Конкуренция
Конкуренция
Что примечательно, такой патриархальный, в общем-то, товар Александр продвигает новейшим методом — через Интернет. Помимо него, сайты имеют еще порядка двадцати чухломских коллег-предпринимателей. И сотни — по всей России! Несмотря на такую «давку» в Сети, заказов хватает на всех. — Мы долго переживали: вот, закончит строиться Москва, и бизнес наш рухнет, — говорит Александр. — А теперь видим: не только Москва никогда не закончит строиться, но и регионы начинают подтягиваться. Благодаря контекстной рекламе Александр принимает по 15-20 звонков в день (из 10 клиентов 9 приходит именно так), причем не только из столицы. Часто интересуются возможностью заказать чухломской сруб жители Волгограда, Сочи, Геленджика. Таким образом, география возможных поставок деревянной продукции — города-миллионники, санаторно-курортная зона и морское побережье. Были даже желающие из США. — Некоторые наши компании работают с этими регионами, — говорит Александр, — но мы решили не разрываться на части. Зачем ехать за две-три тысячи километров, нести транспортные и временные издержки, когда под боком Москва? Казалось бы, поле для деятельности есть — неохваченных «загородной манией» клиентов хоть отбавляй. С другой стороны, компаний на рынке много, и они все развиваются, признает Николаев: «В минус выпадают только совсем уж маленькие фирмы. Стартовать действительно просто, но нужно постоянно инвестировать в развитие. Кстати, при рентабельности этого бизнеса в пределах 30-40% наш оборот в последние три года стабильно рос вдвое». Конкуренция на рынке, разумеется, есть. Весь вопрос в ее качестве. Для этого сегмента характерна не столько ценовая конкуренция, сколько соперничество за сырье и персонал. «Раньше было трудно найти заказ, а сейчас — лес, — признается владелец одной из фирм. — Я, честно говоря, даже не знаю, как выкручиваются фирмы, не имеющие своего материала». Выходом может стать открытие представительства фирмы в «лесном регионе» — но здесь начинаются кадровые проблемы. Недавно в Костромскую область пришел инвестор из столицы, приобрел лес и нанял для управления хозяйством несколько местных жителей. — Стопроцентно все развалят! — убежден Александр Николаев. — Самые головастые и хваткие местные жители давно уже имеют свой бизнес и держатся за него. А те, кто остался, увы, не имеют привычки стабильно работать. На лесозаготовках рабочий может заработать 20-30 тысяч рублей в месяц, на срубах — до 50 тысяч. Но, потрудившись пару месяцев, они нередко бросают дело и гуляют, пока не кончится «стратегический запас»… Поэтому большинству новичков не остается ничего другого, кроме как биться за лес…
|