Действительно, небольшая территория, которая включает и собственно Богоявленскую улицу и прилегающую к ней местность, изобилует храмами: Ильинский храм (утрачен), Казанский монастырь (восстанавливается), Богоявленский храм (восстанавливается), домовые храмы святой Екатерины и иконы Калужской Божией Матери (утрачены), Спасо-Жировский храм (утрачен). К истории Богоявленского храма, давшего название улице, неоднократно обращались краеведы Калуги, однако до сих пор разрозненная информация не сведена воедино. Попробуем рассмотреть историю храма по следующей схеме: 1.Историческая справка о храме 2. Современные опубликованные работы о Богоявленском храме.3.Изученность некрополя. В путеводителе Д.И. Малинина о Богоявленском храме говорится: «Она,по-видимому, существовала уже в начале XVII в., так как в описи Бегичева и Пчелина 1617 г. упоминается Богоявленская сотня [iii]. Как утверждает Дмитрий Иванович, каменная церковь построена прихожанами в 1735 г. с двумя приделами во имя Афанасия Александрийского и Богоматери «Всех скорбящих радости». Некоторые источники годом постройки церкви называют 1746 год [iv]. Новая колокольня вместо обветшавшей построена в1832 году; тогда же поновлена и трапеза, а в 1849 году расширена. В конце 19 века, когда трапезную и колокольню соединили в единое сооружение, храм принял современный вид. К чтимым иконам храма относились: древний образ святителя Афанасия, икона великомученицы Варвары, Владимирская икона Божией Матери, икона Успения Пресвятой Богородицы, храмовая икона Богоявления, икона святителя Николая Чудотворца. В 1934 году храм был закрыт. Известно, что в годы Советской власти были разрублены металлические конструкции, стягивающие здание изнутри — так называемые «тяжи»[v].Это было сделано для того, чтобы разрушить храм, но наши предки словно предугадали эту возможность и в свое время соорудили второй пояс стальных тяжей, воспрепятствовавших разрушению трапезной. При въезде последнего арендатора в помещение бывшего храма (Государственный архив Калужской области) реставраторами кооператива «Риск» были побелены потолки, в результате чего исчезла прекрасная живопись с изображением библейских сюжетов [vi]. Некоторые калужские исследователи в своих работах касались истории Богоявленского храма например, профессор Смольянинова М.И. обстоятельно изложила житие священника Иоанна Глаголева, который с 1913 года был настоятелем храма. Годы служения батюшки пришлись на самое трагическое время в истории церкви [vii]. О протоиерее Иоанне Глаголеве пишет и известный калужский краевед Елена Метальникова[viii]. Подробно описали деятельность Богоявленского братства для оказания помощи прихожанам Н.А. Васильева и А.В. Штепа[ix]. Богоявленское приходское братство торжественно было открыто 24 октября 1873 года. Большая заслуга в его учреждении принадлежала помещице Варваре Александровне Храповицкой и особенно её дочери Пелагее Ивановне. П.И.Храповицкая, достигнув 18 лет, много беседуя с настоятелем церкви Богоявления священником А.Г. Волхонским о нуждах прихожан, как отмечено в «Калужских епархиальных ведомостях», обошла с ним всех бедных своего прихода, и, когда воочию убедилась в нищете и безысходном положении их, решила устроить Богоявленское братство, по примеру Георгиевского за верхом, увидев в его деятельности, сколько добра можно оказать неимущей братии. Главной целью братства была помощь «истинно нуждающимся прихожанам хлебом и деньгами». Братство состояло из попечителей и рядовых членов. Так, в 1877 году насчитывалось 6 попечителей и 35 членов. В разные годы членами-попечителями братства были А. Волхонский, Е.И. и А.И. Кологривовы. Известно, что в 1901 году в состав Богоявленского братства входили протоиерей Иоанн Кронштадский (о. И.И. Сергиев), который пожертвовал на нужды прихожан 100 рублей, Н.С. Яновский, Е.З. Лузикова, К.П. Фалеев, Д.Д. Кушневский, А.А.Овсянников, О.В.Зайцева, С.Н. Земблинова,Р.И.Земблинов, А.Н.Волкова, А.И. Попова, О.А.Дьяконова и др. К сожалению, на сегодняшний день никто из знатоков истории Калуги не озадачился проблемой изучения некрополя Богоявленского храма. Доступны лишь некоторые факты о некогда известном в городе кладбище, ныне утраченном [x]. Генриетта Михайловна Морозова упоминала о том, что Авраам Евдокимович Торубаев построил церковь Богоявления в 1735 году[xi]. В «Прогулках» она говорит о завещании А.Е. Торубаева похоронить себя «близ гробов родителей наших»[xii].В упомянутой выше статье Смольяниновой М.И. приводится такой факт: «Единственная дочь Ивана Егоровича Глаголева Анастасия Ивановна (1891г.р.), окончившая Московский женский мединститут и работавшая в Калуге врачом, как говорили мне мои тетки, в январе 1918 года вместе с группой интеллигенции вышла на демонстрацию с лозунгом: « Руки прочь от Учредительного Собрания!». Настенька разделяла взгляды отца и готова была как-то защитить их. А перед большевиками в 1918 году остро стоял вопрос, как удержать власть. По словам Троцкого, в 1918 году властью двигала «стратегия отчаяния». Мирная демонстрация в защиту Учредительного Собрания была расценена как эсеровский мятеж. По свидетельству очевидцев, Анастасия Глаголева шла в первом ряду демонстрантов. В нее выстрелил матрос Зубатов, пуля попала в сердце. Отец схоронил Настеньку в ограде церкви Богоявления»[xiii]. Этот факт упоминает и Валерий Продувнов, который называет демонстрацию «Калужским кровавым воскресеньем», датирует её 10-м декабря 1917 года [xiv]. А Е.В. Метальникова нашла в метрической книге Богоявленского храма за 1917 год запись о том, что «10-13 декабря. Врач земского госпиталя, дочь местного священника, Анастасия Ивановна Глаголева (25 лет) убита, погребена в ограде Богоявленской церкви» [xv].Возможно в некрополе Богоявленской церкви похоронен и И. Н. Храповицкий, семья которого много благотворила для храма, о чем свидетельствует в своем исследовании Г. В. Анохина[xvi]. Отдельные сведения о погребенных калужанах на Богоявленском кладбище можно найти в книгах Н.И Кожевниковой [xvii]. Упомянутое выше семейство Храповицких в 60-х годах 19 века купило дом на Богоявленской улице у Торубаевых[xviii]. В 18-м веке особняк принадлежал Торубаевым – Евдокиму Ульяновичу и его сыну Аврааму Евдокимовичу[xix]. Год приобретения бывшей торубаевской усадьбы Калужской епархией в краеведческой литературе называется по-разному. Документально же известно, что в 1882 году по проекту Б.А. Савицкого и Л.В. Гриневского было выстроено здание, называемое Дом певчих с домовой церковью в честь Калужской иконы Божией Матери при Архиерейском доме на Богоявленской улице (ныне ул. Кутузова 24). Здание состояло из храма, двух помещений к западу и колокольни. Специальная пристройка-переход соединяла алтарь храма с Архиерейским домом. В 1885 году храм был расписан. В 1893 -1894 годах губернский инженер В.К. Савельев, архитектор Л. В. Гриневский и епархиальный архитектор Н.В. Сытин спроектировали и возвели здание, объединившее храм, переход в Архиерейский дом и расширенную Певческую школу[xx]. Зная годы правления калужских архиереев, можно составить список владык, которые жили в этом особняке: *Епископ Владимир (Никольский) – с 14 мая 1881 года по 21 мая 1888 года. *Епископ Анастасий (Добрадин) – с 21 мая 1888 года по 3 июня 1890 года. *Епископ Виталий (Иосифов) – с 3 июня 1890 года по 14 сентября 1892 года. *Епископ Анатолий (Станкевич) – с 29 сентября 1892 года по 29 января 1894 года. *Епископ Александр (Светляков) – с 29 января 1894 года по 8 октября 1895 года. *Еписков Макарий (Троицкий) – с 22 октября 1895 года по 11 июля 1901 года. *Епископ Вениамин (Муратовский) – с 11 июля 1901 года по 31 декабря 1910 года. *Епископ Александр (Головин) – с 31 декабря 1910 года по 25 июня 1912 года. *Епископ Тихон (Никаноров) – с 25 июня 1912 года по 13 мая 1913 года. *Епископ Георгий (Ярошевский) – с 13 мая 1913 года по 6 июля 1916 года. *Епископ Феофан (Туляков) – с 6 июля 1916 года по 29 сентября 1927 года [xxi]. Интересно понаблюдать как развивалась духовная жизнь центра губернии и Калужского края в целом, в данный исторический отрезок времени при означенных выше правящих архиереях. При епископе Владимире (Никольском), в конце 19 века, особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковно-приходских школ, учрежден Епархиальный училищный совет, при архиерейском доме открыта образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской семинарии и Мещовского духовного училища, в Калужском духовном училище создана больница, а также было положено начало двух благотворительно – просветительских братств: Георгиевского за верхом и Боровского. В начале 20-го века появились новые формы духовно – просветительской работы: церковно-пастырские собрания с чтением лекций и проповедей на духовно-нравственные темы; Рождественские елки с чтением проповедей; беседы с калужанами, которые уходили в столицы на заработки и там могли попасть в секты[xxii]. В этот же период времени происходит образование Калужского церковного историко- археологического общества, которое организовало историческую библиотеку в Калужской семинарии, устроило древлехранилище, в котором были собраны старинные антиминсы, утварь и иконы. Не случайно, Д. И. Малинин, информируя об Архиерейском доме, пишет: « В архиерейской ризнице имеются антиминсы дониконовского времени»[xxiii]. По инициативе КЦИАО была проведена перепись достопримечательностей по всем приходам Калужской епархии. Общество издало 6 томов, в 10-ти книгах, своего периодического органа «Калужская старина»[xxiv]. О домовом храме Калужской иконы Божией Матери при архиерейском доме почти ничего не известно. Чуть больше информации сохранилось о соседнем домовом храме великомученицы Екатерины при Епархиальном женском училище. Епархиальное женское училище было открыто 10 ноября 1879 года на средства епархиального духовенства.Училище располагалось в четырехэтажном кирпичном здании напротив Богоявленской церкви. Сейчас в этом здании на улице Кутузова,22 находится школа-гимназия №9. Сначала было открыто только три класса, в которые поступило 133 ученицы. Девочки десяти и одиннадцати лет в основном из семей духовенства, поступали в первый класс этого закрытого учебного заведения. Учеба продолжалась в течение семи лет[xxv]. Сироты жили на полном пансионе. В училище преподавались такие предметы, как Закон Божий, русский и славянский языки, словесность, математика, история, география, физика, пение. Последний класс был педагогическим, в котором преподавались педагогика и психология.Выпускницы училища устраивались, в основном, работать учительницами церковно-приходских школ. После замужества они покидали работу, становясь опорой мужу-священнику. С 1906 года в училище уже было 7 классов. В 1911 году здесь обучалось уже 562 ученицы. В комплекс училищных зданий входили также здание больницы и общежитие на 350 человек. В 1883 году Городской голова, калужский купец И.К. Ципулин выразил желание устроить для воспитанниц Епархиального училища за свой счет домовую церковь с условием, чтобы храм был посвящен памяти великомученицы Екатерины, имя которой носила его рано умершая дочь. Для этой цели был выделен училищный зал с прилегающей к нему комнатой для устройства алтаря. В том же году в Москве был заказан иконостас, и было начато обустройство храма, который был готов к началу декабря 1885 года. 8 декабря состоялось его освящение. В храме воспитанницами совершались утреннее и вечернее молитвенные правила. Перед каждым уроком дежурный читал молитву. Во время церковных праздников ученицы украшали свою церковь. Домовый храм не сохранился[xxvi]. Девятнадцатый век привел Русскую Православную Церковь в целом, и Калужскую епархию в частности, в противоречивое и неоднозначное состояние [xxvii]. С одной стороны внешнее положение Православия в Калужской губернии было весьма впечатляющим. Православного населения числилось 1215976 человек, что составляло подавляющее большинство жителей. В епархии действовало 743 храма, в том числе 609 соборных и приходских, 26 монастырских, 42 домовых и 52 приписных храма, действовало 8 мужских и 5 женских монастырей, 2 женские монашеские общины. Православных верующих духовно окормляли 76 протоиереев, 647 священников, им сослужили 226 диаконов. Сеть православных учебных заведений состояла из 626 школ, в которых работало около 30 тысяч человек, действовала Калужская Духовная семинария, 38 духовных училищ, Епархиальное женское училище. Православная литература хранилась в 1 епархиальной, 30 окружных и 345 церковных библиотеках. Социальную и благотворительную деятельность осуществляли 9 богаделен,32 братства,406 церковно- приходских попечительств, 18 обществ трезвости. Миссионерская деятельность осуществлялась епархиальными благочинными миссионерами,5-ю миссионерскими братствами и миссионерским комитетом, координирующим всю деятельность в губернии. Однако, с другой стороны, и церковь и общество находились в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Калугу ожидала катастрофа, разразившаяся в 1917 году, и разрушенные храмы Богоявленской и Ильинской улиц явились страшным тому подтверждением.
[i] Единственная и неповторимая: Калуга в старой открытке. Владимир,2006. С.243. [ii] Калуга в 1912 году: план города. Калуга,1992. [iii] Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга,2004. С.137-138. [iv] Земля Калужская – земля святая. Калуга,2014. С.87. [v] Комиссаров В. Православные храмы Калуги,2000. С.87. [vi] Баташев Н. Загадочный храм // Знамя – 1992 – 6 окт. – С.2. [vii] Смольянинова М.И. Священник И.Г. Глаголев и его семья // Сергиевские чтения. Калуга,2016. С.213-225. [viii] Метальникова Е.В. Жизнь, отданная Богу: служение священника Богоявленского храма г. Калуги протоиерея Иоанна Глаголева // Православный христианин: спецвыпуск «900-летие преставления прпмч. Кукши». 2014. С.31-36. [ix] Васильева Н.А., Штепа А.В. Обзор благотворительной деятельности градокалужских приходских братств во 2-ой половине XIX – начале XX веков. // Калуга в 6-ти веках. 2003. С.82-94. [x] Днепровский А.С. Утраченные кладбища г. Калуги.// Калужский некрополь: сборник статей. Калуга,2009. С.151. [xi] Морозова Г. Славная фамилия // Провинция-Информ. 1991. №43. 22 окт. С.6-7. [xii] Морозова Г. Прогулки по старой Калуге. Калуга,1993. С.196. [xiii] Смольянинова М.И. См. указ. статью С.218. [xiv] Продувнов В. Застывшие мгновения калужской истории.// Калужская неделя. 2013. 8 мая. С.30. [xv] Метальникова Е.В. См. указ. статью С.36. [xvi] Анохина Г.В. Родов связующая нить. Мария Сергеевна Кар и её родственные связи.// Сергиевские чтения. Калуга,2014. С.58.
[xvii] Кожевникова Н.И. «Калуга купеческая»(2013); «Калужские купцы и мещане»(2015); «Жители Калуги» (2016). [xviii] Анохина Г.В. Некрополь Свято - Лаврентьева монастыря. Варвара Александровна Храповицкая// Лаврентьев монастырь: история и современность. Калуга,2015. С.173-181. [xix] Морозова Г. Указ соч. С.196. [xx] По данным краеведа С. Коробцова : ГАКО. Специальный технический архив государственного органа Калужской области по охране объектов культурного наследия. Ф. Р.875, опись 6, ед.хр.83;550. [xxi] Епископы Калужской епархии.//Продувнов В. Это моя Калуга. Калуга,2000. С.351. [xxii] Земля Калужская – земля святая. Калуга,2014. С.20. [xxiii] Малинин Д.И. Указ.соч. С.139. [xxiv] Историко-краеведческие организации Калужского края (1891-1937 гг.): библиографический указатель. Калуга,1982. С.10. [xxv] Таболова М. Три православные подруги – известные женщины нашего города.//Православный христианин. 2014. №5. С.22-25. [xxvi] Земля Калужская Указ.соч. С.148. [xxvii] О. Андрей (Безбородов) Годы испытаний: история Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 годы. Калуга,2201. С.4-5.
|
|||
|