Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Театр Островского



Театр Островского

Островский анализирует в своих пьесах быт разных социальных слоев, их взаимоотношение между собой и ту государственную ситуацию в которую попало общество, их новые законы, аморальное существование, и существование прежних людей в этом новом аморальном обществе. Но также и разбирает внутренную психологию жизни внутри соц. Слоя, как например в Грозе. Каждая его пьеса, если не запрещена, то поставлена в театре, очень популярен. Почти все пьесы – комедии, в школе неправильно привили чувство, что островских пишет ужастики. Его новаторство то, что анализируется психологическая составляющая общества и отдельных людей из разных слоев общества, которые он сталкивает, или приводит отдельно . Юмор часто выходит на уровень игры со словами и позициями в обществе. Композиционное построение комедии оказалось тщательно проду­манным и действенным. Интрига развертывалась неспешно, но дина­мично, получая разрядку в комических эпизодах, как вдруг в финале возникал неожиданный драматический всплеск.

14 января 1853 г. — особая дата: первая постановка пьесы Островг ского. Ею стала комедия «Не в свои сани не садись», с восторгом встреченная публикой в московском Малом театре, а спустя месяц (19 февраля)такими же овациями была отмечена премьера в петербур­гском Александрийском театре.

Новый взлет популярности драматурга связан с пьесой «Доходное место» (1857). Это был художественный прорыв в новую сферу рус­ской жизни: в центре произведения оказалось чиновничество, с выс­ших ее представителей до мелкой сошки. Л.Н. Толстой отметил в пьесе ~ «сильный протест против современного быта», наиболее ярко «выразившегося в старом взяточнике секретаре Юсове».

В основе сюжета — крах возвышенной мечты молодого идеалиста Жадова. Начав чиновничью карьеру, он надеется принести пользу обществу, воплотить на практике вынесенные из университета представ­ления о добре и прогрессе. Но все его идеальные стремления рушатся при встрече с реальностью: вокруг него процветают взяточники самых различных рангов и положений

«Гроза» — произведение, в какой-то мере загадочное. Во-первых, она оказалась исключительно жизнеспособной, репертуарной в разные эпохи истории русского театра. Во-вторых, она необычна в жанровом отношении. Это трагедия с элементами острого комизма, едва ли не фарса: рассказы Феклуши о заморских странах, где правят «салтаны» и обитают люди с песьими головами, бредни, которым с изумлением и страхом внимают обыватели, или действительно дикие выходки Дико­го, богатого купца, в котором самодурное начало представлено в гро­тесковых формах ничем не обузданного произвола.

В «Грозе» группировка персонажей и их конфликтное взаимо­действие резко изменились. Здесь происходит — впервые у Островско­го – нешуточное противостояние грубой силе, притом на уровне почти бессознательном, стихийном. Катерина — слабое, неразвитое суще­ство — купеческая дочь и купеческая жена. Плоть от плоти этой сре­ды. Поэтому «лучом света», как это сделал Добролюбов (статья «Луч света втемном царства»), ее можно было бы назвать с большой натяж­кой.

В грозе не доминирует сциальный фактор. Здесь, в «Грозе», лица, создающие острый конфликт, ровня друг другу. Взрывная сила протеста сосре­доточена прежде всего в характере героини, каким его создал Ост­ровский.

Правда, выходу Катерины все-таки есть: можно было бы жить по примеру Варвары и Кудряша. Но ей с ними не по пути, она не может лгать, изворачиваться, да и Борис в точности повторяет тех безропот­ных персонажей-страстотерпцев, которых зрители знали по прежним пьесам Островского.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.