|
|||
Вариант 8. Теоретическая частьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского») ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра экономической теории Дмитренко Дмитрий Васильевич Семейный бюджет: источники формирования и статьи расходов. Контрольная работа по дисциплине «Экономика» Обучающегося (-ейся) 2 курса Направления подготовки 06.03.01 Биология Форма обучения очная Группа Б-б-о-181 Научный руководитель: старший преподаватель кафедры экономической теории Андрющенко Е.С. Дата сдачи________________________ Оценка (балл) _____________________ Симферополь, 2020 Вариант 8 Теоретическая часть
1. В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная). Рыночная экономика — это экономическая система, основаная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения. Традиционная экономика — это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями. Основные черты традиционной экономики: 1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев; 2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов; 3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен; 4) преобладание ручного труда. Административно-командная экономика(централизованно-плановая экономика) — это экономическая система,в которой основные экономические решения принимаются Основные черты административно-командной экономики: 1)основа — государственная собственность; 2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы; 3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности; 4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства. Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия. Смешанная экономика— тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%). 2. Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности. Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем. Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативной кардиналистской (количественной) теории полезности. Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф.Эджуорт (1845-1926), итало - швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной. Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого. 3. Инфляция –это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Термин «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимо-погашающих платежей. Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – цено-образующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении. Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную (подавляемую). Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит. Виды инфляцииопределяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:
1. Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста. 2. Ползучая инфляция (8-10% в год). Это свидетельствует о нарастании дестабилизацных явлений в экономике. 3. Галопирующая (до 50% в год). 4. Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство). Выделяют 2 типа инфляции: 1) инфляция спроса (покупателей); 2) инфляция издержек (продавцов). Модель инфляции спроса показывает, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата. Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения: - в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов; - в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.
|
|||
|