|
|||
Права и обязанности сторон в исполнительном производстве1.2. Права и обязанности сторон в исполнительном производстве
Участниками исполнительного производства являются: 1) стороны и их представители; 2) орган принудительного исполнения; 3) суд; 4) лица, содействующие исполнительному производству. Лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Такой подход изменяет сложившуюся в гражданском процессуальном праве традицию разграничения участника процесса и лица, заинтересованного в его исходе. В соответствии с этой традицией не всякий «участник исполнительного производства» должен считаться «лицом, участвующим в исполнительном производстве». То, что действующий Закон поставил между двумя этими терминами знак равенства, не отменило необходимости различать группы участников исполнительного производства в зависимости от их отношения к исполняемому делу. Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К такому объединению граждан применяются нормы Закона об исполнительном производстве, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.В случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ (ч. 3 ст. 49 Закона), т. е. сторона, в пользу которой вынесено решение и которая требует его принудительного исполнения, в защиту прав и законных интересов которого возбуждается и ведется исполнительное производство. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (ч. 4 ст. 49 Закона). Должником, таким образом, является сторона, на которой лежит обязанность исполнения судебного решения или иного юрисдикционного акта. В большинстве случаев исполнения судебных постановлений взыскателем является бывший истец, а должником — недавний ответчик. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. В случае если сторонами являются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, то они могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. Права несовершеннолетних в возрасте до 14 лет осуществляются в исполнительном производстве законными представителями — родителями, усыновителями, опекунами. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме с его законного представителя или представителя органа опеки и попечительства. Закон об исполнительном производстве наделяет стороны следующим объемом прав и обязанностей.Стороны исполнительного производства вправе знакомится с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. Представителями сторон являются лица, которые на основании имеющихся у них полномочий выступают от имени представляемого лица и своими действиями в исполнительном производстве способствуют лучшей защите его прав и охраняемых законом интересов. Стороны могут участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через своих представителей. Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц (ст. 53 Закона). Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации. Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус. Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают законные представители. К законным представителям таких лиц относятся их родители, усыновители, опекуны или попечители. Их полномочия удостоверяются специальными документами. Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом. Законные представители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя. Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако имеется ряд действий, на совершение которых представитель получает право, только если это прямо оговаривается в доверенности. В доверенности, выдаваемой представляемым, должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий: 1) предъявление и отзыв исполнительного документа; 2) передача полномочий другому лицу (передоверие); 3) обжалование действий судебного пристава-исполнителя; 4) получение присужденного имущества (в том числе денег); 5) отказ от взыскания по исполнительному документу;6) заключение мирового соглашения. Полномочия законных представителей ограничиваются федеральными законами. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы — управление (отдел) Федеральной служим судебных приставов, действующее на территории субъекта РФ. ФССП России является федеральным органом исполнитель ной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору и установленной сфере деятельности. Она подведомственна Министерству юстиции РФ. Возглавляет ее директор ФССП России — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ. Службы судебных приставов в субъектах РФ возглавляю! главные судебные приставы субъектов РФ, назначаемые ни должность и освобождаемые от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России — главного судебного пристава Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются Законом об исполнительном производстве и Законом о судебных приставах. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Судебный пристав не может участвовать в исполнении, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судебному приставу могут заявить изыскатель и должник. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство. В случае удовлетворения заявления об отводе судебного пристава-исполнителя исполнительный документ, исполняемый им, передается старшим судебным приставом другому судебному приставу-исполнителю либо направляется в другие подразделения или службы судебных приставов. Отказ в удовлетворении отвода судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в порядке подчиненности в 10-дневный срок главному судебному приставу субъекта РФ либо в суд в порядке, предусмотренном ст. 441 ГПК РФ. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностною лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе и осуществляющим функции представителя власти. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве. Функции оперативного контроля и утверждения отдельных исполнительных действий возложены на старших судебных приставов. Суд (судья) остается важным участником исполнительного производства. Законодательство об исполнительном производстве вывело службу судебного исполнения из-под оперативного контроля судов, поскольку назначение на должность, освобождение от нее, контроль за текущей деятельностью, утверждение многих исполнительных действий относится к компетенции должностных лиц службы судебных приставов. Денежные средства, взыскиваемые в процессе исполнения, поступают теперь На депозитный счет службы судебных приставов, а не суда, как по было ранее. Только суду принадлежат следующие права:— восстановление пропущенного срока предъявления к исполнению исполнительного листа или судебного приказа;— дача разъяснений по содержанию исполнительного документа, о способе и порядке его исполнения ;— отсрочка, рассрочка исполнения судебного акта, а также изменение способа и порядка его исполнения;— прекращение исполнительного производства;— обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц;— обращение взыскания на заложенное имущество ;— взыскание с должника среднего заработка работника за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа;— рассмотрение заявлений об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исков об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора;— рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений о наложении штрафа;— рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства. Суду и должностным лицам службы судебных приставов принадлежит право рассмотрения жалоб на действия судебного исполнителя: постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа.. Понятой привлекается для удостоверения факта, содержания и результатов исполнительных действий и применяемых мер принудительного исполнения, при совершении которых он присутствовал. Он обязан удостоверить эти обстоятельства своей подписью в акте о совершении соответствующего исполнительного действия. В отличие от понятого специалист участвует в исполнительном производстве для разъяснения возникающих мри совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний. В качестве специалиста для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями. С оценщиками, хранителями арестованного имущества, продавцами имущества должника судебный пристав взаимодействует при совершении отдельных исполнительных действий. Сотрудники органов внутренних дел, как уже говорилось, могут привлекаться при совершении любого исполнительного действия, если налицо условия, требующие их участия: необходимость обеспечения правопорядка, предотвращения угрозы жизни и здоровью судебного пристава-исполнителя.Участие прокурора, органов государственного управления и представителей общественности Законом об исполнительном производстве не предусмотрено
|
|||
|