Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Относительные оценки продукции.



 

 

6. Относительные оценки продукции.

Наряду с абсолютными: натуральными и стоимостными оценками, для планирования и анализа произведенной и проданной продукции используют также относительные показатели. Среди них наибольшее распространение получили: номенклатура и ассортимент продукции и услуг, структура продукции и оказываемых услуг, темпы роста и прироста их производства и продаж.

Номенклатура (от лат. nomenklatura – роспись имен) – систематизированный перечень наименований производимых и продаваемых  видов продукции и услуг. Например: замки, краны, смесители для ванной , услуги автосервиса и т. д.

Ассортимент (от франц. assortiment) – набор видов номенклатурных позиций продукции или услуги с указанием, например, артикула, размера, сорта, вида исполнения: замок фалевый цилиндрический модели Х (исполнение экспортное, артикул 18701 – 69); самовар электрический, ёмкостью 3 л., никелированный, с художественной росписью.

Структура продукции (услуг) характеризует соотношение удельных видов стоимости отдельных номенклатурных или ассортиментных позиций продукции (услуг) в  их общем объёме и выражается в процентах. Если речь идёт о проданной продукции, рассчитывается структура объёма продаж, если о произведённой для реализации – структура товарной продукции.

В табл. 9 приведена структура товарной продукции изделий пяти наименований предприятия “Зигзаг”.

Таблица 9

Структура товарной продукции изделий  пяти наименований предприятия “Зигзаг”

Наименование продукции Объем товарной продукции, тыс. руб. Структура товарной продукции, %
Сувениры 33,62
Крышки 5,04
Электрорезки 42,02
Ограждения 10,08
Замки 9,24
Итого товарной продукции

 

Таким образом, наибольший удельный вес в объёме товарной продукции предприятия занимают соответственно: сувениры – 33,62% и электрорезки – 42,02%. Поэтому основной поиск резервов увеличения объёма продаж, снижения затрат следует искать в этих двух номенклатурных группах продукции.

В основе построения структуры продукции может лежать любой признак, закладываемый в её классификацию. В данном случае был взят номенклатурный (или групповой ассортиментный) признак. Если взять за основу новизну продукции, можно определить удельные веса новой и традиционно выпускаемой продукции. В статической отчётности предприятий России используется деление продукции на товары народного потребления и производственно – технического назначения и приводится соответствующая структура выпуска по предприятиям и народнохозяйственным комплексам.

Для наглядности целесообразно структуру продукции представить графически в виде круговой диаграммы (рис. 13).

 

Рис. 13. Структура товарной продукции предприятия “Зигзаг”

 

Исследование ассортимента и структуры продукции позволяет лучше понять профиль предприятия, следить за изменением спроса на выпускаемую продукцию и “настраивать” производство на выпуск пользующейся спросом продукции.

Проследить изменение всех рассмотренных показателей во времени помогают их индексы (или иначе темпы) роста и прироста. По любому показателю: объёму продаж или товарной продукции, структуре продукции  и другим индекс роста определяется однозначно.

В общем случае:

 

,                            (11)

 

где: t – базовый период (год, квартал, месяц), по отношению к которому производится сравнение;

n – число периодов, следующих за базовым до периода сравнения;

П – величина показателя, например, объем продаж, объем товарного выпуска и др.

Индексы роста могут рассчитываться также по отношению к предшествующему периоду.

Темпы прироста определяются по следующей формуле:

                                 (12)

                                                                                                  

 

 

Таблица 10

Расчет темпов роста товарной продукции предприятия “Зигзаг”

Показатели
1. Объем товарной продукции,     т. руб.
2. Темпы роста к 2002 г., %
3. Темпы роста к предыдущему году, % - 106,5 100,84
4. Темпы прироста к 2002 г., % - рост   падение роста стагнация

 

 

В рассматриваемом периоде,  несмотря на рост объема товарной продукции по отношению к 2002 г., наблюдается снижение темпов ее роста к предыдущему периоду. Поэтому, если в 2003 г. имело место быстрое увеличение объема товарной продукции ( до 112% к 2002 г.). то в 2004 г. произошло падение темпов роста ( только 106,5% к 2003 г.), а в 2005 г. вообще наступила стагнация. Прирост объема товарного выпуска к предыдущему 2004 г. составил всего 0,84%.

Графически темпы роста и прироста изображаются в виде ломаных линий или столбиковых диаграмм (рис. 14).

 Назначение показателей динамик темпов роста и прироста экономических показателей двоякое:

1) они являются инструментом ассортиментного анализа; в данном примере имеет место увеличение ежегодных темпов роста товарной продукции при снижении темпов её прироста;

2) они служат также основой для прогнозирования будущего состояния предприятия.  

 

 

 

 

 


Рис. 14 Динамика темпов роста товарной продукции предприятия “Зигзаг”

 

Прогнозы осуществляются с помощью методов математической статистики, а кривые имеют второе название – тренды. Для  прогнозирования используют специальный математический аппарат – корреляционно-регрессионный анализ, который позволяет установить вид зависимости поведения экономического  показателя за предшествующие периоды и по найденной зависимости определить величину показателя в будущем периоде. В условиях высокой инфляции (больше 3-4% в год), сложно строить динамики показателей в сопоставимых ценах, поэтому их делают в текущих ценах, но на график обязательно наносят соответствующие кривые инфляции (их считают в региональных  службах статистики).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.