Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исключение лишнего



Исключение лишнего

Таблицы 001,002,003

Цели исследования. Выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями (сравнить предметы по величине, цвету, форме); проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака.

Процедура проведения. Ребенку показывают таблицу и задают вопрос: «Какая фигура не подходит?» В случае необходимости дают более подробную инструкцию: «Посмотри на таблицу. На ней четыре фигуры. Три из них одинаковые. Одна к ним не подходит. Покажи эту фигуру. Скажи, чем она отличается от остальных».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием выполняют это задание уже в возрасте 4—4,5 лет.

Дети с задержкой психического развития — к 5 годам (если с ними проводились занятия), а в 6—7 лет могут объяснить свое решение.

Умственно отсталые дети справляются с таким заданием в более позднем возрасте. Исключение по форме дается им с большим трудом даже в возрасте 7—8 лет.

Таблицы 004,005,006,007

Цели исследования.Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития кате­гориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

Процедура проведения.Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рас­смотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (покажи) неподхо­дящий предмет». Если выбор сделан правильно, попросить ребенка обосновать свой вы­бор: «Почему?»

Анализ результатов.Дети с нормальным умственным развитием к 6—7 годам после выполнения (самостоятельно или с помощью) первого задания справляются с последующими. Причем им уже не нужно повторять все содержание инструкции. Достаточно ограни­читься предъявлением таблицы и задать вопрос: «А здесь что не подходит?» Дети способны самостоятельно сделать речевое обобщение выделенных признаков.

Детям с задержкой психического развития нужна организующая помощь, особенно на этапе речевого обобщения выделенных признаков. В случаях неадекватной класси­фикации помощь оказывается эффективной.

Умственно отсталые дети нуждаются (как правило) в подобных инструкциях при предъ­явлении им каждой из таблиц. Самостоятельно выполнить задание могут только те из них, кто познакомился с названием соответствующей группы предметов в школе, детском саду или в семье. Умственно отсталые дети чаще объединяют предметы в одну группу не на основе выделения их существенных признаков, а руководствуясь внешними или ситуационными признаками. Такой характер объединения может быть установлен, если попросить ребенка обосновать причину выполненного им объединения. Бывают случаи, когда за внешне правильным исключением предмета стоит неверное обоснование. Так, например, на вопрос: «Почему ты исключил шапку?» был получен ответ: «Она большая. В портфель не войдет». Умственно отсталым детям трудно оформить речевое выражение своего выбора, помощь оказывается малоэффективной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.