Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИКВИИ. Городецкий краеведческий музей хранит в своих фондах историческую реликвию – старинную хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение».



ВОЗВРАЩЕНИЕ РЕЛИКВИИ

Городецкий краеведческий музей хранит в своих фондах историческую реликвию – старинную хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение».

Хоругви считаются знамёнами Христа, знамёнами церкви. Они были введены в IV веке святым равноапостольным императором Константином Великим, который заменил на воинских знаменах римского орла крестом, а изображение императора – монограммой Христа. На хоругвях изображались Христос, Богородица, святые. Изготовлялись хоругви из материи, деревянного или железного листа, прикре-плённого к древку. Их употребляли при церковных шествиях, крестных ходах. Хоругвями также называли в старину боевые знамена воинских подразделений.

Хоругвь с изображением Богоматери Одигитрии и Спаса поступила в Городецкий музей в 1949 году. По легенде, она принадлежала князю Дмитрию Пожарскому и сопровождала его в ополчении 1611-1612 гг. Вот уже более полувека древняя святыня – музейный экспонат ГРМ 105. К сожалению, неизвестно, кем и когда хоругвь была передана в музей. Есть данные, что до революции подобная реликвия хранилась в коллекции известного городецкого собирателя старины купца Г. М. Прянишникова. Однако можно думать, что экспонат попал в музей из села Пуреха, поскольку в музейной книге поступлений написано: «Хоругвь 1611 года доставлена из имения Пожарского». В Спасо-Преображенском храме с. Пуреха в своё время хранилось много исторических реликвий, переданных туда Дмитрием Михайловичем Пожарским и его сыном Иваном. Как бы то ни было, вопрос о точном происхождении хоругви (либо из собрания Г. М. Прянишникова, либо из с. Пуреха) остаётся открытым. К сказанному стоит заметить, что до сегодняшнего времени известно только одно знамя Нижегородского ополчения – то, что принадлежало самому Д. М. Пожарскому и до 1827 года хранилось в храме с. Пуреха, а ныне – в Оружейной палате Московского Кремля.

В Городецком музее хоругвь «Богоматерь Смоленская» и «Вознесение» начала новую жизнь. Главной проблемой оказалась сохранность экспоната. Вот краткое его описание, сделанное в 1953 году: «Хоругвь потемнела. Внизу порвана. Оформлена в деревянную раму. Сохранность плохая». Так получилось, что лишь спустя полвека после своего поступления хоругвь попала в руки реставраторов. Реставрация экспонатов – больная тема для многих провинциальных музеев. Работа это и дорогая, и очень ответственная. К счастью, в последние годы наш музей плодотворно сотрудничает с Российской Академией живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. В декабре 2003 года реликвия была передана специалистам из этой академии. И вот после кропотливой работы, проведённой дипломницей Т. С. Заграфовой под руководством профессора Н. А. Сарыниной, она преобразилась.

На ней стали чётко читаться сюжеты, надписи. Хоругвь очистили от векового слоя копоти и пыли, покрывающего лицевую сторону, и теперь ей возвращён первоначальный колорит. Хоругвь написана маслом на холсте размером 100 х 84 см, вставленном в деревянную раму. Хоругвь двусторонняя: на лицевой стороне изображена Богоматерь Смоленская, на оборотной – Вознесение Господне.

Искусствоведы определили, что хоругвь датируется концом XVII века. На это указывает ряд признаков: домотканый сшивной холст, грунт, в состав которого входят свинцовые белила, умбра, жжёная кость и другие пигменты, характерные для этого времени. Стилистические признаки также позволяют отнести хоругвь к концу XVII столетия: это общая композиция, живописно-пластическое решение (в част-ности, попытка передать объём в изображении ликов, рук, одежд), характерное написание букв. На той стороне хоругви, где изображена Божия Матерь, внизу сохранился фрагмент текста с читаемой фразой: «Образ Богородицы 1611 году в память…». Как показали исследования, надпись эта поздняя, и написание букв соответствует письму XIX века.

Тем не менее, даже будучи списком конца XVII века, наша хоругвь является памятником истории всероссийского значения. Возможно, она – единственная копия с недошедшего до нас оригинала хоругви Нижегородского ополчения 1611 года.

 

«Вознесение Господне» (оборотная сторона хоругви)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.