|
|||
Ход занятияХод занятия Зимушка-зима – весёлое, чудесное время года. Попадаешь в удивительную сказку. Сегодня я принесла вам большую волшебную книгу, где живут сказки (открываем книгу, звучит музыкальная открытка). Книжка открывается Чтобы узнать, о чём будет сказка вы должны отгадать стих-загадку. Кто загадку отгадает, тот всё на свете знает. Крыша в шапке меховой, - Посмотрите за окно – за окном зима. Что вы, представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга, горячий чай, снежинки, сказка, Снегурочка, Новый год, и т.д.) - Какой звук чаще других встречается в словах? (С). Произнесите его протяжно и тихо, а теперь протяжно и громко (2-3раза). Получается завывание ветра. - Прежде чем мы с вами поговорим о зимушке-зиме, я предлагаю вам присесть на ковёр и послушать волшебную музыку П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Она поможет вам представить себя в зимнем лесу. Закройте глаза и представьте, как вы гуляете по зимнему сказочному лесу. (Ответы детей). · На улице всё белым-бело. · Мы тихонько идём по тропинке, а под ногами поскрипывает снежок. · Морозно. Под лучами солнца искрится снег. · Над нами раскинулись огромные ветви ёлок, покрытые снегом. Они стали тяжёлыми и опустились вниз. · Деревья словно из сказки: пушистые, снежинки облепили все веточки. Но стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. Это так красиво. · Кругом тихо-тихо, только пушистый снег, кружась, ложится на землю. · Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей Снегурочкой. · Огромные сугробы у дороги, Как хорошо с разбегу упасть в мягкий сугроб и полежать, раскинув руки. · А потом поиграть в снежки, да так, чтобы снег попал даже за шиворот. Холодно. Мороз щиплет щёки, нос, но всё-таки здорово. - Представили? Какая волшебная музыка! Она помогла нам очутиться в зимнем лесу, полюбоваться его красотой. Вот теперь можно отправляться в путь по нашей схеме-подсказке. Сейчас мы с вами побываем в зимнем снежном царстве и расскажем всё, что мы знаем о зиме. - Прежде чем отправиться в лес мы должны тепло одеться. Расскажите, пожалуйста, как? - Когда у нас начинается зима? · Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. · Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? (холод, мороз, снег). · Какими словами можно сказать о зиме. Какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная, ветреная, метельная). · А снег, какой он? (пушистый, белый, легкий, искристый, хрустящий, мохнатый, холодный, рыхлый, рассыпчатый, липкий). · Погода, какая? (снежная, морозная, вьюжная, ветреная, метельная). · Небо, какое? (серое, хмурое, облака низкие). · Солнце, какое оно? (светит, но греет слабо). · Сугробы, какие? (большие, белые, как снежные горы). · Ветер, какой он? (холодный, ледяной, колючий, порывистый). Воспитатель говорит, что она приготовила детям сюрприз изо льда (внести в новогодней коробочке). Открыв, её дети обнаруживают лужицу воды. - Оказывается лёд волшебный, он умеет превращаться. Лёд – это твёрдое вещество, в нём “человечки” (ММЧ) крепко держатся за руки. Когда становиться тепло они перестают держаться за руки и получается жидкость – вода. - А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых? Что можно делать с водой, а что – со льдом? (ответы детей сопровождаются показом: стакан с водой и с кубиками льда). - Проведём эксперимент: вода растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находиться, а твёрдые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. Вода занимает весь стакан, без “пустот”, а кубики льда в коробку можно уложить плотно. Если воду налить в тряпочный мешочек, то она вытечет, а кубики льда останутся. - Ещё много е мы можем узнать про воду и лёд в книгах. Сейчас мы откроем словарь Ожегова и прочитаем, какое определение им даётся. Еще можем открыть энциклопедию “Что такое, кто такой?” и прочитать про них в ней. - Если вы захотите узнать ещё более подробно, то можно посмотреть научные телепередачи или получить информацию из компьютера, спросить или позвонить другому человеку, понаблюдать на прогулке. В феврале день становится длиннее, начинает поигрывать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. Бывают оттепели, и снег подтаивает, темнеет, сугробы оседают. Зимушка-зима своей волшебной кистью рисует сказочные узоры, чтобы порадовать нас. Мы с вами сейчас нарисуем морозные узоры ниточками. Рисунок 1 Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. Сейчас мы с вами нарисуем морозный узор ниточками. Посмотрите как. Я в руках листок держу, пополам его сложу. Ниточки окрашу в белый цвет. Выложу ниточки на одной стороне сложенного пополам цветного листа. Прижимая, их друг к другу – разглаживаю. Не снимая ладони с бумаги, осторожно выдергиваю одну ниточку за другой. Разворачиваю лист, а ниточки-то волшебные. (Рассмотреть все узоры, на что они похожи). Рисунок 2 - Переходим к следующей схеме: Расскажите всё о растительном мире. (Зимой деревья не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон: мало света, влаги, питательных веществ, необходимых растениям. От холода их защищает особая пробковая ткань - она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. Кусты стоят в снежных тулупах, а деревья в снежных шубах и шапках. Деревья стоят без листьев, только ель и сосна остаются зелёными). - Переходим к птицам: В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, не слышно звонких птичьих голосов. Птицы прячутся от морозов и метелей под крышами и ставнями домов. - На следующей схеме звери: Зайцы надели белые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустиками днем и ночью кормятся. Медведи сладко спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, в морозы прячутся в дуплах и, свернувшись клубочком, укрывшись хвостом спят. Лиса мышкует- ищет мышиные норки, ловит зайцев, белок. Волки тоскливо по ночам воют. Голод гонит их к жилью, т.к. в лесу все звери попрятались. - Много весёлых забав у детворы зимой:
Какие? Давайте покажем: · Каток – дети катаются как фигуристы, руки заложены за спину, скользят, делают разные движения. · Лыжники – берут лыжи, встают на лыжню друг за другом, проверяют скольжение лыж, отталкиваются вперёд, не торопясь, не наступая друг другу на лыжи, а то есть возможность упасть, скользите подольше на одной лыже и не забывайте помогать себе палками. Впереди горка давайте съедим с неё: лыжи вместе, палки под мышками, присели, спинку округлили, голову подняли, вперёд. Ветер свистит в ушах, немного страшно, гора крутая, но съехали благополучно. · След в след – А внизу снег такой глубокий, что не пройти. Покажите, как вы будете идти по глубокому снегу. Идите след в след, а то вдруг рядом будет яма, в которую можно провалиться. Наконец-то мы выбрались. Давайте лепить снежки и снежную бабу. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было лепить? Сколько нужно скатать комков? Они одинаковые или разные по размеру. Какой самый главный атрибут зимы? (Снег). А из чего состоит снег? (Снежинок). На что похожи снежинки? (Цветок, звёздочку, одуванчик). Снежинка, какая она? (Белая, кружевная, крахмальная, блестит, сверкает, искрится разноцветной льдинкой, крупная, тяжёлая – медленно летит, легкая, воздушная, ветерку послушная). Сейчас я превращу вас в снежинок, которые очутились на большом снежном облаке. Как только я произнесу волшебные слова и коснусь вас волшебной снежинкой вы превратитесь в снежинок и встанете в круг. Один, два, три – в снежинок превратились мы. Облако, какое оно? (Легкое, мягкое, пушистое, белоснежное, разной формы). П\И: “Снежная карусель”. Завертелась вьюга, словно карусель. Дети плавно кружатся, покачивают туловищем и руками, выстраивают хороводы, бегают на носочках врассыпную и т.д. Один, два, три – опять ребята мы. А чтобы вы не скучали, снежинка оставила вам о себе напоминание – маленькие легкие снежинки - пушинки, с которыми можно играть. Почему они разного цвета? (Снег на солнце сверкает и переливается разными цветами).
|
|||
|