Возвращение на Селигер (01.01.-03.01.2014г.)

Говорят, «как Новый год встретишь, так его и проведёшь»… Светский Новый год для многих из нас давно утратил тот смысл, которым наполняли его наши родители, бабушки и дедушки... Когда мы с замиранием сердца ждали Новогоднего утра и бежали под ёлку искать подарки от дедушки Мороза. Но если то детское ощущение праздника с возрастом теряется человеком, чем тогда нам наполнить этот день?

Впервые за 24 года своей жизни это наполнение я нашла… Проводив уходящий год с молитвой в родном храме. Удивительно, но в этом году на Новогоднем молебне количество людей заметно выросло и выросло в разы. Значит, действительно, людям чего-то не хватает, и они пытаются найти это в храме Божием. Это был очень душевный и радостный молебен, рядом были добрые друзья.

На следующий день я встречала полюбившихся московских гостей у себя дома. И мы с ребятами пошли помолиться в наш храм святых Богоотец Иоакима и Анны, пели акафист перед иконой святых с частичками мощей. Я думаю, это Новогоднее чудо стены нашего храма будут помнить ещё много лет. Кто бы мог подумать, что 1-го января около 20 человек, преимущественно молодёжь, соберутся в храме для молитвы... «Держава» и наши можайские ребята, спасибо вам за это большое чудо!

Закончить и вновь начать новый год своей жизни с молитвы…Полнота, духовная радость, ощущение счастья…

После акафиста мы с ребятами приехали домой, где нас ждал сытный ужин и добрая компания (девочкам и моей маме большая благодарность за помощь в приготовлении ужина!).

Как радуется моё сердце, когда мы собираемся вместе за одним столом! Мне хочется верить, что стены дома впитывают в себя ту радость и тепло, которые вы привозите вместе с собой, впитывают слова соборной молитвы…и навсегда запечатываются в них для будущих поколений.

Спать легли поздно, в час ночи. А заснули и того позже. А в 6 утра уже подъем. Так долго как утром 2-го января 2014 г., я думаю, «Держава» не собиралась никогда!!! Выехали из дома мы только в 9 часов утра. Заехали по пути помолиться к маме в храм св. Илии Пророка и двинулись в добрый путь!

А путь был долгий… Женя через 2 часа пути занял место капитана в нашем корабле и 2 дня великолепно справлялся со всеми поворотами судьбы: гололёдом, кочками, ухабами и непроходимыми дорогами… Низкий тебе поклон от меня лично и от всего нашего экипажа!☺

Вот они, родные воды Селигера… Но теперь озеро стало выглядеть несколько иначе: вроде бы та же идеальная гладь, но уже покрытая холодными льдами, и одинокие рыбаки, блуждающие по воде, яко по суху.

Встретили по дороге батюшку Сергия (оказывается это однокурсник нашего о.Андрея), который вёз ёлочки к Рождеству в храм. И мы за ним в храм увязались. Батюшка в храм Святых Царственных Мучеников нас пригласил, и попросил тропарь и кондак спеть, а то давно «свежих» голосов не слышал. Весёлый батюшка, добрый… Мы его сфотографироваться с нами просим, а он: «Как же я сейчас фотографироваться буду, я ещё с утра побриться не успел!».

А потом батюшка нас повёз по уже знакомым для меня местам. На тот самый полуостров Коровий, где мы были с «Державой» этим летом. Каждое деревцо знакомо, каждый домик. О.Сергий очень хотел показать нам Троицкий храм, где мы успели потрудиться в прошлый раз.

Мало кому посчастливится в жизни наблюдать процесс восстановления храма из руин. А нам удалось! Уже на фотографии видно, что за полгода восстановлены своды над алтарём. Но на самом деле восстановить успели все своды (летом у храма их не было, всё было разрушено). Можно даже фотографии из летнего альбома посмотреть.

Смотришь и сердце само говорит: «Слава Богу за всё!». А батюшка добавляет: «Летом уже планируем служить здесь, в храме. Так что приезжайте летом обязательно». А мы в ответ: «Приедем конечно!». Так что, «Держава», летом собираемся на Селигер, обещали!☺

И на леса с батюшкой полезли, на самый верх! Совсем не страшно! И красота вокруг!

Я думаю, особенно всем запомнилась беседа с батюшкой перед иконой Святой Троицы (это единственная сохранившаяся фреска на стенах храма). Ребята спрашивали, тяжело ли было батюшке привыкать после жизни в мегаполисе к деревенской жизни? Хочу процитировать слова, которые особенно глубоко проникли в мою душу: «Нужно понимать, что Господь хочет нас поставить в то место, где мы сможем сделать больше всего… больше всего добра и пользы людям принести. Нужно доверять Ему. И тогда не будет никаких вопросов. И спонсоры найдутся. Я ведь их не ищу, они сами приходят». А доверия к Богу нам всем не хватает. Мы думаем, мы лучше Бога знаем, где нам будет хорошо.

А потом батюшка нас позвал в дом своей прихожанки Ирины и её семьи, которые нас уже ждали с чаем и домашней выпечкой. Такого гостеприимства и уюта мы давно не встречали. Какие в деревне открытые, общительные люди живут! Русская душа!

Нам и в коляске для молодожёнов дали посидеть и хозяйство показали. Особенно клан белых котов всех впечатлил! На фотографии ещё не все коты ― один убежать успел!

Попрощались с батюшкой и поехали в Нило-Столобенскую пустынь. Уже стемнело. Дороги скользкие.

Приехали где-то в 20 часов. На стоянке ни одной машины. Идем по перешейку, а к нам на встречу два человека по воде идут. Невольно поёжишься тут!

Нас быстро разместили в паломнической гостинице. Девчонкам совсем повезло, ― нас всех в один номер заселили и без соседей.

Пошли на службу. Было уже начало девятого. Но вместо ожидаемой Всенощной мы попали на канон Предпразднства и Акафист Пресвятой Богородице. А акафист всегда радует сердце человека… с таким добрым настроем мы пошли на Крестный ход вокруг монастыря. И к нашему удивлению из немногочисленных паломников быстро сложился четырёхголосный слаженный хор. Снежок красиво кружил в свете прожекторов, освещающих величественные храмы, и сердце ликовало в предвкушении приближающегося праздника Рождества Христова!

А вечером дружно и громогласно сели пить чай с монастырской коврижкой и прочими вкусностями на лестничной площадке 2-го этажа.

В этот чудесный вечер не мы одни не спали… Когда мы запели благодарственную молитву, с третьего этажа нас подхватил дружный хор молодых голосов. Как выяснилось позже ― это были такие же как и мы молодые московские паломники из православного объединения «Братолюбие». Мы не упустили возможности познакомиться. И вечернее правило читали все вместе.

Ночь выдалась короткой. Все не выспались. Подъём был запланировал в 5:30 утра, чтобы поспеть на службу к 6:00. Очень удивились, что полноценная вечерняя служба с Полиелеем была совмещена с Божественной Литургией. Вот так повезло! Служба длилась 6 часов. Искушение сном посетило каждого в той или иной степени… Но мы держались, как могли! Ведь служба очень благодатная была, мирная и тихая.

На клиросе пели два человека ― монах и юный певчий с прекрасным тенором. Чистота и простота пения ― именно этот идеал, к которому стремится душа, ― мы ещё имеем возможность услышать в наших монастырях. И Слава Богу за это!

Перед трапезой оставалось некоторое время, чтобы отдохнуть. Пошли в номера. Только прилегла на кровать, и Рома звонит ― «Тань, выйди на крыльцо, срочно! И фотоаппарат прихвати!», ― «А что случилось такое?», ― «Ну выйди, очень надо!». Я вышла. И увидела на середине озера трёх молодцов, бегающих по льду. Сначала испугалась к ним идти. Но ребята поддержали.

А потом была длинная веселая фотосессия на льду, которая продолжилась после трапезы. Особенно запомнились наши с Ромой попытки запечатлеть на фото дружный прыжок в высоту. Чем всё это закончилось ― смотрите сами!

Про, как обычно, потрясающе вкусную трапезу рассказывать, я думаю, не имеет смысла. После суток жизни на чае, она показалась волшебной.

А потом была полуторачасовая прогулка по льдам Селигера… Так воздухом надышались свежим, что по приезду в Москву у некоторых даже голова разболелась. Прыгали, бегали, танцевали и даже голубей гоняли…

И в завершение прекрасного дня в Ниловой пустыни слазили на колокольню. Прекрасные виды! Не хуже, чем летом. А если к фотографии №2 повнимательнее присмотреться, то можно увидеть наш маршрут. Летом на байдарках по озеру плыли, а зимой пешком перешли. Вот такие чудеса!

К сожалению, с этого момента вещественных доказательств о нашей поездке в виде фотографий вы больше не увидите… Ведь фотографы тоже люди, устать могут. Зато вы получите замечательную возможность проявить чуточку фантазии, а это очень полезно!

Затем начался путь до Осташкова в женский монастырь с детским приютом. А нас там уже давно ждали. Маленькие детишки собрались на улице под ёлкой. И только мы подошли, как затянули песню приветственную…Так задорно, так весело! И всё пританцовывают! Такие настоящие, такие живые! В этом месте поселилась Жизнь, и это почувствовал каждый из нас!

И экскурсию нам провели по монастырю и печку русскую показали, как хлеб в монастыре пекут и, в заключение, чаем напоили от души.

А с этого места хочется упомянуть об одном удивительном герое этого вечера. Которого зовут Киви.

Киви ― это говорящий попугай. Кто ни разу не видел говорящих попугаев ― сделал настоящее открытие для себя. Минут 15 он скромно молчал, присматривался к незваным гостям. А потом как разошёлся… Первое слово, которое мы услышали из его клюва ― его имя: «Киви…Киви». Потом цоканье началось. А потом и вовсе молиться стал: «Господи помилуй…Господи помилуй». Животы от смеха в этот вечер болели у всех. Он даже пытался пению нашему подражать. Дивны дела Твои Господи!

С нами очень тепло попрощались… Спаси Господь всех детей и матушек монастыря, которым удалось создать приют любви и добра в нашем сложном мире.

Путь домой. Темно и скользко. На полпути заехали искупаться в купели. Зима, открытая купель в кирпичном, выстроенном по подобию храма здании. Восторг мальчишек после купания описать сложно, но восторг подвижницы Насти и вовсе невозможно!!!

Когда выезжать с территории купели стали (она находилась в небольшом овражце, где ручей протекал), Ромина зимняя резина начала нас подводить ― заехать в гору по ледяной дороге ему никак не удавалось. Тогда Рома показал чудеса высшего пилотажа и задним ходом заехал в гору, как ни в чём не бывало! Это наш Ромка!☺

Путь домой. Продолжение. Доехали до Можайска невероятно быстро: за 4 часа. В начале 1-го часа ночи были у меня дома. Поужинали, и я проводила ребят в Москву.

Спасибо всем за эти чудесные дни, которые стали добрым и плодотворным началом нового, 2014-го года…