|
|||
Министерство общего и профессионального образования Свердловской областиМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области Управления образования Верхнесалдинского городского округа МОУ «Общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы»
Доклад на тему: «Вежливость» Подготовил: Чернов Сергей школа 2, класс 11а
Верхняя Салда, 2012 г Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию. Вежливость представляет собой сложное социально-культурное явление. Она тесно связана с основными принципами социокультурной организации общества и межличностными отношениями, существующими между его членами и определяется набором социальных ценностей, которыми руководствуются собеседники, удовлетворяя взаимные ожидания. В связи с этим рассматривать ее можно только в контексте социальных отношений и социально-культурных норм. Так же это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми. Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания. Правила вежливости запрещают: - входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола); - шуметь, тревожить и раздражать окружающих; - критиковать чьи-либо религиозные убеждения; - унижать чью-либо национальность; - смеяться над ошибками и промахами других людей; - наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами; - отсылать по обратному адресу письмо или подарок; - в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника; - коверкать фамилии и имена; - открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов; - самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.
Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости: § негативная вежливость — подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит»; § позитивная вежливость — выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.
Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов. Техника вежливого обращения: - Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема», «мы немного поспорили», «я в этом плохо разбираюсь» - Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?»; - использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы еще не зашли в магазин?»; - употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?»; - смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?» - смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?»;
Суть вежливости – доброжелательство. Порой проявляется вежливость «сквозь зубы», когда вежливые выражения становятся формой, за которой скрывается пренебрежение к человеку, отсутствие уважения к нему без каких-либо серьезных оснований, просто потому, что человек «не понравился». Справедливо старинное латинское изречение: «Говори мягче по форме, тверже по содержанию». Это изречение подчеркивает, что вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим неприятные для человека вещи, если он того заслужил. А вот несколько цитат великих людей: - Вежливость порождает и вызывает вежливость.(Эразм Роттердамский); - Вежливость — это искусственно созданное хорошее настроение.(Томас Джефферсон); - Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.(Жан-Жак Руссо); - Вежливость сегодня ценится все дороже, нахальство вообще не имеет цены.(Маргарет Хильда Тэтчер); - Кто обличает чужую невоспитанность, сам не может служить образцом вежливости.(Юлий Цезарь); - Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них ученый обращается в педанта, философ - в циника, военный - в грубого скота.(Честерфилд);
|
|||
|