Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная литература. Дополнительная литература. Интернет-ресурсы



 

 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Уфимский филиал

 

Кафедра  «Экономика, менеджмент и маркетинг»

 

 

Методические указания

по выполнению контрольной работы по дисциплине

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.05 «Бизнес информатика»

 

         

 

Уфа 2020                                                                


Введение

 

      Выполнение контрольной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является обязательным элементом обучения бакалавров и служит допуском к зачету — итоговой форме контроля знаний по данной дисциплине.

      Выполнение контрольной работы способствует:

закреплению и углублению знаний студентов по изучаемой учебной дисциплине;

приобщению студентов к самостоятельной творческой работе с литературой, умению находить в ней основные и дискуссионные положения, относящиеся к рассматриваемой проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал и на его основе делать аргументированные выводы.

 

1. Методика выполнения контрольной работы

 

После завершения лекционного курса и обсуждения вопросов на семинарских занятиях каждый студент выполняет индиви­дуальное задание. Следует тщательно подготовиться к контрольной работе. Успешное выполнение контрольной работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, а также соблюдения основных требований, предъявляемых к ней. Образец оформления титульного листа контрольной работы представлен в приложении

 

1.1. Выбор варианта контрольной работы

 

      Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента. Так, например, студент Петров должен выполнить вариант 6 (см. таблицу).

 

Начальная буква фамилии студента Вариант контрольной работы Начальная буква фамилии студента Вариант контрольной работы
А-Д О-Р
Е-З С
И Т-Х
К Ц-Ш
Л-Н Э-Я

 

Работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без рецензирования.

В разделе 2 методических указаний для каждого варианта приведены задания контрольной работы. При ответе на тесты необходимо обосновать свой выбор. Вопросы контрольного задания, требуют подробного освещения теоретических вопросов. При выполнении практического задания важно подробно описать каждое действие и дать аргументированное и обоснованное объяснение.

Контрольная работа должна быть набрана на компьютере и отпечатана на страницах стандартного формата А4; объем работы не должен превышать 10 страниц, 14 шрифтом и с 1,5 интервалом. Необходимо оставить поля, пронумеровать страницы, в конце работы привести список использованной литературы, проставить дату и подпись. Иллюстрация материалов графиками и диаграммами оценивается положительно. Работа, выполненная небрежно, содержащая зачеркнутые строки, стилистический и грамматические ошибки, будет возвращена для исправления

 

1.2. Подбор литературы для выполнения контрольной работы

 

Начинать работу следует с подбора литературы. В первую очередь это должны быть учебники и учебные пособия, рекомендуемые кафедрой и соответствующие утвержденной программе курса «Безопасность жизнедеятельности».

Наряду с учебниками при написании контрольной работы можно использовать и периодические издания. Публикуемые в периодичес­кой печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оператив­ностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики необходимо обращать внима­ние на последние события, использовать актуальную фактическую информацию и статистические обзоры.

 

      1.3. Подготовка к собеседованию по контрольной работе

 

Выполненная работа сдается на кафедру «Экономика, менеджмент  и маркетинг» своему преподавателю или лаборанту в установленные кафедрой сроки. Срок проверки работы – две недели с момента сдачи на кафедру. Проверив работу, преподава­тель на титульном листе делает пометку «допущена к собеседованию» или «не допущена к собеседованию», а в конце работы отмечает ее недостатки и дает вопросы для подготовки к собеседованию.

Оценка «допущена к собеседованию» предполагает подготовку студентом ответов на вопросы и исправление указанных ошибок. Поскольку темы дисциплины взаимосвязаны, студент должен быть готов и к ответу на дополнительные вопросы, поэтому при подго­товке к собеседованию следует тщательно проработать лекционный и учебный материал и, если возникнут какие-либо затруднения, обратиться за консультацией к преподавателю. Если студент не допущен к собеседованию, он повторно сдает работу по тому же варианту, учитывая все замечания преподавателя.

По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачет» или «незачет». Оценку «незачет» студент получает в том случае, если не владеет материалом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяснения своим письменным ответам.

 

 

2. Варианты  контрольной работы

 

Вариант 1

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

Чрезвычайные ситуации на потенциально-опасных объектах

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Гомосфера — это:

1) пространство, где находится человек в процессе своей деятельности;

2) экологически опасный участок леса;

3) пространство, в котором совмещены рабочая зона и ноксофера;

     4) пространство, в котором возникают или постоянно существуют опасности.

 

2. Чрезвычайная ситуация — это:

1) состояние, при котором в результате возникновения источника природной катастрофы на определенной территории или объекте экономики нарушаются нормальные условия жизни и деятель­ности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде;

2) авария, катастрофа;

3) угроза жизнедеятельности человека;

     4) обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

 

3. Мониторинг окружающей среды означает:

1) наблюдение и прогноз

2) анализ и прогноз

3) наблюдение, анализ и прогноз

 

Практическая ситуация

Вы находитесь в помещении на пятом этаже. Начался пожар. Ваши действия

 

Вариант 2

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

 

     Гражданская оборона Российской Федерации:  задачи, силы и средства.

     Нештатные аварийно-спасательные формирования.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Факторы травмоопасных условий труда могут вызвать:

1)риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний в течение смены;

2)временную утрату трудоспособности;

3)негативные, но обратимые функциональные нарушения организма;

4)развитие хронических заболеваний.

 

2.Все опасности по источникам возникновения классифицируются на:

1)естественные;

2)допустимые;

3)прогнозируемые;

4)действующие на человека.

     5)техногенные

 

3.Психофизическое качество работника, влияющее на безопасность трудового процесса,- это:

1)психическое состояние

2)отношение к работе

3)сенсомоторная координация

4)способность к концентрации внимания

 

Практическая ситуация

Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Химическое поражение». Ваши действия (по всем видам химических поражений).

 

Вариант 3

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Контрольные тестовые задания

 

1. Установить связь между нарушениями здоровья и вредными факторами (при ежедневной непрерывной работе за компьютеров 3 ч.

 

Нарушение здоровья

ЭМП низких частот Статическое электричество Ультрафиолетовое излучение Яркий видимый цвет, блики
А В С D
1. Неблагоприятный исход беременности        
2. Нарушения здоровья, вызванные стрессом        
3. Заболевания глаз        
4. Кожные заболевания        

 

2.Осветительные приборы подвешены к потолку параллельно
оконным проемам, этим обеспечивается последовательное отключение осветительных приборов в зависимости от интенсивности
естественного освещения. Подобное освещение называется:

1)общим;

2)аварийным;

3)местным;

4)охранным;

5)сигнальным.

 

3.Будет ли в ночное время слышен шум с уровнем звукового
давления 30 дБ?

1)да;

2)нет.

 

Практическая ситуация

Вы едете в вагоне поезда метро. Началось задымление, пожар. Ваши действия.

 

Вариант 4

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

     Единая государственная система предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: назначение, задачи, структура.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Дезинфекция:

1)процесс уничтожения насекомых сельскохозяйственных вре­дителей;

2)уничтожение и удаление возбудителей инфекционных болез­ней человека;

3)профилактические и истребительные мероприятия по унич­тожению грызунов в целях предотвращения распространения ин­фекционных заболеваний;

4)уничтожение и удаление возбудителей инфекционных забо­леваний животных.

 

2.Средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях подразделяются на:

1)индивидуальные;

2)первой медицинской помощи;

3)групповые;

4)коллективные.

 

3.Основным поражающим фактором при взрыве ВВ    конденсированного типа гексоген, динамит, и др. является:

1)воздушная ударная волна;

2)химическое поражение;

3)тепловое поражение;

4)сочетание указанных факторов.

 

Практическая ситуация

Вы находитесь в помещении. По радио объявили: «Внимание всем! Радиационное поражение». Ваши действия.

 

 

Вариант 5

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

Направления организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.

 

Контрольные тестовые задания

 

1. Террор:

1) физическое насилие, в том числе и физическое уничтожение;

2)уничтожение (повреждения) имущества и других материаль­ных объектов;

3)устрашение населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам;

4)посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

 

2. Цели терроризма заключаются в:

1)дестабилизации власти;

2)устрашении населения;

3)уничтожении физических лиц;

4)криминализации общества;

5)нарушении общественной безопасности;

6)нанесении материального ущерба.

 

3. Взятие заложников означает:

1)уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (пов­реждения) имущества и других материальных объектов;

2)преступление, при котором происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники;

3)нападение на объекты, потенциально опасные для жизни на­селения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

4)уничтожение физических лиц;

5)применение оружия массового поражения.

 

Практическая ситуация

Вы находитесь на рабочем месте. Происходит захват заложников. Ваши действия.

 

Вариант 6

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

Экономические последствия ЧС и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Социально экономическими угрозами деятельности фирмы
являются:

1)конфликты в коллективе;

2)противоправная деятельность органов исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих органов;

3)деятельность органов законодательной и исполнительной влас­ти, приводящая к крупным экономическим убыткам;

4) угрозы техногенного характера.

 

2. Государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики)
заключается в:

1)обеспечении способности экономики функционировать в ре-
жиме расширенного воспроизводства без критической зависимости
от импорта;

2) повышении эффективности использования природных ресурсов;

3)улучшении использования имеющихся производственных мощностей;

4)росте производства при сохранении имеющейся промышлен­ной структуры.

 

3. К показателям экономической безопасности относятся следующие параметры:

1)Уровень качества жизни;

2)Норма безработицы;

3)Государственный долг;

4)Территория страны;

5)Ресурсный потенциал.

 

Практическая ситуация

Вы летите в самолете. Происходит его захват террористами. Ваши действия.

 

 

Вариант 7

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

     Производственная среда и проблемы ее безопасности.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.В программных документах Всемирной программы действий
«Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:

1)всем направлениям устойчивого развития с акцентом на раз­витие окружающей среды;

2)вопросам борьбы с бедностью;

3)вопросам обеспечения здоровья населения;

4)вопросам сотрудничества в области метеорологических ис­следований.

 

2.Устойчивое развитие — это процесс:

1)позволяющий обеспечить стабильное социально экономическое развитие при высокой степени безопасности социоприродных систем;

2)обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;

3)оптимизации человеческой деятельности по отношению к ло­кальным экосистемам и биосфере в целом;

4)экономического и социального развития общества.

 

3.Пороговые значения безопасности — это:

1)параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;

2)количественные показатели, характеризующие предельно до­пустимый уровень снижения объемов производства;

3)количественные оценки, характеризующие предельно допусти­мый уровень снижения качества жизни основной массы населения;

4)количественные показатели, характеризующие состояние и раз­витие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.

 

Практическая ситуация

У пострадавшего кровотечение. Необходимо его остановить. Рас­скажите о видах кровотечения и правилах их остановки.

 

Вариант 8

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Установите соответствие характера обязательного инструктажа по технике безопасности предлагаемым условиям.

 

   Предлагаемые условия и категория работников

       Обязательный инструктаж по ТБ

    первичный (А) вводный (В) целевой (Д)
1. При ликвидации последствий аварий      
2. При поступлении на работу      
3. Временные и командированные работники      

 

2.К нормативным актам системы управления и правового регулирования безопасности жизнедеятельности относятся:

1)стандарты предприятия;

2)инструкции по охране труда;

3)стандарты Системы стандартов безопасности труда;

4)отраслевые стандарты;

5)опытно-конструкторские разработки в области создания средств
индивидуальной и коллективной защиты работников.

 

3.Причины возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний делятся на:

1) технические, организационные, психологические

2) технические, организационные, санитарно-гигиенические

3) социальные, организационные, санитарно-гигиенические

4) психологические, организационные, санитарно-гигиенические

 

Практическая ситуация

У человека сильный ожог. Расскажите о правилах оказания первой помощи (с учетом площади поражения и степени ожога).

 

 

Вариант 9

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

 

Несчастные случаи на производстве., классификация. Порядок расследования.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.На безопасность человека как звена технической системы оказывают наиболее сильное влияние следующие мотивы деятельности
(ранжируйте ответ):

1)мотив удовлетворенности;

2)мотив материального вознаграждения;

3)трудоохранный мотив;

4)мотив потребности к постоянному повышению профессионального уровня.

 

2.К факторам, определяющим способность оператора противостоять опасности, относятся:

1) фактор демографического характера

2) психобиологический фактор

3) репродуктивный фактор

4) психофизиологический фактор

 

3. Из-за сбоев в компьютерной сети диспетчер не получил полные данные о движении самолета, в результате чего поспешные действия привели к ошибочным командам. Ранжируйте последовательную связь ошибочных действий во времени:

1) ошибки выполнения конкретных действий

2) ошибки в ориентации

3) ошибки принятия решения

4)ошибки профессиональной подготовки диспетчера к действиям в экстремальной ситуации.

Практическая ситуация

У пострадавшего перелом. Ваши действия (расскажите о видах переломов, правилах наложения шины).

 

 

Вариант 10

 

План работы

 

Контрольный теоретический вопрос

     Система пожарной безопасности в Российской Федерации.

 

Контрольные тестовые задания

 

1.Для нейтрализации СДЯВ на одежде используются:

1) устройства водяных завес;

2) способы кипячения и обработка паром;

3) способы обработки поверхностно-активными веществами;

4) способы нанесения «локализующих пленок».

 

2. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:

1)смоделировать процесс их возникновения и развития;

2)предусмотреть место возникновения и масштаб на объектах
экономики;

1)оценить возможные поражающие факторы;

2)определить возможные масштабы последствий.

 

3.Необеспечение работодателем нормальных микроклиматических
условий можно отнести к следующей группе причин возникновения
несчастных случаев:

1)техническим;

2)санитарно-гигиеническим;

3)организационным;

4)психологическим.

 

Практическая ситуация

Устройство и правила поведения людей в убежище, в укрытии.


Литература

         

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. Масловой В.М. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 240с.

2. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 19-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 448с./ ЭБС.ZNANIUM

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 430 с.

4. Микрюков, Василий Юрьевич. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – Москва: КНОРУС, 2017. – 334 с.

Дополнительная литература

5. Буянский, Станислав Геннадьевич. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / С.Г. Буянский, Н.А. Кабанова, Н.Н. Чаленко. – Москва: КНОРУС, 2017. – 304 с

6. Айзман Р.И., Иашвили М.В., Петров С.В., Герасёв А.Д. Экологическая и продовольственная безопасность: учеб.пособие / Р.И. Айзман, М.В. Иашвили, С.В. Петров, А.Д. Герасёв. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с

7. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А.И. Сидорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: КНОРУС, 2017. – 610 с.

8. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учеб. пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Я.Д. Вишнякова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 249 с.

9. Экологическая и продовольственная безопасность: учебное пособие / Р.И. Айзман, М.В. Иашвили, С.В. Петров и др. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240с.

Интернет-ресурсы

11. МЧС России: [Официальный сайт]. – http://www.mchs.gov.ru. Доступ свободный.

12. Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан. –            http://02.mchs.gov.ru. Доступ свободный.

13. Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.– https://ecology.bashkortostan.ru. Доступ свободный.

 

 

                                Образец оформления титульного листа контрольной работы

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Вариант ___

 

 

Выполнил:

Студент _____________________

                                             (ФИО)

Курс _______________________

Группа _____________________

Преподаватель:

___________________________

             (должность, степень, ФИО)

 

                                             

 

Уфа 20___



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.