|
|||
Театр ОстровскогоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Театр Островского Островский анализирует в своих пьесах быт разных социальных слоев, их взаимоотношение между собой и ту государственную ситуацию в которую попало общество, их новые законы, аморальное существование, и существование прежних людей в этом новом аморальном обществе. Но также и разбирает внутренную психологию жизни внутри соц. Слоя, как например в Грозе. Каждая его пьеса, если не запрещена, то поставлена в театре, очень популярен. Почти все пьесы – комедии, в школе неправильно привили чувство, что островских пишет ужастики. Его новаторство то, что анализируется психологическая составляющая общества и отдельных людей из разных слоев общества, которые он сталкивает, или приводит отдельно . Юмор часто выходит на уровень игры со словами и позициями в обществе. Композиционное построение комедии оказалось тщательно продуманным и действенным. Интрига развертывалась неспешно, но динамично, получая разрядку в комических эпизодах, как вдруг в финале возникал неожиданный драматический всплеск. 14 января 1853 г. — особая дата: первая постановка пьесы Островг ского. Ею стала комедия «Не в свои сани не садись», с восторгом встреченная публикой в московском Малом театре, а спустя месяц (19 февраля)такими же овациями была отмечена премьера в петербургском Александрийском театре. Новый взлет популярности драматурга связан с пьесой «Доходное место» (1857). Это был художественный прорыв в новую сферу русской жизни: в центре произведения оказалось чиновничество, с высших ее представителей до мелкой сошки. Л.Н. Толстой отметил в пьесе ~ «сильный протест против современного быта», наиболее ярко «выразившегося в старом взяточнике секретаре Юсове». В основе сюжета — крах возвышенной мечты молодого идеалиста Жадова. Начав чиновничью карьеру, он надеется принести пользу обществу, воплотить на практике вынесенные из университета представления о добре и прогрессе. Но все его идеальные стремления рушатся при встрече с реальностью: вокруг него процветают взяточники самых различных рангов и положений «Гроза» — произведение, в какой-то мере загадочное. Во-первых, она оказалась исключительно жизнеспособной, репертуарной в разные эпохи истории русского театра. Во-вторых, она необычна в жанровом отношении. Это трагедия с элементами острого комизма, едва ли не фарса: рассказы Феклуши о заморских странах, где правят «салтаны» и обитают люди с песьими головами, бредни, которым с изумлением и страхом внимают обыватели, или действительно дикие выходки Дикого, богатого купца, в котором самодурное начало представлено в гротесковых формах ничем не обузданного произвола. В «Грозе» группировка персонажей и их конфликтное взаимодействие резко изменились. Здесь происходит — впервые у Островского – нешуточное противостояние грубой силе, притом на уровне почти бессознательном, стихийном. Катерина — слабое, неразвитое существо — купеческая дочь и купеческая жена. Плоть от плоти этой среды. Поэтому «лучом света», как это сделал Добролюбов (статья «Луч света втемном царства»), ее можно было бы назвать с большой натяжкой. В грозе не доминирует сциальный фактор. Здесь, в «Грозе», лица, создающие острый конфликт, ровня друг другу. Взрывная сила протеста сосредоточена прежде всего в характере героини, каким его создал Островский. Правда, выходу Катерины все-таки есть: можно было бы жить по примеру Варвары и Кудряша. Но ей с ними не по пути, она не может лгать, изворачиваться, да и Борис в точности повторяет тех безропотных персонажей-страстотерпцев, которых зрители знали по прежним пьесам Островского.
|
|||
|