Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды воображения



 

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

 

Сообщение по ТОО в начальных классах

Характеристика познавательного процесса

(Воображение)

 

 

                         Выполнила студентка 2В-9 группы

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Алюнкина Анна Алексеевна

Преподаватель Лесникова Ольга Сергеевна

 

Шарья 2015.

 

План:

1. Воображение.

2. Виды воображения.

3. Свойства воображения.

4. Список литературы.

 

 

1. Воображение — это специфически человеческая деятельность, возникшая и развивавшаяся в процессе труда. Труд есть воздействие человека на окружающий мир, изменение действительности, носящее целенаправленный и планомерный характер. Прежде чем сделать что-либо, человек представляет, что надо делать и как он будет делать. Еще до того как изготовить или построить материальную вещь, он мысленно создает ее в своей голове. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто ими, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных, которые изменяют природу «без всякого намерения с их стороны» и не имея представления о том, что будет сделано.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что воздействует на него в данный момент, или представляет то, что воздействовало раньше, но и создает новые образы. Он может представить местность, в которой никогда не был, опираясь на описание ее другими людьми, представляет такие виды животных, растений, с которыми еще не встречался и о которых узнал лишь со слов других людей. Он может представить даже то, что не существует в действительности. Композитор представляет новую создаваемую им мелодию. Изобретатель представляет новую конструкцию механизма, его отдельные части, их взаимодействие.

Воображение представляет собой некоторый отход или «отлет» от действительности. Человек придумывает то, что еще не существует на самом деле, а иногда даже то, что нельзя реализовать на практике или что вовсе не может существовать. Но своим источником воображение всегда имеет объективную реальность. Оно — одна из форм отражения действительности. Как бы ни было ново создаваемое человеком, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Ученый, строя даже самые смелые гипотезы, исходит из объективных законов действительности. На объективные законы природы опираются конструктор и изобретатель. Писатель и художник, создавая свои произведения, исходят из имеющихся у них наблюдений, почерпнутых из жизни. В играх детей, придуманных ими самими, воспроизводится то. что они видят и слышат вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то, что включается в них, бывает взято из объективной реальности, является отражением ее, хотя новый образ в целом и не соответствует ей Таковы, например, образы, фигурирующие в народных сказках (русалка — сочетание женщины и рыбы, избушка на курьих ножках, леший — сочетание человека и лесного зверя); таковы мифологические образы кентавра, сатира, сирены и т. п.

Воображение неразрывно связано с практикой. В практике возникают те затруднения, которые побуждают к изменению действительности, к созданию нового. Практика является критерием правильности воображения. Самый процесс воображения тесно связан с практической деятельностью: человек создает образы, уточняет, обогащает, изменяет их (равно как свои идеи, творческие мысли), практически осуществляя те первоначальные, иногда еще весьма смутные, неопределенные замыслы, которые у него имеются. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется только в процессе реального осуществления. Пока замысел только «в голове», он всегда еще не до конца ясен. Каждый конструктор новой машины в процессе ее создания делает рисунки, чертежи, а иногда и модели. Изготовление их является опорой и толчком для дальнейшей работы воображения. То же самое наблюдается и в творческой работе художника, музыканта, писателя.

Неразрывная связь воображения с объективной действительностью, с практикой обусловливает зависимость воображения от знания действительности. Чем обширнее знания в той области, в которой создается что-либо новое, чем богаче опыт в этой области, тем значительнее возможность создать новое в соответствии с требованиями действительности и для практического применения этого нового.

Воображение тесно связано со всеми особенностями личности: с интересами человека, его способностями и знаниями, навыками и привычками, обусловливающими процесс воображения.

Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте. Простая актуализация уже имеющихся временных связей не ведет к созданию нового. Для того чтобы возникло новое, надо, чтобы временные связи, ранее не вступавшие в сочетание друг с другом, на этот раз образовали такое сочетание.

Важную роль в этих случаях играет вторая сигнальная система, слово, указывающее на то, что должно быть создано. Являясь многообъемлющим раздражителем, тесно связанным с многими и разнообразными сигналами действительности, слово актуализирует связи, ранее еще не вступавшие в сочетание друг с другом, способствует выделению в предметах признаков, которые раньше не соотносились между собой, тем самым в высокой мере содействуя новому сочетанию того, что уже было в прошлом опыте.

Наиболее простой и первоначальной формой воображения являются те случаи, когда образы, идеи возникают без специального намерения с нашей стороны. Слушая рассказ человека о том, что с ним произошло, мы невольно представляем ситуацию, которую он описывает. Глядя на облачко, плывущее в небе, мы иногда представляем себе его как лицо человека или как некое животное. В обоих случаях источником этого элементарного воображения является то, что воспринимается. Разница только в том, что в первом случае новые для данного человека образы возникают под влиянием слов, которые он слышит, во втором случае они вызываются воспринимаемым предметом, сливаясь с образом восприятия. Сходной же для обоих случаев является непреднамеренность возникновения образов. Все это — непроизвольное воображение.

В отличие от этого, в тех случаях когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения создать что-то определенное, имеет место произвольное воображение.

Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в самостоятельности, оригинальности, в творческом характере воображения. С этой точки зрения различается воспроизводящее (или воссоздающее) и творческое воображение.

Воссоздающее воображение— это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т. п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека. Широко он представлен и в обучении.

Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которыми он знакомится. Так, при изучении истории он должен представить себе жилище первобытных людей, первые орудия труда, одежду разных эпох и т. п.; при изучении географии ему надо представить наглядно остров, полуостров, море, горный хребет и т. д.: при изучении естествознания он должен представить себе новое для него растение или животное; при изучении физики он знакомится со словесным описанием опытов по физике и т. д. Условием решения арифметических и алгебраических задач во многих случаях является наглядное представление (хотя бы в виде схемы) предметного (сюжетного) содержания задачи Богатые возможности для воссоздающего воображения открываются при чтении художественной литературы (в тех случаях, когда мы представляем себе героев произведения, события, о которых рассказано в нем, природу, описанную автором, и т. д.).

 

2. Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное(гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать..

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходив нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.