|
|||
Внеклассное мероприятие «Всемирный день ветра»Внеклассное мероприятие «Всемирный день ветра»
Цель. Дать представление детям о том, что такое ветер и о том какую пользу, вред приносит ветер человеку. Задачи. Расширить кругозор детей, активизировать словарь. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы. Материалы и оборудование: видео ролики, изображающие такие явления природы, как ураган, буря, шторм на море, штиль. Бумага, ножницы, кнопки, пластиковые трубочки или использованные палочки от суши, нитки, скотч, полиэтиленовые пакетики, пластилин. Ход мероприятия: - Дети, кто может обьяснить, а что же такое ветер? А можно ли увидеть ветер? Ребята, ветер-это движение воздуха и увидеть его не можем. Зато, можно наблюдать, как он качает ветви деревьев. А как вы думаете, а поймать мы можем ветер? Сейчас я вам покажу, как можно поймать ветер. (с детьми проводится беседа по ТБ при работе с острыми предметами) Практическая часть: из полиэтиленового пакета, вырезаем квадрат. По углам квадрата крепим скотчем нитки. Берём кусочек пластилина, это у нас груз, и все четыре нити крепим к пластилину. Получается парашют. Поднимем вверх и опустим. Наблюдаем, как он опускается. Вот, мы и поймали ветер. На этом свойстве воздуха основана работа парашюта. Парашютисты ловят ветер и планируют в воздухе. Даже устраивают соревнования на точность приземления.
Прежде, чем говорить о ветре, нужно вспомнить, что же такое воздух? Воздух – это смесь газов (кислород, водород, углекислый газ), молекулы расположены на расстоянии друг от друга, не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, заполняет весь объем, необходим для дыхания живых организмов. Мы можем увидеть только его работу. - Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов) - Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать. Практическая часть: нарвём мелко кусочки бумаги. Не прикасаясь к ним, другим листом помашем над нашими кусочками. Что мы наблюдаем? Они разлетелись в разные стороны. Это мы привели в движение воздух, от которого разлетились наши мелкие листочки бумаги. Представьте себе, что происходит в природе, когда дует сильный ветер. Что мы наблюдаем? Да, это ураган или буря. Бури приносят тучи, дождь, молнии, гром. Практическая часть. Ребята, у вас на столах разложены листы бумаги. Используя лист, ножницы, мы сложим в технике оригами кораблик. Вспомним отрывок из произведения А. С. Пушкина Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Практическая часть: (в емкость предварительно налили воду). Дети, давайте вместе подуем на воду. Что мы получили? Мы получили волны. Точно так же происходит на море, при сильном ветре поднимаются волны, это шторм. Море никогда не бывает спокойным. Волны делают воду подвижной. Большая часть волн образована ветром. Чем сильнее ветер, тем выше волны. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Шторм опасен для кораблей, когда они находятся в открытом море. Показ видео ролика А на суше сильный ветер вызывает ураганы. Это неистовые штормы с сильными ветрами. Ещё бывают торнадо. Это более слабые и неродолжительные по времени смерчи. Ураганы и торнадо несут разрушения. Они вырывают с корнем деревья и повреждают дома. Показ видео ролика Учитель: - Ураган, буря очень опасны для человека. Бывает даже так, что люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности. * Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями. * Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности. * Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде. * Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека. Игра «Подражание». Ребята изображают деревья. Учитель рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют соответствующие движения. — На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки) — И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья). Учитель: А теперь подумайте и расскажите о положительной работе ветра. Где, в каких отраслях человек использует силу ветра? (ответы детей) Раньше, когда не было никаких двигателей, человек использовал ветер как транспорт в парусных кораблях. Паруса ловили ветер, и он нёс корабль по волнам. Так осуществляли путешествия в дальние страны. Морские птицы мастерски используют ветер, чтобы парить над волнами. Птицы, самолёты и планеры не могли бы летать без воздуха. Растения тоже нужен ветер. Такие растения, как одуванчики, используют ветер, чтобы он разносил их семена. Семена растений могут переносить и животные.
Семена упадут в землю, и из них прорастут новые растения.
В настоящее время человек стремится использовать силу ветра для получения энергии. Для этого строят аэрогенераторы. Они состоят в основном из трёх элементов: пропеллера, ладьи и башни. Схема действия следующая: ветер приводит в движение лопасти пропеллера, и это движение передаётся на вал и затем на генератор, производящий электроэнергию. Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных) — А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, встречный, попутный, осенний, летний, весенний, зимний.) Практическая часть. А сейчас попробуем вместе с вами сделать ветряную мельницу. Для этого на листе бумаги делаем четыре надреза по диагонали. Концы складываем и закрепляем канцелярской булавкой к пластиковой трубочке или палочке от суши. По завершении работы, выставляем нашу бумажную мельницу против ветра. Если есть ветер, она закрутится, а если ветра нет, можно пробежаться, держа её в руке. Её ещё называют вертушкой.
Дети, и все желающие могут сделать себе такую ветряную мельницу или парашют. Многие дети с интересом играли с мельницей в песочнице или пускали парашют. А ещё можно смастерить воздушного змея, с удовольствием запускать его по ветру и бегать наперегонки. Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось. Подойдите, пожалуйста, к доске и наклейте листочек синего цвета. А если не понравилось, то листочек красного цвета. (дети приклеивают листочки на доску) Посмотрите, ребята, какой замечательный цветочек у нас получился. Все лепесточки синего цвета. Я очень рада, что вам понравилось занятие. Спасибо вам за работу.
|
|||
|