Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа по музыке.. Ход урока.



Беседа по музыке.

Тема: «Музыка П. И. Чайковского».

Цель: ознакомление детей с жизнью и творчеством П.И. Чайковского через разнообразный мир его произведений.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о музыке, прививать любовь к высокохудожественной музыке.

Развивающие: способствовать развитию основных музыкальных способностей: слуха, памяти, воображения и эмоциональной отзывчивости на содержание музыкальных произведений.

Воспитывающие: воспитывать музыкальные интересы и вкусы, развивать способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство.

Оборудование: презентация, проектор, смарт доска, ноутбук, колонки, произведения из Детского альбома П. И. Чайковского, портрет П. И. Чайковского.

Ход урока.

Этапы Деят-ть учителя Деят-ть уч-ся
1.Огр.момент. - Здравствуйте дети! (Эмоциональный настрой: учитель включает одно из произведений П. И. Чайковского) - Итак ребята, мы сейчас с вами прослушали произведение, Петра Ильича Чайковского - Произведение, которое мы с вами только что слушали называется «Полька» из Детского альбома П. И. Чайковского Приветствие учителя! Слушают произведение.
2.Основной этап. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с музыкой разных народов на основе Детского альбома П. И. Чайковского. - Что вы знаете о детском альбоме?   - Сегодня мы будем вместе с Чайковским путешествовать. Я расскажу вам некоторые эпизоды из жизни композитора, ведь именно они стали основой для создания Детского альбома. - Для начала вспомним, кем является П. И. Чайковский.   -Ребята, а какие произведения П. И. Чайковского вы знаете?     - Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка. - Прошли годы, и Чайковский вспоминал, как на маскарадах в Новый год, он лихо отплясывал итальянскую тарантеллу, чешскую польку, немецкий лендлер. - Конечно, композитор очень любил русскую народную песенность. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме. Слушание: «Русская песня». -Ребята, а какой жанр у этого произведения? - Какая звучит мелодия? Давайте назовем и охарактеризуем средства музыкальной выразительности?     - Есть ли повторы? А что она нам напоминает? -Молодцы! - В феврале на Масленицу, Чайковский пропадал в праздничной карнавальной толпе, бродил среди ряженных, прислушивался к весёлым песням и припевкам, к ритмам народных плясок. Отзвуки народных праздников мы услышим в плясовой пьесе «Камаринской». Слушание: «Камаринская». - какой жанр? - А в этом произведении, какая мелодия звучит? Давайте сравним с «Русской песней», какие сходства? Отличия? -А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию. Среди лесистых гор, У голубых озёр, Где в чаще слышен птичий нестройный хор. Под яркой синевой, Под елью вековой Плясать сегодня будем с тобой. Где горный спрятан луг, Где никого вокруг, Где слышен зверолова далёкий рог, Среди цветов лесных В одеждах расписных Плясать пойдём сегодня, дружок. - Послушайте музыку к этой иллюстрации. Слушание: «Немецкая песенка». -давайте назовем жанр пьесы? - Что можете сказать о мелодии? какая она? Какие образы у вас возникают?     -Как вы думаете, какую страну она напоминает? - Правильно дети! Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии танец – лендлер. Это «Немецкая песенка». (записываем название). - В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах. Послушаем и мы эту историю. - Во время слушания, будьте внимательны! Слушание: «Старинная французская песенка». - вот вы прослушали произведение П. И. Чайковского, какие образы у вас возникали? -какой жанр у этого произведения? - какая мелодия звучала? - какие чувства? - как вы думаете, о чем это произведение?   - Правильно! - А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка». (записываем название). Слушание: «Итальянская песенка» - какой жанр у произведения? - По характеру мелодии и её строении, как вы думаете, о чём поёт этот мальчик? Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется. Все люди спешат в порт, их ждёт большая новость, скоро прибудет огромный теплоход. Послушайте, как это изображает музыка. Слушание: «Неаполитанская песенка» Ребята, какой жанр у этой пьесы? Что вы можете сказать о характере мелодии, её изменении? "Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним. А теперь, Неаполитанская песенка будет звучать в вашем вокальном исполнении. У меня есть два текста, написанные разными авторами. Мы их исполним по очереди, а потом сравним. Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов. Где мы смогли побывать сегодня с помощью музыки Чайковского? Какие герои нас встречали?   Скажите, ребята, а можно ли путешествовать с помощью музыки, но не зная языка? Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.     Детский альбом связан с жизнью и бытом детей той среды, которая окружала композитора, и была ему дорога и близка.     - Пётр Ильич Чайковский— русский композитор. «Марш деревянных солдатиков», «Спящая красавица», «Полька», «Вальс»     - танец, песня   - весёлая, радостная, оживленная, (дети вместе с учителем характеризуют известные средства музыкальной выразительности.)   -напоминает девичий   хоровод. - Задорная, весёлая, танцевальная - веселые, танцевальные     танец - Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков. - Германию   - Мелодия задумчивая,     -о девушке, которая ждёт своего рыцаря. - О чём-то хорошем, потому что песня спокойная, но не грустная     Спокойный темп, в конце ускорение, настроение радостное.     В Италии, Германии, во Франции и в Неаполе. Танцующие немецкие пары на лугах, французский рыцарь и девушка, итальянцы, собирающие виноград и жители города Неаполя. Да, слушая и изучая музыку других народов, которая ярко и полно выражает характер и обычаи народа.  
3.Итог и рефлексия. Скажите, пожалуйста, с какими произведениями мы сегодня с вами познакомились? А что нового мы узнали об авторе этих чудесных произведений? Дети, что понравилось вам сегодня на уроке? А что нет? А что особенно запомнилось? - Русской, немецкой, итальянской, французской, неаполитанской из Детского альбома П. И. Чайковского

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.