|
|||
МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ»
МЕТОДИКА 3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ» Вводные замечания. Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности испытуемых, их умения обобщать. Методика «Исключение слов» выявляет логичность рассуждении, правильность и обоснованность обобщений. В патопсихологии выделяют три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение мотивационного компонента мышления. Методика «Исключение слов» наиболее чувствительна к нарушениям операционной стороны мышления— а) к снижению уровня обобщения и б) искажению процесса обобщения. Первое проявляется в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные, конкретные представления о предметах и явлениях и оперирование общими, обобщенными признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей. Bторое состоит в том, что, хотя больные выделяют общие признаки и способны выйти за пределы конкретных ситуационных связей, но эти связи являются несущественными, случайными, поверхностными, нередко парадоксальными. Менее чувствительна методика к нарушениям динамики мыслительной деятельности—лабильности и инертности. Третий вид патологии мышления—нарушение мотивационного компонента—можно выявить, прежде всего, в объяснениях больными своих ответов, в типичной для них разно плановости и резонерстве. Цель задания. Диагностика нарушений мышления с помощью методики «Исключение слов». Оснащение. Стандартный бланк методики, на котором напечатаны серии слов (15 серий по 5 слов в каждой) (см. Приложение), секундомер и заранее подготовленный протокол. Порядок работы. Исследование, как правило, проводится в психоневрологической клинике; в качестве испытуемого выступает больной. Непосредственно перед проведением обследования экспериментатор в свободной беседе пытается выявить состояние больного, его жалобы. Больному предъявляется бланк методики и дается инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов: четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения задания (с 1-го по 15-е задание). После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания. Обработка и анализ полученных данных. Методика «Исключение слов» предполагает, прежде всего, качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Качественная оценка результатов предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов: 1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам. Например, больной из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»; 2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, больной из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное—на земле». Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения. Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом: а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков; б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков; в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков; г) нулевые — перечисление предметов, либо их функций без попытки обобщения. Особенности ответов в различных нозологических группах: — при шизофрении производится обобщение по несущественным, иногда парадоксальным признакам; — при олигофрении обобщения носят конкретный характер, часто опираются на выделение ситуационных связей; —- при старческом слабоумии обычно имеет место невозможность выполнения заданий, даже на наиболее простых примерах.
Ключ: 1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево, 8) здание, 9) дерево, 10) наказывать, 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЯ СЛОВ» Испытуемый_______________________ Дата исследования_________
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3 Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий. 4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 5. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. 7. Лист, почка, кора, дерево, сук. 8. Дом, сарай, изба, хижина, здание. 9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель. 10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. 11. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый. 12. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога- 13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение. 14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото. 15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
|
|||
|