Правила игры. Расположение фигур (таврелей). Соответствие фигур таврелей и фигур индийских шахмат. Отличия от индийских (стандартных) шахмат
Правила игры
Расположение фигур (таврелей)
Игра происходит на обычой шахматной доске. В исходной позиции таврели располагаются следующим образом:
Соответствие фигур таврелей и фигур индийских шахмат
Изображение таврели
| Название таврели
| Индийское название
|
| Волхв
| Король
|
| Князь
| Ферзь
|
| Ратоборец
| Ладья
|
| Лучник
| Слон
|
| Всадник
| Конь
|
| Ратник
| Пешка
|
| Хелги
| отсутствует
| Правила передвижения таврелей такие же, как и для соответствующих индийских шахматных фигур, включая рокировку и взятие ратника «на проходе».
Главная особенность игры в русские шахматы - возможность создавать «многоэтажные» башни, которые, учитывая состав включенных в них таврелей, могут осуществлять внезапные атаки на слабо защищенные поля в лагере противника. Игроки должны внимательно следить за составлением башен. Простое развитие фигур может привести к быстрой катастрофе.
Цель игры, как и в индийских шахматах, - матование волхва противника.
Отличия от индийских (стандартных) шахмат
- Передвижение таврелей
- Ни одна из таврелий до конца партии не снимается с доски.
- Таврели могут перемещаться как на свободное поле, так и на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), по правилам перемещения данной таврели.
- Волхв не может передвигаться или оставаться на поле, атакованном таврелями противника.
- Ратник, в ходе игры вновь попавший на свою исходную горизонталь (2-ю для белых и 7-ю для черных), теряет право хода вперед на два поля.
- Образование башни
- В случае, когда таврель передвигается на поле, занятое другой таврелью (своей или противника), образуется башня, на верху которой становится таврель, сделавшая ход, а внизу остается таврель, стоявшая на этом поле. Теоретически максимальная башня может состоять из 31 таврели (на верху - волхв, а под ним - все таврели белых и черных, кроме волхва противника).
- Башня может становиться на другие таврели и башни, включая их в свой состав.
- На волхва не может ставиться ни одна таврель.
- Передвижение башни
Башня передвигается по правилам хода верхней таврели. - Разделение башни
Башня при своем ходе может разделиться на две (не более) части в любой пропорции. Действие оставшейся на поле части башни начинается немедленно (по правилам хода верхней таврели). - Превращение ратников
Каждый ратник, достигнув поля превращения (на последней горизонтали), превращается только в ту таврель, перед которой он стоял в исходной позиции. Ратник, стоявший перд волхвом, превращается в хелги - таврель, обладающую возможностями передвижения князя и всадника одновременно. Превращение ратника осуществляется только тогда, когда он остается на поле превращения единственной таврелью или верхней в составе башни, и действие превращенной таврели начинается немедленно. При этом таврель ратника переворачивается (на ее нижней стороне обозначен символ таврели, в какую превращаетя ратник). Превращенная таврель в случае ее взятия (включения в состав башни) вновь становится обычным ратником. Говорит чемпион России по русским шахматам О.В.Свирин:
В русских шахматах фигура не уничтожается, а берется в плен: на нее ставится фигура. При желании пленных можно освободить. Но можно ставить и свои фигуры друг на друга, тогда получаются боевые башни, которые играют как своеобразный десант. И это второе кардинальное отличие от классических шахмат. Есть еще одно интересное правило: волхв (король) может наступить на свою фигуру и потом с нее соскочить, а в классических шахматах такое невозможно, и часто свои же фигуры мешают движению.
Теории русских шахмат пока не создано, и поэтому здесь все зависит от интеллекта играющих, а не от знания зазубренных ходов и партий. В русских шахматах перворазрядник может обыграть гроссмейстера по классическим шахматам.
|