Беседа по музыке.. Ход урока.
Беседа по музыке.
Тема: «Музыка П. И. Чайковского».
Цель: ознакомление детей с жизнью и творчеством П.И. Чайковского через разнообразный мир его произведений.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о музыке, прививать любовь к высокохудожественной музыке.
Развивающие: способствовать развитию основных музыкальных способностей: слуха, памяти, воображения и эмоциональной отзывчивости на содержание музыкальных произведений.
Воспитывающие: воспитывать музыкальные интересы и вкусы, развивать способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство.
Оборудование: презентация, проектор, смарт доска, ноутбук, колонки, произведения из Детского альбома П. И. Чайковского, портрет П. И. Чайковского.
Ход урока.
Этапы
| Деят-ть учителя
| Деят-ть уч-ся
| 1.Огр.момент.
| - Здравствуйте дети!
(Эмоциональный настрой: учитель включает одно из произведений П. И. Чайковского)
- Итак ребята, мы сейчас с вами прослушали произведение, Петра Ильича Чайковского
- Произведение, которое мы с вами только что слушали называется «Полька» из Детского альбома П. И. Чайковского
| Приветствие учителя!
Слушают произведение.
| 2.Основной этап.
| Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с музыкой разных народов на основе Детского альбома П. И. Чайковского.
- Что вы знаете о детском альбоме?
- Сегодня мы будем вместе с Чайковским путешествовать. Я расскажу вам некоторые эпизоды из жизни композитора, ведь именно они стали основой для создания Детского альбома.
- Для начала вспомним, кем является П. И. Чайковский.
-Ребята, а какие произведения П. И. Чайковского вы знаете?
- Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка.
- Прошли годы, и Чайковский вспоминал, как на маскарадах в Новый год, он лихо отплясывал итальянскую тарантеллу, чешскую польку, немецкий лендлер.
- Конечно, композитор очень любил русскую народную песенность. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме. Слушание: «Русская песня».
-Ребята, а какой жанр у этого произведения?
- Какая звучит мелодия? Давайте назовем и охарактеризуем средства музыкальной выразительности?
- Есть ли повторы?
А что она нам напоминает?
-Молодцы!
- В феврале на Масленицу, Чайковский пропадал в праздничной карнавальной толпе, бродил среди ряженных, прислушивался к весёлым песням и припевкам, к ритмам народных плясок. Отзвуки народных праздников мы услышим в плясовой пьесе «Камаринской».
Слушание: «Камаринская».
- какой жанр?
- А в этом произведении, какая мелодия звучит?
Давайте сравним с «Русской песней», какие сходства? Отличия?
-А сейчас, обратите внимание на эту иллюстрацию.
Среди лесистых гор,
У голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор.
Под яркой синевой,
Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
Где горный спрятан луг,
Где никого вокруг,
Где слышен зверолова далёкий рог,
Среди цветов лесных
В одеждах расписных
Плясать пойдём сегодня, дружок.
- Послушайте музыку к этой иллюстрации.
Слушание: «Немецкая песенка».
-давайте назовем жанр пьесы?
- Что можете сказать о мелодии? какая она?
Какие образы у вас возникают?
-Как вы думаете, какую страну она напоминает?
- Правильно дети! Мелодия похожа на старинный и популярный в Германии танец – лендлер.
Это «Немецкая песенка». (записываем название).
- В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах.
Послушаем и мы эту историю.
- Во время слушания, будьте внимательны!
Слушание: «Старинная французская песенка».
- вот вы прослушали произведение П. И. Чайковского, какие образы у вас возникали?
-какой жанр у этого произведения?
- какая мелодия звучала?
- какие чувства?
- как вы думаете, о чем это произведение?
- Правильно!
- А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается. Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка». (записываем название).
Слушание: «Итальянская песенка»
- какой жанр у произведения?
- По характеру мелодии и её строении, как вы думаете, о чём поёт этот мальчик?
Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется.
Все люди спешат в порт, их ждёт большая новость, скоро прибудет огромный теплоход. Послушайте, как это изображает музыка.
Слушание: «Неаполитанская песенка»
Ребята, какой жанр у этой пьесы?
Что вы можете сказать о характере мелодии, её изменении?
"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.
А теперь, Неаполитанская песенка будет звучать в вашем вокальном исполнении. У меня есть два текста, написанные разными авторами. Мы их исполним по очереди, а потом сравним.
Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов.
Где мы смогли побывать сегодня с помощью музыки Чайковского?
Какие герои нас встречали?
Скажите, ребята, а можно ли путешествовать с помощью музыки, но не зная языка?
Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
|
Детский альбом связан с жизнью и бытом детей той среды, которая окружала композитора, и была ему дорога и близка.
- Пётр Ильич Чайковский— русский композитор.
«Марш деревянных солдатиков», «Спящая красавица», «Полька», «Вальс»
- танец, песня
- весёлая, радостная, оживленная,
(дети вместе с учителем характеризуют известные средства музыкальной выразительности.)
-напоминает девичий
хоровод.
- Задорная, весёлая, танцевальная
- веселые, танцевальные
танец
- Озорная, подпрыгивающая, слышны звучания деревянных каблучков, тяжёлых башмаков.
- Германию
- Мелодия задумчивая,
-о девушке, которая ждёт своего рыцаря.
- О чём-то хорошем, потому что песня спокойная, но не грустная
Спокойный темп, в конце ускорение, настроение радостное.
В Италии, Германии, во Франции и в Неаполе.
Танцующие немецкие пары на лугах, французский рыцарь и девушка, итальянцы, собирающие виноград и жители города Неаполя.
Да, слушая и изучая музыку других народов, которая ярко и полно выражает характер и обычаи народа.
| 3.Итог и рефлексия.
| Скажите, пожалуйста, с какими произведениями мы сегодня с вами познакомились?
А что нового мы узнали об авторе этих чудесных произведений?
Дети, что понравилось вам сегодня на уроке? А что нет?
А что особенно запомнилось?
| - Русской, немецкой, итальянской, французской, неаполитанской из Детского альбома П. И. Чайковского
|
|