Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ»



 

МЕТОДИКА 3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

Вводные замечания. Методика «Исключение слов» направ­лена на исследование аналитико-синтетической деятельности испытуемых, их умения обобщать. Методика «Исключение слов» выявляет ло­гичность рассуждении, правильность и обоснованность обобще­ний.

 В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонен­та мышления.

Методика «Исключение слов» наиболее чувствительна к нарушениям операцион­ной стороны мышления— а) к снижению уровня обобщения и б) ис­кажению процесса обобщения.

Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные, конкретные представ­ления о предметах и явлениях и оперирование общими, обобщенными призна­ками заменяется установлением сугубо конкретных связей.

Bторое состоит в том, что, хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных свя­зей, но эти связи являются несущественными, случайными, по­верхностными, нередко парадоксальными.

Менее чувствительна методика к нарушениям динамики мыс­лительной деятельности—лабильности и инертности.

Третий вид патологии мышления—нарушение мотивационного компонента—можно выявить, прежде всего, в объяснениях больными своих ответов, в типичной для них разно плановости и резонерстве.                                      

Цель задания. Диагностика нарушений мышления с помо­щью методики «Исключение слов».


Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором на­печатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой) (см. Прило­жение), секундомер и заранее подготовленный протокол.

Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого высту­пает больной. Непосредственно перед проведением обследова­ния экспериментатор в свободной беседе пытается выявить сос­тояние больного, его жалобы.

Больному предъявляется бланк методики и дается инструк­ция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состо­ит из пяти слов: четыре слова из пяти являются в чем-то сход­ными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исклю­чить».

Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Реги­стрируется общее время выполнения задания (с 1-го по 15-е задание). После того как испытуемый закончил работу, его просят объ­яснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоко­ле номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.                       

Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исклю­чение слов» предполагает, прежде всего, качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого.

Качественная оценка результатов предполагает анализ характера оши­бок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:                     

1) исключается одно слово, остальные четыре объединяют­ся не по общим, а по конкретным ситуационным признакам. Например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ран­няя весна, и листья еще не появились»;

2) слова объединяются по общим, но не существенным, слу­чайным, нередко парадоксальным признакам; например, боль­ной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курят­ник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное—на земле».

Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.

Ответы испытуемых можно классифицировать таким обра­зом:

а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;

б) функциональные — отнесение к классу на основе функ­циональных признаков;

в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;

г) нулевые — перечисление предметов, либо их функций без попытки обобщения.

Особенности ответов в различных нозологических группах:

при шизофрении производится обобщение по несущест­венным, иногда парадоксальным признакам;

при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей;

—- при старческом слабоумии обычно имеет место невоз­можность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.


ПРИЛОЖЕНИЕ .

 

 

Ключ:

1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) де­рево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать, 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер.


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ»

Испытуемый_______________________ Дата исследования_________

 

 

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

 3 Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.

4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

7. Лист, почка, кора, дерево, сук.

8. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.

 11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.

12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога-

13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.

14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.