|
|||
Учим буквы. Глава 8Учим буквы. Глава 8 Приключения наших друзей продолжаются и чем дальше в азбуку заходят Аля и буква А, тем больше букв они встречают. Буква Р Почему тигры рычат: «Р-р-р», Вороны кричат: «Кар-р-р», Кони хрипят «Хр-р-р», Ставни скрипят: «Скр-р-р», Кенар поет: «Тью-ир-р-р», Летит вертолет: «Др-р-р»?.. Чтоб научить всех ребят Трудное «р-р-р» выговаривать! Сделайте фонетическую зарядку и попробуйте порычать, как собака (р-р-р-р). Естественно, что большинство деток не сможет чисто выговорить эту букву, но попытаться можно. Артикуляционное упражнение. Чистоговорки
Скороговорка: Орел на горе, перо на орле Нарисуйте в тетрадочке или альбоме дом и куколку (помните, как у нас в детстве было. Одна тетрадка – это дом, каждый разворот – комната или кухня, ванна и куколка бумажная там живет). Рисовать можно вместе, а предметы, которые содержат букву Р прорисовывать кРасным цветом. Пусть ребенок подсказывает вам, что именно надо обвести красным (крыша, труба, дверь, ручка дверная, рама, крыльцо и т.д.) Теперь решите в какие цвета вы будете дом раскрашивать (цвет тоже должен содержать букву Р) (розовый, красный, оранжевый, серый, коричневый, черный). Около дома можно посадить деревья и цветы с буквой Р (рябина, сирень, смородина, крыжовник, роза, ромашка, астра) Обозначьте ребенку основные комнаты, но мебель не рисуйте. Оставьте пустые места. Нарисуйте недостающую мебель на отдельных листочках и вырежьте ее. Теперь предложите ребенку с куклой, которая будет там жить отправиться в магазин на поиск мебели. Ребенок должен из нарисованной мебели найти ту, в которой присутствует звук Р (кровать, кресло, ковер, картина, журнальный столик, сервант, микроволновая печь, люстра, телевизор, торшер и т.д.). А теперь займитесь аппликацией и приклейте в ваш новый дом мебель. Оставшуюся мебель, (не с буквой Р) можно дорисовать потом или также нарисовать и наклеить. А теперь, отправляйтесь на кухню и приготовьте вкусный обед (это может быть детская кухонка или совместная готовка с мамой). Что и из чего можно сделать, чтобы в названии блюда/продукта звучал звук Р (борщ, рыба, творог, мороженное, мармелад, смородина, картофель, помидор, морковь, горох, петрушка и т.д.) Доскажи словечко: За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная… (радуга) В реке большая драка: поссорились два … (рака) Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это … (рысь) Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост. У слона огромный … (рост) Сделайте пальчиковую гимнастику: Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. (во время прочтения стишка сжимайте и разжимайте пальчики в кулачок/в стороны) Оживите букву, сделайте тактильную карточку. Вспомните сказки, в названии которых присутствует слово с буквой Р (репка, курочка ряба, сказка о золотой рыбке и т.д.) Она Расскажет, напРимеР. О Репке и о Рыбке. Ребята, это буква Р – Мы скажем без ошибки Можно провести тематическое занятие по одной из таких сказок. Можно воспользоваться вот таким занятием по сказке «Репка» Буква С Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. Фонетическая зарядка. Надуйте шарик и спустите с него воздух. Скаким звуком он выходит? (с-с-с-с-с) Выполните артикуляционное упражнение Чистоговорки:
Физкультминутка: Совушка-сова, Большая голова, (обхватываем руками голову с двух сторон и качаем ей из стороны в сторону) На дереве сидит, головушкой вертит. (вертим головой влево, вправо) Во все стороны глядит (вытаращиваем глаза) Вдруг, как полетит (машем руками, как крыльями) Пословица: Сказано-сделано (поговорите с ребенком о смысле высказывания, покажите и докажите ему примером, что если что-то обещал, надо выполнять) Доскажи словечко: Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако. И теперь он не щенок – Взрослая …. (собака) И в море не купаются, И нет у них щетинки, Но все же называются Они морские … (морские свинки) Грянул гром, Веселый гром, Засверкало все кругом. Рвутся в небо неустанно Разноцветные фонтаны, Брызги света всюду льют – Это праздничный… (салют) Предложите ребенку собрать свои любимые игрушки и придумать им имена на букву С. Эти имена можно написать крупно на бумажках и раздать куклам (Света, Станислав, Семен, Сережа, Степан, Саша, София, Сюзанна и т.д.). А сейчас посадите кукол на предметы, которые начинаются на букву С (на стул за стол), обязательно постелем на стол скатерть. А что можно делать за столом? Кушать, пить чай. Давайте угостим каждую игрушку чем-то съедобным на букву С. (сыр, сахар, сметана, сосиски, свекла, салат, сливы, суп, сырники, сок, солянка, селедка и т.д.). Можно вылепить или нарисовать эти продукты и угостить кукол, а можно написать на карточках слова и раздавать их в качестве обозначения блюд. Что нужно сказать после того, как закончился прием пищи? Спасибо! В процессе этой игры можно научиться сервировать стол (не обязательно считать зубцы у вилок в зависимости от подаваемых блюд). Достаточно просто расставить тарелки (плоские и глубокие), положить вилку нож и ложку, бокал (он же стаканчик), не забыть про салфетку. У нас, например, детская посуда еще и 7 цветов радуги, так что мы всегда по цветам сервируем стол, чтобы гармонично было Теперь давайте вспомним немного времена года, месяцы и дни недели. В какой месяц детки идут в школу? Сентябрь (он же первый месяц осени), какие дни недели начинаются на С? Среда и суббота. А в каком времени года больше всего можно найти слов на букву С? Зима. Почему, спросите вы? А вот почему: снег, санки, снеговик, снегурочка, сосульки, снегопад, снежинки, снегирь. Можно выполнить несколько поделок на снежную тематику и подписать их, выделив ярко букву С А что в нашей природе постоянно не зависимо от времени года и дня недели на букву С? Конечно же солнышко!!! В качестве творческой работы вы также можете сделать солнце в любой интересной ребенку технике Буква Т Буква Т тебя укроет От дождя, от снег, зноя Фонетическая зарядка. Как тикают часы? Тик-так, тик-так (заодно можно показать язычком, как это происходит: высунуть язык и перемещать его справа налево) Сделайте еще одно артикуляционное упражнение. Чистоговорки
Физкультминутка Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. Пословица Терпенье и труд все перетрут (поговорите о смысле пословицы, расскажите ребенку, как нам помогает труд и почему надо трудится) Доскажи словечко По небесам оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда: Из мешков течёт вода. Спрячемся получше От дырявой… (тучи). Почему корова эта Маленького роста? Отвечает Вове Света: – Очень даже просто, Это же – ребёнок, Это же …(теленок) Она работать не привыкла, На грядке загорает … (Тыква) Называйте ребенку слова с буквой Т. Если слово начинается на Т, пусть поднимет правую руку, на все остальные — левую (торт, кот, тигр, крот, телевизор, туча, нитки, тень, кисточка, трава, каток, куст, аист, телефон и т.д.) Вспомните сказки на букву Т (Тараканище, Телефон, Три медведя, Три поросенка, Теремок). Прочитайте любую интересную сказку для ребенка. Я бы предложила обыграть вам сказку Три медведя (в виде тематического занятия) и Теремок. Теремок хорошо играть по ролям. Ребенку постоянно придется озвучивать слова на букву Т (тук-тук, кто в теремочке живет? и т.д.) Можно посмотреть мультфильм «Так сойдет!» Заодно поговорить о его содержании и почему нельзя поступать так, как это делал зайка. В качестве творческого задания могу предложить вам сделать собственный Телевизор. Взять большую коробку (можно из-под обуви, например, из-под сапог или от бытовой техники и вырезать в ней окно, чтобы напоминало экран телевизора. Можно даже сделать игрушечный пульт. В этом самом телевизоре можно и показывать родным и близким «фильмы», например, теремок Взять рисунки с изображением разных предметов, в том числе и на букву Т и разложить их в хаотичном порядке на полу. В одной части комнаты положить куклу. А в другой приз для куклы и ребенка (может сладость, фрукт, сувенир и т.д.) и попросить ребенка помочь кукле добраться до сувенира по карточкам. Только есть одно условие: наступать можно на карточки, которые начинаются на букву Т.
Буква У У – сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У. Фонетическая зарядка Как воет волк? (Ууууууу) Как разговаривает кукушка? (ку-ку, ку-ку) Как перекликаются в лесе? (Ау…) Артикуляционное упражнение Физкультминутка В качестве физкультминутки предлагаю вам потанцевать под песенку «Танец маленьких утят» Пословица
Доскажи словечко В чай добавляем мы сироп, А для супов хорош …! (Укроп) Вот пришла и осень, И придут метели. И с прощальным криком Птицы …(улетели) Я осла узнаю сам По большим его … (ушам) Мы уже с вами исследовали свое тело на предмет частей тела, начинающихся на определенные буквы. Давайте попробуем сделать это еще раз. Посмотрите внимательно на себя в зеркало и расскажите, что есть у вас на букву У и с буквой У внутри слова (уши, зубы, руки, пупок). Когда вы найдете все части тела с У, предлагаю поиграть в такую игру. Мама называет часть тела, а ребенок моментально прикасается к ней. Сначала называете медленно, потом быстрее и совсем быстро. Вы можете меняться местами и пусть ребенок руководит вашими прикосновениями Для чего вам нужны уши? Слышать! Вот давайте потренируем их. Посадите ребенка к себе спиной и, например, погремушкой издавайте звуки (или хлопком) с разных от него сторон, а он пусть называет или показывает, откуда шел звук. Второй вариант игры – вы называете слово громко и ребенок должен его повторить. Каждый следующий раз вы произносите слова все тише и тише, а он должен их услышать и воспроизвести (можно называть слова с участием буквы У, раз именно о ней мы и говорим). Можно вспомнить животных на букву У или с ее участием. Первое, что обычно приходит на ум – Улитка. Предлагаю сделать ребенку развивающую пальчики игру Пусть малыш просунет пальчики в специальные отверстия, вы читайте ему стишок. А он пусть шевелит «рожками» и ползет. Хочет в сад попасть Улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад: Пусть ползёт Улитка в сад! Целый час держал калитку — Пото- рапли- вал Улитку. Чтобы помочь букву У найти Федю, вы можете с ребенком нарисовать сначала лес с большими деревьями, а потом на каждом дереве написать «тен» и на одном «нилиф». Так как буквы Т, Е, Н вы уже прошли, то постарайтесь вместе догадаться, что это обозначает слово «Нет», значит там, где нет этих слов и находится филин Федя. После того, как Аля и буквы наши филина, предложите ребенку познакомиться с буквой Ф поближе.
Буква Ф Филин – два огромных глаза- Букву A напомнит сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат. Фонетическая зарядка. Как фыркает кот? (Фрр-ф-ф-ф) Артикуляционное упражнение. Чистоговорки
По заведенной уже традиции предлагаю поиграть со словами на слух. Вы произносите слова с буквой Ф в разных частях слова, а ребенок в зависимости от ее места пусть совершает какое-нибудь действие (хлопает, топает, поднимает руки, выкладывает палочки и т.д.). Примеры слов: филин, флаг, кофта, фотоаппарат, фрукты, фартук, шофер, фен, ферма, конфета, буфет, фарфор, фонари, фокус, форма, шарф, фея, фигура, кофе, жираф и т.д. Что любят есть все детки (и не только детки)? Конечно же, конфетки. Предлагаю использовать такую любовь к сладкому с пользой для дела. Прежде чем съесть конфетку, пусть ребенок найдет букву A среди множества других букв. Хорошо, если искать он будет с помощью тактильных карточек, которые мы с вами делали на протяжении всего этого времени и еще будем доделывать. Нашел букву Ф – съел конфетку – оставил фантик. Когда фантиков наберется много, можно сделать из них поделку. Пусть это будет растение – фуксия. Вот так выглядит растение. А вот такой может быть поделка (естественно не забываем подписать ее) Мне, например, первое, что приходит в голову при упоминании буквы ф — фотоаппарат. Если ваши малыши уже могут держать в руках небольшой фотоаппарат или телефон, с помощью которого можно фотографировать, то предлагаю дать ему его в руки и отправить на поиски удачных кадров. Вы удивитесь, каким видят наш мир детки. А если еще и проявите немного креатива, то у вас может получиться настоящий фильм из фотографий вашего ребенка. Посмотрите, что получилось у Светланы Качинскене и ее сына, Маркуса. Согласно тексту книги Аля, буква А и их друзья отправляются в лес, чтобы найти филина Федю. А что нам понадобится в темном лесу. Чтобы не заблудиться и не испугаться? Фонарик! Естественно, напишите это слово. Посмотрите из каких букв оно состоит. Мы с вами уже все буквы знаем, которые входят в это слово. Попробуйте его прочитать. А теперь попробуем с ним поиграть. Разместите в ряд у стены несколько предметов или карточек с буквами. Задерните шторы в комнате и выключите свет. Устройтесь с ребенком у противоположной от этих предметов стены. Вы называете букву, которую нужно найти или предмет, который с этой буквы начинается, а малыш наводит на него луч фонарика. Можете меняться ролями в этой игре. Можно устроить теневой театр при помощи фонарика. Можно показывать животных, предметы или буквы с помощью ваших рук и пальчиков.
Буква Х. Х — на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – порешь, Хочешь – шьешь, Хочешь – сам себя стрижешь. Фонетическая зарядка. Как мы смеемся? (ха-ха-ха) Артикуляционное упражнение. Пословица. Хлеб всему голова (поговорите о смысле пословицы. Можно провести отдельное тематическое занятие про хлеб) Чистоговорки:
Физкультминутка Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок, Хомка рано встает, щечки моет, ушки трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку, Раз, два, три, четыре, пять, Хомка хочет сильным стать. (Во время прочтения стишка имитируйте все движения хомячка) Какое действие, производимое вашими ручками начинается на букву Х? Хлопать. Поэтому давайте будем хлопать, когда слышим слово с буквой Х (хлеб, халва, холод, халат, холодильник, хлопок, шорох, пастух, порох, пух, хитрец, хорошо и т.д. слова без Х придумайте сами). Есть еще одно слово, которое начинается на букву Х, означает что-то радостное и приятное. Хорошо! Прочитайте стихотворение «Что такое хорошо, что такое плохо». После прочтения придумывайте ребенку ситуации, которые будут ему понятны (возможно случаи из его и вашей жизни) и пусть он отвечает вам, кто ведет себя хорошо или плохо в рассказанной вами истории. Если история хорошая, то можно на листке рисовать букву Х (ее рисовать очень просто, даже маленький ребенок сможет сделать это сам). Обобщающая игра. Узнай букву. Сделайте несколько карточек из белого картона и несколько из цветного (их должно быть меньше). Размер можете выбрать сами (лучше 10*15) На белых карточках напишите изучаемые буквы (они должны быть крупными и жирными). На цветных карточка вырежьте небольшие геометрические фигуры — окошки (круг, треугольник, квадрат и т.д.) Окошки желательно вырезать в разных местах карточек, по одному окошку на карточке. Возьмите карточку с буквой и положите на нее карточку с прорезью, а ребенок по видимой части должен угадать, что это за буква.
|
|||
|