|
|||
Все тот же ритуалВсе тот же ритуал Что нового в Новом году?
Бесполезно искать что-то новое в устоявшихся праздниках, ведь каждый из них имеет под собой ритуальную основу. По словарю Ожегова «ритуал – это порядок обрядовых действий». Перенесем значение слова на празднование Нового года и получим готовую схему: покупка елки, украшение дома, подарки родственникам и друзьям. Ну, и где же здесь что-то новое? Менять структуру такого классического праздника, все равно, что переписывать вальсы Шопена или дорисовывать «Утро в сосновом бору». -Пессимисту Лемесеву мы приготовили особое задание, - говорит Ульяна Алексеевна. - Ему нужно написать юмористично-пессимистический репортаж на тему «будет ли в новом году что-то новое». Тут я уже и не знаю, что думать. Девушки-журналистки реагируют смешками, и потом мне тоже становится весело. Я выхожу из 228 аудитории в некотором смятении. Перед моими глазами в один миг чередой статичных картинок пробегают воспоминания обо всех «новых годах», которые я когда-либо праздновал. Все они были примерно одинаковыми. Наша семья собирается за столом, мы кушаем, общаемся, слушаем слово президента, загадываем желания, взрываем фейерверк с соседями, а потом потихоньку расходимся спать. Утром я нахожу под елкой подарок, и уже тогда считаю празднество состоявшимся. Но, быть может, увлекшись внешней стороной Нового года, я не уделил внимание внутреннему смыслу этого праздника? Внести ясность в мои суждения могло только мнение других людей. Вот и отправился я бродить по Саратову в поисках сакрального значения Нового года. Коротая перемену на следующий день в 11 корпусе, я неожиданно встречаю своего приятеля Данилу. Вопрос о новизне Нового года все еще вертится у меня в голове, и я спрашиваю товарища: -Вот что для тебя в Новом году нового? Тот отвечает: -Наверное, новые события, встречи. Я вспоминаю наш прошлый разговор. Тогда Данила размышлял о недалеком будущем. Мы сидели в небольшом баре вечерком и делились мнениями о своей дальнейшей судьбе. -После универа я хочу поехать с другом в Калининград. Оттуда в Европу будет легче перебраться. Ну, еще я вот думаю, чем смогу жить. Писательство, почему нет? – рассказывал Данила. В 2013 году мы будем учиться на четвертом курсе. Тогда призрак послеуниверситетской эпохи замаячит где-то совсем рядом. Данила убегает по работе: нужно снимать сюжет для телепередачи. После него остается некое предчувствие развития сюжета – Новый год выведет нас на новые развилки, следуя которым мы приблизим себя к настоящей взрослой жизни. Где мы тогда окажемся, вопрос открытый. Он находится на оборотной стороне карты нашего будущего. Неустойчивая фигура моего друга Миши, показавшаяся из-за колонны, выводит меня из оцепенения. Я сходу обращаюсь к нему со своим традиционным вопросом. Журналист, вроде как, должен использовать любые источники информации. Хотя я и чувствую себя одним из мужиков Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (уж слишком монотонна была моя работа), но зато получаю ответ, выводящий меня на новый слой размышлений. Миша берет паузу, нервно кашляет и отвечает: -Знаешь, в 2013 выйдут новые «игоры», - в последнем слове он специально делает ударение на первый слог. – Ну там BioshokInfinite, TheLastOfUs. Время обязательно должно чем-то наполняться. Вещами или действиями. Только так мы можем чувствовать себя нужными, заинтересованными; только так мы можем отличать себя от камней. С такой точки зрения Новый год – долгожданное явление для фанатов: игровых, музыкальных, фильмовых. Постойте. Только один я ассоциирую Новый год именно с 31 декабря? Но как же быть с остальными трехсот шестьюдесятью четырьмя днями? А ведь именно в них вкладывается весь смысл перехода стрелок с отметки 23.59 на 00.00. Это одна секунда, после которой «новый год» начинает неизбежно стареть. После такого мозгового штурма я чувствую себя нелепо. Пожалуй, задаваться подобными вопросами в одиночку не стоит. Разумно обратиться к людям старшего возраста. У них и опыта больше, и ощущение времени объективнее. За объективным взглядом я отправляюсь на исторический факультет. Кто, как не историки, лучше знают, что нового и старого ждать нам в грядущем году. Договариваюсь о встрече с доцентом кафедры новой и новейшей истории Денисом Михайловичем Креленко и прихожу к нему в кабинет. Он сидиту окна, перед ним на столе раскрытая книга с названием «Восточный фронт», рядом с ней игрушечный танк без дула. Обстановка, располагающая к беседам о времени. -Я уж надеялся, что ты не придешь, - в шутку говорит Денис Михайлович, выдавая свое по-доброму ироничное отношение к журналистам. Между нами быстро завязывается беседа. Начинаем мы с общих прогнозов. От внутриполитических переходим к внешней политики России. Затем в разговоре намечается тема молодежи. Я прошу Дениса Михайловича сравнить советскую молодежь с современной. -Отличие в том, что мы были приучены идеологией сопоставлению своих личных интересов с интересами общества. Мы не ставили личные интересы выше общественных, - начинает он. - Индивидуализм девяностых привел к тому, что общественные интересы были отодвинуты не то, что бы на второй, а на третий план. В таком состоянии общество долго и интенсивно развиваться не может. Возвращение к традиционному для России на протяжении всей ее истории солидаристкому обществу практически неизбежно. -Получается, молодым стоитпожертвовать своими интересами на общественное благо? - Если люди начнут замечать друг друга, то довольно быстро мы все получим зримую выгоду. Вот, например, когда слушаешь дома музыку вечером, то прикинь, каково тем, кто ниже или выше тебя? Начинать надо с малого. С понимания того, что вокруг тебя тоже люди. Тут я призадумываюсь. Может ли следующий год стать годом пожертвования эгоизмом на благо коллективизма? Полный текст беседы с Денисом Михайловичем я решил опубликовать отдельно. Вот уж где содержится мощная аналитика, подпитанная конкретными знаниями. Я выхожу от Дениса Михайловича вновь озадаченным. Ожидая услышать пессимистический прогноз, я столкнулся со здравыми аргументированными суждениями. Впрочем, волновало меня другое. Откуда в нас, молодых, взялся индивидуализм, вполне ясно. Советское общество долго хотело свободы, а заполучив ее, отчасти утратило способность доверять ближнему и жертвовать накопленным. А пойдем ли мы на такую жертву? В моем спецсеминаре занимается аспирант Андрей. Внешне он похож на Сальвадора Дали. Свое же внутреннее мироощущение Андрей описывает понятием «мизантроп». Спорный вопрос, получится ли у него замечать людей вокруг себя. Впрочем, я не мог не спросить его о Новом годе. -Отношусь к нему спокойно. Праздную, - отвечает Андрей. -А ждешь каких-либо перемен? -Не-а. -Вот кажется мне, что Новый год - это дело секунды. Ну, просто смена чисел, - пытаюсь я вывести его на ответ. И тут мы сходимся на том, что Новый год – это праздник семейный и дружеский. Внутри узкого круга лиц жертва собой ради других вполне возможна. Разделяем праздник с другими – следовательно, совершаем обмен эмоциями и подарками. В учебной суматохе забываю о Конце света 21 декабря, и буквально тут же Путин на своей пресс-конференции разоблачает этот миф. Хотя, были и апокалиптические знаки. То в супермаркетах свет отключали, то дома. Так народ запутали пророчествами майя, что мы на каждый шум за окном, на каждую неудачу сочиняли шутки о 21 декабря. Студенты второго общежития СГУ даже перенесли елку на 20 декабря. По дороге в общежитие наблюдаю вечерний город. Ритуальные символы повсюду. Огни гирлянд, паутинами опутавшие витрины магазинов, новогодняя неоновая символика на придорожных столбах, пыльные улицы, кое-где побеленные снегом. Елки на продажу свалены прямо на сухом асфальте. Ни продавца, ни покупателей. Вхожу в общежитие, на вахте оставляю в залог свой студенческий и спрашиваю: -А где здесь праздник справляют? Вахтерша, отвлекаясь от телевизора, отвечает: -Там, дальше по коридору, в игровой комнате. В коридоре очень тихо. Двери в комнаты прикрыты. Из одной доносится приглушенный шум. Открываю дверь и вижу все классические атрибуты новогоднего ритуала: елку, деда мороза с посохом, Снегурочку в синем платье. По краям комнаты расселись студентки. Есть и дети, но без родителей. Атмосфера похожа на смесь школьного и детсадовского утренников. Празднующие поют в кружке песни под музыку с ноутбука, затем устраивают конкурсы: кто быстрее смотает рулон туалетной бумаги, кто ловчее пройдет под натянутой скакалкой. Вскоре появляется моя одногруппница Соня. Говорит: -Если бы ты не пришел, то я бы и не спустилась. В этот момент все аплодируют. Праздник в самом разгаре. - Снегурочка со мной живет. Ее Даша зовут, - говорит Соня. - А Дед Мороз – это ее друг? - Да, из общежития тоже. Когда заканчивается очередной конкурс, мы с Соней поднимаемся к ней в комнату. В коридорах пусто. Все двери открыты настежь. - Это такой символ. Что, вроде как, каждый может заходить, - объясняет Соня. Похоже, в общежитии молодежь считается с интересами соседей и не боится жертвовать индивидуализмом. Мы садимся с Соней за стол. Она услужливо наливает мне чай. - Для меня всегда Новый год был семейным праздником, - говорю я. - У меня самый веселый Новый год был, когда мне лет десять было, - подхватывает тему Соня. - Он прямо такой семейный-семейный был. Мы собрались всей семьей: бабушка, дедушка, несколько ветвей родственников сразу. Было очень весело. Потом уже не удавалось собраться всем вместе. - Да не будет Конца света. Ну, потому что… Всмысь… Ну просто не будет. Троллейбус тем временем подъезжает к перекрестку. - Вы дальше куда, прямо, налево? – спрашиваю я водителя. - Налево. И это как раз в мою сторону. Уже на улице замечаю, что елки на территорииВоенного Института ВВ МВД украшены гирляндами. Праздник наступает со всех сторон. В десять часов утра 21 декабря мы с одногруппницами встречаем Конец света на экзамене по английскому языку. За окном светло. Преподаватель рисует в наших зачетках положительные оценки. Долгий учебный день не оставляет никаких шансов размышлениям об апокалипсисе. Антон ЛЕМЕСЕВ
|
|||
|