Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Анализ текстов учебно-научного и официально-делового стилей речи



Тема: Анализ текстов учебно-научного и официально-делового стилей речи

 

Задание 1.

1. Дисциплина, -ы, ж. Обязательное для всех членов какого-н. коллектива подчинение установленному порядку, правила. Воинская д. Трудовая д. Финансовая д. Школьная д.

2. Дисциплина, -ы, ж (книжн.). Самостоятельная отрасль, раздел какой-н. науки. Исторические дисциплины.

1. Образование,-я, ср.. 1. образовать, -ся. 2. То, что образовалось из чего-н. Вулканические образования. Жировое о.

2. Образование, -я, ср.. 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. Право на о. Народное о. 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Дать о. кому-н. Получить о. начальное, среднее, высшее. Специальное о.

Воспитание, -я, ср. 1. см. воспитать. 2. Навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Хорошее в.

Данный текст относится к научному стилю, т.к. логика построения текста не нарушена; на последовательность развития мысли указывает то, что все выводы вытекают из фактов; смысловая точность достигается тщательным подбором слов; объективность данного текста заключается в том, что в нём описываются факты об имени существительном.

Задание 2.

Данный фрагмент текста относится к научному стилю. На это указывают следующие признаки:

Стилистические признаки текста научного стиля:

1) цель, с которой мы говорим – сообщение научных данных в сфере педагогики;

2) сфера общения – учебный процесс; обстановка – официальная ;

3) форма речи – письменная; вид речи – монолог; тип речи – повествование;

4) речевой жанр – научное пособие;

5) стилевые черты речи:

Строгая логичность изложения определяется тем, что логика построения текста не нарушена.

На последовательность развития мысли указывает то, что все выводы вытекают из фактов.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов.

Отвлечённость и обобщённый характер текста проявляется в том, что почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.

Объективность данного текста заключается в том, что в нём описываются факты об имени существительном.

6. Языковые средства выражения:

Лексические особенности текста:

а) употребление слов преимущественно в прямом значении (педагогика, наука, воспитание, процесс, цели, человек, общество, государство, космос, культура);

б) отсутствие в тексте образных средств языка (тропов и стилистических фигур);

в) частая повторяемость ключевых слов («педагогика», «объект», «предмет», «наука», «педагогический процесс»);

г) употребление терминологии (педагогика, объект, предмет, предмет педагогики, педагогический процесс, педагогическое явление, образование);

д) использование абстрактной лексики (предмет, объект, позиция, область, явление, задача);

е) использование стилистически нейтральных слов (предмет, космос, знания, развитие, процесс, интересы);

ж) употребление заимствованной лексики (педагогика, дисциплина, культура, политика, процесс);

з) отсутствие разговорной лексики;

и) отсутствие эмоционально-окрашенных слов.

В целом лексический уровень данного текста отличается строгим отбором слов, точностью и однозначностью словоупотребления.

Морфологические особенности текста:

а) главное назначение текста научного стиля – обозначать понятия, явления, называть их и объяснять, отсюда преобладание в тексте существительных (педагогика, область, подход, наука, явления, объект, космос, культура, политика, дисциплина, знания, психология, задачи, цель);

б) преобладание существительных над глаголами;

в) употребление в тексте отглагольных существительных (использование, представления, воспитание, обучение, изменение, развитие);

г) в данном отрывке, как и в других научных текстах, не используются глаголы и местоимения 1 и 2 лица, но используются глаголы 3 лица единственного и множественного числа (разрабатывает, отрицает, состоит, отвечает, обуславливают, выступают, понимают);

д) использование прилагательных в составе терминов (прикладная, педагогическим);

е) для связи предложение в тексте служа союзы (и, что);

ж) не употребляются восклицательные частицы и междометия.

Синтаксические особенности текста:

а) в данном отрывке наблюдается прямой порядок слов (Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых));

б) использование сочетаний «существительное + существительное в Род. падеже» (объекты действительности, точка зрения, область действительности, явления действительности, процесс воспитания);

в) использование предложений с однородными членами (Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).);

г) использование предложений с обособленными членами (2) педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.);

д) употребление сложных предложений (3) педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой.);

е) восклицательные предложения в данном отрывке, как и в любом тексте научного стиля, не используются.

Таким образом, выявленные на различных языковых уровнях особенности текста свидетельствуют о том, что данный текст относится к научному стилю.

 

В бухгалтерию

Автокомбината № 17

Скворцова Л.Л., слесаря

 

доверенность.

Я, Скворцов Л.Л. проживающий по адресу………………, работающий в цеху…………………….., доверяю получить деньги (заработную плату) в размере 9 000 (девяти тысяч рублей) под расписку слесарю Глухарю И.П., проживающему по адресу………………, работающему в цеху………………., в связи с плохим состоянием здоровья.

Дата Подпись
«…» … 20…г.  

 

Председателю профсоюзного бюро

Завода «Путь к сознанию»

Уряшкину А.И.

От руководителя ансамбля

Народных инструментов

Кукушкина С.С.

 

объяснительная записка.

Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе из-за поломки музыкальных инструментов в результате давки в автобусе. Инструменты починке не подлежат.

Дата Подпись
«…»…20…г.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.