Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подобнее о некоторых итогах и перспективах деятельности социально-психологической службы образования города Рязани можно прочитать здесь.



 

Уважаемые психологи и социальные педагоги образовательных учреждений! Завершается 2019-2020 учебный год. Мы – специалисты социально-психологической службы подводим итоги, проводим рефлексию, анализируем и обобщаем профессиональный опыт. Прошедший учебный год был необычным, незабываемым и интересным. Этот год обогатил нас новым опытом работы: мы продумывали новые формы взаимодействия, ставили новые профессиональные задачи, пробовали новые профессиональные инструменты. И, конечно, сейчас мы смотрим с доброй надеждой вперёд, мечтаем и строим планы на будущее. Подвести итоги и определить перспективы профессиональной деятельности нам всегда помогает общее обсуждение на наших весенних встречах. В этом году заключительное мероприятие для педагогов-психологов и социальных педагогов прошло 26 мая в формате онлайн-беседы в сообществе «Профессионал» в социальной сети ВКонтакте. Если вы захотите вспомнить определённые моменты беседы или ознакомиться с материалом в целом, можно перейти по ссылке https://vk.com/im?sel=c32.

В ходе беседы многие специалисты отмечали, что традиционные встречи нашего профессионального сообщества являются эффективным форматом для профессионального общения и взаимодействия. И, конечно, в следующем учебном году все они сохранятся: Августовская конференция, Праздник «День социально-психологической службы образования города Рязани» в октябре, январский Фестиваль психосоциальных технологий, Апрельская научно-практическая конференция. Как всегда, план наших мероприятий будет отражён в Календаре социально-психологическом службы, который мы все получим на Августовской конференции с очередным выпуском информационно-методического Бюллетеня «Психология в образовании». Жизнь нашего профессионального сообщества будет насыщенной, поддерживающей объединяющие нас традиции, наполненной важной работой по решению актуальных задач и интересными перспективами!

Подобнее о некоторых итогах и перспективах деятельности социально-психологической службы образования города Рязани можно прочитать здесь.

В 2019-2020 году приоритетными были вопросы, связанные с повышением уровня психологической безопасности в образовательном учреждении, которые обсуждались в той или иной степени на всех наших традиционных городских мероприятиях. На конференции в августе говорили о роли, рисках и возможностях специалиста социально-психологической службы. Темой фестиваля психосоциальных технологий стала профилактическая работа, актуальные направления и модели деятельности. На 17 Празднике нашей службы мы увидели, как важно сохранять профессиональную позицию, повышать свою компетентность, не забывать, для кого мы работаем, ведь главное для нас – благополучие детей!

В этом году стартовал новый ведомственный проект «Территория психологической безопасности», который призван активизировать работу школ и детских садов над повышением уровня психологической безопасности образовательной среды с опорой на уже имеющиеся ресурсы и на поиск новых возможностей. Были реализованы основные мероприятия Проекта:

1. Постоянно действующие воркшопы, направленные на систематизацию участниками собственных ресурсов и построение своих моделей деятельности. В этом году участниками воркшопов стали творческие группы детских садов №№ 84, 106, 107, 139, 147, 153 и школ №№ 11, 17, 37, 45, 53, 61 (школы завершат работу осенью).

2. Образовательные учреждения – участники Проекта готовятся к ключевому мероприятию – ежегодному Смотру моделей деятельности образовательных организаций, который пройдёт в форме открытых семинаров-презентаций теперь уже в следующем учебном году в двух номинациях «Детский сад – территория психологической безопасности» (13 дошкольных учреждений подали заявки и приготовились представить свои модели) и «Школа – территория психологической безопасности» (заявки можно будет подать осенью).

3. На базе опорных образовательных учреждений (школы №№ 8, 33, 34, 35, 50, 56, 57, 58, 60, 71 и детские сады №№ 2, 7, 10, 13, 33, 79, 89, 104, 115, 116, 121, 151) успешно реализованы четыре мини-проекта.

Мини-проект «Школьные антикризисные группы». Проведены обучающие семинары-тренинги и групповая консультация по результатам реализации комплекса мероприятий в опорных ОУ.

Мини-проект «Совет профилактики в современной школе». Реализован комплекс мероприятий по внедрению современной технологии деятельности Совета профилактики в опорных школах, состоялась групповая консультация по результатам реализации комплекса мероприятий в опорных школах. Стажировка для заместителей директоров по воспитательной работе и членов Советов профилактики перенесена на осень.

Мини-проект «Развитие коммуникативных навыков у детей 3-5 и 5-7 лет». Были организованы встречи рабочих групп, подбор материалов, апробация программ в опорных детских садах. Проведён анализ результатов апробации, а общее подведение итогов и стажировку для педагогов пришлось перенести на следующий год.

Мини-проект «Развитие жизненных навыков у детей 5-7 лет». Специалистами Центра ППМС-помощи проведена апробация программы, анализ материалов, а также стажировка для педагогов-психологов опорных ДОУ.

Деятельность Школьных служб примирения – важный ресурс для повышения безопасности образовательной среды, снижения уровня агрессии и насилия. В прошедшем учебном году состоялись 18 и 19 Слёты Школьных отрядов посредников, две встречи Клуба медиаторов, все они были посвящены обмену опытом по актуальным проблемам развития ШСП. Оргкомитетом, в состав которого вошли специалисты Центра и представители нескольких школьных служб, полностью подготовлен городской Форум школьных служб примирения. Программа Форума включает 20 Слёт Школьных отрядов посредников и научно-практическую конференцию заместителей директоров по воспитательной работе рязанских школ. К Форуму подготовлен сборник статей из опыта посреднической деятельности школьных служб примирения. 2019-2020 учебный год стал годом завершения обучающей части городской инновационной программы поддержки школьных служб примирения «Мосты». Программа выполнила взятые на себя в 2016 году обязательства поддержки в создании служб примирения и обучения посредников в 60% рязанских школ. На сегодняшний день в сообществе, объединённом программой «Мосты», 41 ШСП, в составе которых более 600 участников: подростков, педагогов и родителей, прошедших первичное обучение в Центре ППМС-помощи на тренингах, семинарах и консультациях, а затем в школах силами уже подготовленных школьных специалистов. В следующем учебном году реализация программы «Мосты» будет продолжаться в новом формате, решая задачи поддержки и развития служб примирения в школах нашего города.

Четвёртый год (с сентября 2016 года) реализуется принятая Коллегией управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани городская Программа действий по повышению эффективности работы образовательных учреждений города Рязани, направленная на сохранение психоэмоционального благополучия и предупреждение антивитального поведения несовершеннолетних, рассчитанная на 2016-2020 годы. В целом Программа действий активно реализуется в большинстве школ, охватывает значительное число педагогов, учащихся и родителей. Развивается профилактическая компетентность педагогов в оказании поддержки детям, выявлении учащихся, нуждающихся в психологической помощи. В 2019-2020 учебном году важным результатом в реализации Программы действий было то, что, как и планировалось, полностью подготовлен пакет информационных и методических материалов в помощь педагогам и руководителям школ. Пакет включает в себя методические разработки классных часов и родительских встреч, семинаров-практикумов для педагогов и стажировок для методического объединения классных руководителей, тематические памятки для учащихся и родителей. Всего – 22 разработки классных часов, 22 разработки родительских встреч, 8 проблемных семинаров для педагогов, 2 стажировки для МО классных руководителей.               В этом году, как всегда, организованы и проведены специалистами Центра 4 семинара-стажировки «Реализация комплекса мер по сохранению психоэмоционального благополучия и предотвращению суицидального поведения учащихся» для заместителей директоров школ по воспитательной работе и для специалистов социально-психологической службы. Завершает свою работу постоянно действующий семинар-практикум «Компетентность классного руководителя в профилактической работе», в ходе которого многие педагоги смогли повысить свою квалификацию в вопросах профилактики.

Продолжил свою работу действующий с сентября 2017 года проект «Посредник в детском саду», который объединяет руководителей, педагогов и педагогов-психологов рязанских детских садов №№ 2, 7, 10, 13, 33, 79, 89, 104, 115, 116, 121, 151. Опыт показывает, что работа в рамках проекта является эффективным средством профилактики деструктивных конфликтов и укрепления психологической безопасности в образовательном учреждении. В этом учебном году для посредников была организована серия мастерских, направленных на обогащение знаний по медиации, обмен опытом профилактической работы с педагогами и родителями. Эта работа помогла педагогам расширить свои знания, обозначить общие проблемы, уточнить профессиональную позицию, активизировать творческий потенциал, поиск новых методов и форм деятельности, обогатить свой профессиональный опыт. По плану реализации проекта состоялся обучающий тренинг эффективных навыков посредничества в 2 частях. Проектные группы детских садов №№ 13, 79, 89, 104, 115 приняли участие в моделировании каждого этапа посредничества, обсуждали возможности преодоления трудностей. В рамках проекта действовала рабочая группа педагогов-психологов – адаптирована игровая программа «Идём в гости», проведены апробация занятий и стажировка для специалистов – участников проекта. Педагоги-психологи, входящие в состав проектных групп, вели активную внутреннюю работу с педагогическим коллективом и родителями на семинарах-практикумах, педсоветах и родительских собраниях, а также участвовали в урегулировании конфликтных ситуаций.

Каждый специалист СПС имеет возможность повысить свою квалификацию в рамках программы «Мастер-класс». В этом году прошли встречи по темам: «Коммуникативная компетентность специалиста социально-психологической службы: условия эффективного взаимодействия с клиентами и базовые техники профессионального общения», «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в образовательных учреждениях: актуальные направления, современные формы и технологии работы», «Особенности работы специалиста службы в конфликтной ситуации: консультант и посредник», «Волшебный круг» (окончание обучения перенесено на следующий учебный год).

Участники Школы начинающего специалиста приглашались на тематические групповые консультации, где могли получить ответы на вопросы о планировании работы, ведении документации, содержании профилактической работы специалиста, в том числе, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Специалисты Мобильной антикризисной группы, в которую входят психологи Центра, детских садов и школ, работали над преодолением чрезвычайных ситуаций в жизни детей и подростков, а также над повышением уровня своей компетентности, что необходимо, чтобы оперативно и эффективно оказывать помощь в кризисных случаях. Специалисты антикризисного подразделения Центра в течение этого учебного года не раз в кризисных случаях выезжали в образовательные учреждения, организовывали и обеспечивали работу временных пунктов психологической помощи. Так же была оказана консультативная помощь детям и родителям в сложных/кризисных ситуациях (суицидальные мысли и намерения, смерть близких родственников, смерть сверстника, уход из дома, развод родителей, нежелание посещать школу, страхи, одиночество, подростковая депрессия). Оказывалась индивидуальная методическая помощь и поддержка руководителям школ и педагогам, работающим с детьми и семьями в кризисных ситуациях.

В рамках работы творческого (методического) объединения «Профессионал» специалисты СПС обменивались интересными находками, мнениями по актуальным вопросам, связанным с адаптацией детей на разных возрастных этапах в детском саду и школе, возможностях психолого-педагогической поддержки детей из замещающих семей, сопровождении детей с ОВЗ и другими.

К сожалению, условия дистанционного обучения не позволили провести ряд запланированных в этом году мероприятий. Перенесены традиционная апрельская конференция, Городской Форум школьных служб примирения, Смотр моделей деятельности образовательных организаций и другие важные мероприятия. Надеемся, что они состоятся в следующем учебном году.

Однако и в карантинный период взаимодействие специалистов нашей службы продолжается – дистанционно. Творческое объединение «Профессионал» продолжило работу в новом формате: прошли три онлайн-беседы, в ходе которых участники обсудили трудности и позитивный опыт работы, итоги учебного года в условиях традиционного и дистанционного обучения, а также обменялись материалами по этим темам. С помощью электронной почты и мессенджеров решаются организационно-методические вопросы, происходит обмен документами. Завершается традиционный сбор статистических отчетов психологов и социальных педагогов – в электронном виде.

С момента введения противоэпидемиологических мер 17 марта и перехода образовательных учреждений в режим дистанционной работы Центр не просто продолжил, но и активизировал работу всех своих интернет-ресурсов. Так, регулярно на сайте Центра http://psiora.blogspot.com/ и в группе «Профессионал» ВК размещалась информация в помощь специалистам службы для родителей, учителей и детей. Все памятки, презентации, рекомендации с возможностью скачать их и использовать в своей работе – всего около 70 материалов, только в группе ВК зарегистрировано около 9000 просмотров. Для поддержки родителей в период пандемии в сообществе «Семейная среда» в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/semsreda регулярно публикуются материалы о том, чем занять ребёнка на самоизоляции, как противостоять стрессу, чем мотивировать школьников на учёбу в режиме дистанционного обучения, как организовать распорядок дня для всех членов семьи, как поддержать выпускников и другие – всего более 50 постов, зарегистрировано более 21000 просмотров. Для детей и подростков регулярно публикуются посты в блоге «Лабиринт: заходи, если хочешь найти выход» – http://labirint-rzn.blogspot.com/, где наряду с постами «традиционной» профилактической направленности появились материалы, связанные с трудностями самоизоляции, дистанционного обучения, обсуждаются конструктивные возможности, которые есть у школьников в это время, создаётся настрой для сохранения позитивного психоэмоционального состояния ребят – всего около 60 постов и 11000 просмотров. Важно, что во всех интернет-ресурсах ЦППМСП были своевременно размещены телефоны психологической помощи, на которых дежурят специалисты Центра.

Таким образом, профессиональное сообщество, объединяющее специалистов социально-психологической службы образования города Рязани, продолжает активно развиваться, отвечая на запросы времени и быстро меняющиеся обстоятельства.

В 2020-2021 учебном году, как показал опыт этого года, нам нужно быть готовыми к работе  в разных форматах – и традиционном, и дистанционном. Так, ближайшее наше общее мероприятие – Августовская конференция готовится с учётом вероятности сохранения противоэпидемиологических ограничений.

Планируя следующий год, специалисты и детских садов, и школ выразили большую заинтересованность в своём участии в реализации ведомственного проекта «Территория психологической безопасности». Особенно большой интерес вызывали результаты работы мини-проектов «Школьные антикризисные группы», «Совет профилактики в современной школе», «Развитие коммуникативных навыков у детей 3-5 и 5-7 лет», «Развитие жизненных навыков у детей 5-7 лет». Возможность познакомиться с ними будет предоставлена на Фестивале психосоциальных технологий. Так же специалисты смогут принять участие в воркшопах и Смотре моделей деятельности образовательных учреждений в форме открытых семинаров-презентаций в номинациях «Детский сад – территория психологической безопасности» и «Школа – территория психологической безопасности» – в составе команд своих образовательных учреждений (по предварительным заявкам от администрации ОУ). Начнут работу новые мини-проекты, которые будут представлены на Августовской конференции. Состоится и отложенное важное мероприятие проекта – Форум школьных служб примирения, а в составе команд-участников немало специалистов социально-психологической службы.

Продолжится работа по реализации мер, направленных на предупреждение антивитального поведения несовершеннолетних. Уверены, что и после подведения итогов городской Программы действий специалисты службы будут содействовать реализации тематических классных часов и родительских встреч, проблемных семинаров для педагогических коллективов школ по тематическому планированию Программы. А участники Мобильной антикризисной группы при Антикризисном подразделении Центра ППМСП как всегда готовы к работе по оказанию помощи образовательным учреждениям нашего города в кризисных ситуациях.

Стажировка для специалистов детских садов «Идём в гости» состоится по плану завершающегося проекта «Посредник в детском саду», итоговые мероприятия которого перенесены из-за коронавируса на новый учебный год. Также запланированы традиционные стажировки по профилактическим и развивающим программам и групповые консультации Школы начинающего специалиста.

Продолжатся и встречи творческого (методического) объединения «Профессионал», которые также, возможно, будут проводиться в двух форматах. В Беседе 26 мая коллеги предложили темы для обсуждения в профессиональном сообществе в следующем учебном году: работа по сохранению психологической безопасности, над повышением учебной мотивации у детей и подростков, взаимодействие с детьми, семьями «группы риска», работа с детьми с ОВЗ и место этих коррекционных занятий в практической деятельности педагога-психолога.

Опыт дистанционного взаимодействия показал возможности более широкого использования сообщества специалистов службы «Профессионал» в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/clubprofessionalryazan, которое сейчас насчитывает 132 участника. Мы сможем организовывать новые онлайн-обсуждения, например, обсуждение подготовки или итогов мероприятий, заполнения отчётности и других актуальных вопросов. Присоединяйтесь!

Сделаем вместе жизнь нашего профессионального сообщества интересной и насыщенной новыми возможностями!      

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.