Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Толкование на Евангелие от Луки



 

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Толкование на Евангелие от Луки

Глава восемнадцатая

Лк.18:1. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,

Поскольку Господь упомянул о скорбях и опасностях, то предлагает и врачевство от них. Врачевство это есть молитва,и не просто молитва, но молитва постоянная и усиленная.

Лк.18:2. говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

Лк.18:3. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

Лк.18:4. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,

Лк.18:5. но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

Все это, – говорит, – имеет случиться с людьми того времени, но против этого великую помощь подает молитва,которую мы должны постоянно и с терпением творить, представляя себе то, как докучливость вдовы преклонила неправедного судью. Ибо если его, полного всякой злобы и не стыдившегося ни Бога, ни людей, постоянная просьба смягчила, то тем более не преклоним ли мы на милость Отца щедрот Бога, хотя Он в настоящее время и медлит? Смотри, не стыдиться людей – признак большой злобы. Ибо многие Бога не боятся, а разве только людей стыдятся, и потому менее грешат. Но кто перестал и людей стыдиться, в том уже верх злобы. Поэтому и Господь после поставил: «и людей не стыдился», говоря как бы так: судья и Бога не боялся, и что говорю, Бога не боялся? – он обнаруживал еще большую злобу, потому что и людей не стыдился.

Лк.18:6. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

Лк.18:7. Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

Лк.18:8. сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.

Притча сия научает нас, как мы много раз говорили, тому, чтобы мы не унывали в молитвах, подобно как и в другом месте сказано: кто из вас, имея друга, отошлет его, если он придет и постучится ночью? Ибо если не по чему другому, то по неотступности его отворит ему (Лк. 11, 5, 8). И еще: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба» и прочее? (Мф. 7,9). Всем этим Господь внушает нам постоянное упражнение в молитвах.

Некоторые пытались как можно обстоятельнее изложить эту притчу и осмеливались прилагать ее к действительности. Вдова, – говорили они, – есть душа, отвергшая прежнего своего мужа, то есть диавола, который поэтому стал соперником, постоянно нападающим на нее. Она приходит к Богу, Судии неправды, который, то есть, осуждает неправду. Сей Судия Бога не боится, ибо Он един только Бог, и не имеет другого, которого мог бы бояться, и людей не стыдится, потому что «Бог не взирает на лице человека» (Гал. 2, 6). Над этой вдовой, над душой, постоянно просящей у Бога защиты от соперника ее – диавола, Бог умилостивляется, так как докучливость ее побеждает Его.

Такое разумение, кому угодно, пусть принимает. Оно передается для того только, чтоб не осталось безызвестным. Только Господь научает нас этим необходимости молиться и показывает, что если сей судия, беззаконный и полный всякой злобы, сжалился по причине беспрестанной просьбы, тем более Бог, начальник всякой правды, вскоре подаст защиту, хотя Он долго терпит и, по-видимому, не слушает просящих Его день и ночь. Научив нас этому и показав нам, что во время кончины мира нужно пользоваться молитвой против имеющих тогда случиться опасностей, Господь присовокупляет:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.