![]()
|
|||
Кризис дошкольного возраста: кризис 7 лет. Помогаем ребенку освоить новую социальную роль школьника».Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Кризис дошкольного возраста: кризис 7 лет. Помогаем ребенку освоить новую социальную роль школьника». Л. С. Выготский называл этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные изменения в характере и поведении ребенка. На самом деле, этот кризис может быть и в 6, и в 7, и даже в 5 лет – в зависимости от того момента, когда ребенок пойдет в школу. Новый социальный статус ученика накладывает и новые обязанности, условия жизни, изменение биоритмов (дети сидят на уроке по 35 мин в статическом положении, материал складывается в основном из абстрактных понятий, днем не спит, после школы делает уроки все в той же статической позе, на игру практически времени не остается). Признаки наступления кризисного периода: – возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»); – появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения; – непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей; – хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых), с наступлением кризиса 7 лет вымысел считается обманом; – демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения; – обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький». Встречаются и такие проявления как упрямство, требовательность, напоминания об обещаниях, капризы, обостренная реакция на критику и ожидание похвалы. Рекомендации по преодолению кризиса 7 лет. - Адаптационный период.3 – 4 месяца после школы давать ребенку поиграть (отдохнуть), а уж после - делать уроки. Если домашнее задание большое, то лучше разбить его на 2 части. В промежутке ребенок может поиграть. - Мотивационная готовность к школе.Ребенка нужно морально готовить к школе заранее. Лучше всего, опираясь на потребность детей дошкольного возраста – потребность в событийности детской жизни (необходимость видеть, слышать, ощущать каждый день что-то новое, тяга к новому). Взрослый объясняет, что в школе ребенок узнает много нового и интересного. Внешняя атрибутика (форма, рюкзак…) – второстепенный мотив. - Когнитивная сфера. Для наилучшего развития психических процессов, нужно развивать мелкую моторику. Она напрямую связана с развитием речи, а речь – с мышлением. Внимание и цветовосприятие можно развивать в тандеме: обращать внимание на цветовое многообразие окружающего мира. Заучивание стихов с объяснением их смыслового содержания, развивает одновременно память, речь, мышление. Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе: - внимание, способность к длительному (15-20 мин) сосредоточению; - хорошая память; - сообразительность; - любознательность; - развитое воображение; - начальные навыки чтения, письма, счета; - физическая ловкость; - волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу); - организованность, аккуратность; - дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми. Хотелось бы Вам напомнить слова известного деятеля в области психологии и педагогики Леонида Абрамовича Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
|
|||
|