Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отрывок из книги М.Р.Мальгиной:



 Отрывок из книги М.Р.Мальгиной:

«Виды Крыма первой половины XIX века: каталог литографий из собраний Крымского республиканского краеведческого музея»

Никанор Чернецов (1805–1879) — известный русский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств.

Братья Григорий и Никанор Чернецовы происходят из семьи иконописца Григория Степановича Чернецова из города Луха Костромского уезда. Младший брат Никанор родился 21 июля 1805 года. С ранних лет братья проявили художественный талант, что не осталось не замеченным. В 1819 году, по протекции русского писателя, географа, художника и литографа Павла Петровича Свиньина в классы Академии художеств был зачислен старший брат Григорий, а в 1823-м туда же был определен Никанор. Воспитание и содержание братьев приняло на себя Общество поощрения художников[1]. Современники, сравнивая братьев, разница в возрасте которых составляла всего два года, отмечали, что младший Чернецов был более артистичен, внутренне раскован и весел, даже не чужд игривости, чего никак не могли сказать о старшем Чернецове — человеке педантичном и склонном к меланхолии[2]. Никанор попал в класс перспективной живописи талантливого пейзажиста М. Н. Воробьева, который был известен своими новаторскими поисками в области пейзажа. Именно он привил Н Чернецову принцип писать только с натуры и неукоснительно следовать этому. Уже через четыре месяца на экзамене Никанор за пейзажную живопись был награжден серебряной медали первого достоинства. В 1827 году ему была присуждена золотая медаль первого достоинства[3]. В 1832 году, после специального путешествия в закавказские провинции, из которого он привез большое количество эскизов пейзажей и зарисовок местных жителей, Академия художеств избрала Никанора Чернецова в академики пейзажной живописи.

Из отчета Общества поощрения художников за 1832–1834 годы: «…Ныне по приглашению члена Общества графа Михаила Семеновича Воронцова находится в Крыму, где постоянно занимается своим искусством. Всякие картины Никанора Чернецова доказывают, что он более и более успевает. Окруженного прекрасною природою, представляющего таланту его неисчерпаемый источник красоты и при том свободный в выборе предметов для своей кисти и употребления своего времени с истинною пользою он, как надеяться должно, сделается превосходным живописцем»[4]. В 1834–1836 годах Никанор Чернецов состоял на службе художника в канцелярии генерал-губернатора М. С. Воронцова в Крыму, активно сотрудничая с немногочисленными в то время путешественниками и исследователями[5]. Первый год пребывания в Крыму Никанора Чернецова был, видимо, наименее плодотворным. Он десять дней прожил в «татарской избе» в Алупке и сделал множество рисунков и акварелей видов дворца графа Воронцова, а также самых показательных усадеб Южного берега — Артека, Ореанды графа Витта. В 1834 году Никанором было сделано наибольшее количество сохранившихся работ, тогда же он совершил поездку во внутренний Крым — в Бахчисарай[6]. Известный русский писатель и путешественник Николай Всеволожский в 1836 году гостил в Кореизе у своей сестры княгини Анны Голицыной, где познакомился с Никанором Чернецовым. По поводу его творчества Н. Всеволожский пишет: «Я видел множество снятых им видов замечательных местоположений Крыма и был очень доволен его акварелями и гуашами. Колорит прекрасный, нигде не отступающий от природы, рисунок правильный, перспектива превосходная. Одним словом, пейзажи г-на Чернецкого (так в оригинале. — М. М.) достойны его таланта и были бы уважены первыми художниками по этой части в других странах Европы»[7].

В июле 1836 года Н. Чернецов в качестве художника, сопровождающего М. С. Воронцова, отправляется в инспекционную поездку к берегам Кавказа и Трапезунда. Однако сначала из-за штиля, а потом жестокого шторма парусник «Ифигения» мог идти только на буксире военного парохода «Петр Великий», поэтому экспедиции за десять дней удалось посетить лишь Керчь и некоторые города Кавказского побережья, что нашло отражение в рисунках Чернецова[8]. К 1836 году Н. Чернецов уже тосковал, хотел вернуться к оседлому образу жизни, о чем неоднократно писал брату Григорию. К тому же губернатор Воронцов уже не был благорасположен к нему, как прежде, и Никанор сетует на его показную ласковость, скрывающую пристрастие к иноземцам[9]. Ему хотелось в спокойствии воплотить ходя бы некоторые свои рисунки в масле. Критик Нестор Кукольник писал по этому поводу: «Что, если бы на месте, на юге, лицом к лицу с этой очаровательной природой, он мог заниматься исключительно масляною живописью?»[10] В декабре Н. Чернецов из Крыма переезжает в Одессу, а затем возвращается в Петербург. Его крымский багаж состоял более чем из трехсот рисунков, сепий, акварелей. К тому же известно, что, будучи в Крыму, он постоянно отсылал «виды масляными и водяными красками» князю А. И. Голицыну, княжне Юсуповой, М. Я. Нарышкиной[11]. Для исследователей истории строительства ансамблей южнобережных имений и парков рисунки Никанора Чернецова являются самыми важными свидетелями на этапе 1833–1836 годов, так как все его работы зафиксированы датой[12].

По возвращении художника в столицу император Николай Павлович дал согласие на признание братьев Чернецовых живописцами Его Величества, с назначением из Кабинета жалования по 1500 рублей ежегодно. На это жалование Чернецовы объездили Египет, Палестину, Италию, написали целую серию картин на религиозную тему. В этих картинах братьев Чернецовых, не отличавшихся богатством и яркостью колорита, современники находили «чрезвычайно искусное» сочетание предметов, точность перспективы, «правду в тонах и верность мысли». Несмотря на близость художественных почерков обоих братьев, живопись Никанора Чернецова отличается большей цветностью и пристрастием к сиреневым тонам[13].

После продолжительного путешествия, вернувшись на родину, художники наняли баржу и оплыли серединную часть Волги, создав уникальную по замыслу и размеру живописную, почти фотографическую панораму ее берегов. В 1852 году по поводу их очередной выставки отмечалось: «Художники преследуют всегда господствующую идею соединения живописи пейзажной с живописью исторической и почитая важнейшим для этого средством снятия видов с натуры со всеми подробностями местности»[14]. А затем отзывы о картинах братьев Чернецовых исчезли, и самый последний относится к картине Никанора «Воззвание Минина в Нижнем» — «…эта картина принадлежит к тому полузабытому роду пейзажей, в котором картина захватывает возможно больший район местности… Этот род пейзажей имел своих специалистов…»[15]. Современные искусствоведы склонны относить работы Никанора Чернецова к стилю бидермейер[16]. Этот стиль возник в первой четверти XIX века и охватил прежде всего Германию и Австрию, имел успех и в России. Этот стиль в течение времени не претерпел каких-то значительных перемен, не стал революционным началом чего-то более фундаментального, но до сих он привлекает своей тихой поэтичностью, уютом и «усредненностью»; в конце концов, стиль бидермейер является своеобразной визитной карточкой уютной эпохи — первой половины XIX века.

8 июня 1865 года умер Григорий Чернецов. Денег на похороны не нашлось. Из Кабинета по ходатайству князя Гагарина было прислано младшему брату Никанору 300 рублей. В ноябре 1871 года Н. Чернецов посылает письмо в Академию художеств: «В настоящее время нахожусь в большом затруднении в жизненном своем быту. Хотя я и пользуюсь милостию, дарованной Государем Императором Николаем Павловичем из Кабинета Его Величества по 400 рублей в год, таковое скромное содержание мое едва достает с великою нуждою. Род моей пейзажной живописи не имеет никакого сбыту, а заказов и в помине нет, все мои материалы собраны с великими трудами вместе с покойным братом, как-то по благословенной реке Волге, в Крыму, на Кавказе, в Палестине и в Египте, все это собрание остается в забвении, отчего невольно вхожу в долги…»[17] Через три года Н. Чернецов решает расстаться с тем, что было ему дороже всего на свете, — он предлагает Академии купить у него четыре портфеля рисунков. Ректор Академии Резанов постановил приобрести эти портфели за 4000 рублей, с выплатой этой суммы ежегодным пансионом в 360 рублей. 11 января 1879 года Никанор Чернецов скончался, ему было уплачено за четыре года 1440 рублей[18].

Из огромного количества картин, сделанных Чернецовыми, более 300 крымских и одесских рисунков Никанора Чернецова хранятся в Государственном Русском музее и несколько в областном музее Ростова-на-Дону. Рисунки впервые были литографированы в Париже, Вене и Петербурге. Особенно много литографий было сделано в Одессе. В печатне Александра Бигатти был издан альбом «Collection de 12 vues de la Crimee» (Odessa, 1836), без указания авторства рисунков[19]. Литографом А. Бигатти по рисункам Н. Чернецова были исполнены иллюстрации к книгам «Перипл Понта Евксинского» Арриана[20], «Поездка к восточным берегам Черного моря» С. Сафонова[21], «История генуэзских поселений в Крыму» Н. Мурзакевич[22]; иллюстрации к Одесскому альманаху за 1839 год. Позже рисунки с крымскими видами Н. Чернецова были литографированы в одесской печатне Д. Кленова. А. Л. Бертье-Делагард указывал, что некоторая часть крымских литографий Н. Чернецова хранится в Одесском музее истории и древностей[23].


[1] См.: Столпнянский П. Н. Первые патриоты русского искусства братья Чернецовы. — Петроград, 1915. — С. 7.

[2] См.: Художники братья Чернецовы и Пушкин: [каталог выставки] / Вступ. ст. Г. Голдовского. — Спб.: Гос. Русский музей, 1999. — С. 9.

[3] См.: Петров П. Н. Материалы для истории Академии художеств: В 2 т. — Спб., 1864. — Т. I. — С. 215.

[4] Столпнянский П. Н. Первые патриоты…— С. 13.

[5] См., например: Кеппен П. О. древностях Южного берега Крыма и гор Таврических (Крымский сб.). — Спб., 1837. — С. 189: «Вид Угансуской развалины, снятой по поручению Е. С. графа М. С. Воронцова господином Чернецовым 2-м, читатели видят на заглавном листе этого сборника».

[6] См.: Художники братья Чернецовы и Пушкин… — С. 14.

[7] Всеволожский Н. С. Путешествие через Южную Россию, Крым и Одессу, Константинополь, Северную Африку, Мальту, Сицилию, Италию, Южную Францию и Париж в 1836 и 1837 годах. — Т. 1. — М., 1839. — С. 79.

[8] См.: Сафонов С. Поездка к восточным берегам Черного моря на корвете «Ифигения» в 1836 году. — Одесса, 1837.

[9] См.: Художники братья Чернецовы и Пушкин…. — С. 15.

[10] Братья Чернецовы/ Авт. текста Е. Никольская. — М.: Белый город, 2002. — С. 25.

[11] См.: Художники братья Чернецовы и Пушкин… — С. 14.

[12] См.: Алупка. Дворец и парк (из истории усадебной культуры Южного берега Крыма): Альбом / Сост. А. А. Галиченко, А. П. Царицын. — К.: Мистецтво, 1992. — С. 19.

[13] См.: Степанова С. Святая земля в русском пейзаже XIX века // Мир музея. — 2001. — № 6. — С. 15.

[14] Столпнянский П. Н. Первые патриоты… — С. 22.

[15] Там же. — С. 24.

[16] Братья Чернецовы… — С. 20.

[17] Смирнов Г. В. Григорий Чернецов. Никанор Чернецов // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. — М., 1984. — С. 569–570.

[18] Там же.

[19] См.: Бертье-Делагард А. Л. Память о Пушкине в Гурзуфе // Пушкин в Тавриде: Сб. лит.-краевед. ст. —Симферополь, 1995. — С. 123.

[20] Арриан. Перипл Понта Евксинского / Пер. А. Фабра. — Одесса: Гортип., 1836. Внутри вклейка-иллюстрация «Карта Черного моря» (В литогр. Д. Кленова).

[21] Сафонов С. Поездка к восточным берегам Черного моря… На титульном листе иллюстрация «Корвет «Ифигения» и пароход «Петр Великий» в виду Аю-Дага у Гурзуфа» (В литогр. Бигатти).

[22] Мурзакевич Н. История генуэзких поселений в Крыму. — Одесса, 1837. Помещены литографии: на с. 1 — «Кафа, ныне Феодосия»; с. 43 — «Солдайя, ныне Судак»; с. 60 — «Чембало, ныне Балаклава». Все литографии выполнены с рисунков Н. Чернецова в мастерской А. Бигатти.

[23] [Бертье-Делагард А. Л.] Каталог карт, планов, чертежей, рисунков, хранящихся в музее Императорского Одесского общества истории и древностей / Сост. А. Л. Б. Д. — Одесса, 1888. Вид генуэзской Солдаи (ныне Судак), в 1836 г., рис. Чернецов, лит. П. Францева в Одессе, № 70 (с. 57). Вид города Кафы (ныне Феодосия) в 1836 г., рис. Н. Чернецов, лит. К. Бигатти в Одессе, № 73 (с. 57).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.