|
|||
Лекционное занятие.. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.. Основные методы решения: подстановка, сложение или вычитание.. Определители второго порядка. Правило Крамера.. Исследование решений системы уравнений.. Метод подстановки.Лекционное занятие. Инструкция по выполнению: 1. Ознакомиться с теоретическим материалом. 2. Законспектируйте вкратце, выписав основные определения, формулы и т.д. 3. Фото проделанной работы отправить в личные сообщения https://vk.com/nemkova96 не позднее установленного срока. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Основные методы решения: подстановка, сложение или вычитание. Определители второго порядка. Правило Крамера. Исследование решений системы уравнений.
Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеют вид:
где a, b, c, d, e, f – заданные числа; x, y – неизвестные. Числа a, b, d, e – коэффициенты при неизвестных; c, f – свободные члены. Решение этой системы уравнений может быть найдено двумя основными методами. Метод подстановки. 1) Из одного уравнения выражаем одно из неизвестных, например x, через коэффициенты и другое неизвестноеy: x = ( c – by ) / a . (2) 2) Подставляем во второе уравнение вместо x : d ( c – by ) / a + ey = f . 3) Решая последнее уравнение, находим y : y = ( af – cd ) / ( ae – bd ). 4) Подставляем это значение вместо y в выражение (2) : x = ( ce – bf ) / ( ae – bd ) . П р и м е р . Решить систему уравнений: Из первого уравнения выразим х через коэффициенты и y :
x = ( 2y + 4 ) / 3 .
Подставляем это выражение во второе уравнение и находим y :
( 2y + 4 ) / 3 + 3y = 5 , откуда y = 1 .
Теперь находим х, подставляя найденное значение вместо y в выражение для х: x = ( 2 · 1 + 4 ) / 3, откуда x = 2 .
Сложение или вычитание.Этот метод состоит в следующем. 1) Умножаем обе части 1-го уравнения системы (1) на (– d ), а обе части 2-го уравнения на а и складываем их: Отсюда получаем: y = ( af – cd ) / ( ae – bd ). 2) Подставляем найденное для y значение в любое уравнение системы (1): ax + b( af – cd ) / ( ae – bd ) = c. 3) Находим другое неизвестное: x = ( ce – bf ) / ( ae – bd ).
П р и м е р . Решить систему уравнений: методом сложения или вычитания. Умножаем первое уравнение на –1, второе – на 3 и складываем их: отсюда y = 1. Подставляем это значение во второе уравнение (а в первое можно?): 3x + 9 = 15, отсюда x = 2.
Определители второго порядка.Мы видели, что формулы для решения системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеют вид:
x = ( ce – bf ) / ( ae – bd ) , (3) y = ( af – cd ) / ( ae – bd ) .
Эти формулы легко запоминаются, если ввести для их числителей и знаменателей следующий символ: , который будет обозначать выражение: ps – qr . Это выражение получается перекрёстным умножением чисел p, q, r, s : и последующим вычитанием одного произведения из другого: ps – qr. Знак « + » берётся для произведения чисел, лежащих на диагонали, идущей из левого верхнего числа к правому нижнему; знак « – » - для другой диагонали, идущей из правого верхнего числа к левому нижнему. Например, Правило Крамера.Используя определители, можно переписать формулы (3): Формулы (4) называются правилом Крамера для системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными. П р и м е р . Решить систему уравнений используя правило Крамера. Р е ш е н и е . Здесь a = 1, b = 1, c = 12, d = 2, e = –3, f = 14 . Исследование решений системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными, показывает, что в зависимости от коэффициентов уравнений возможны три различных случая:
1) коэффициенты при неизвестных не пропорциональны: a : d ≠ b : e , в этом случае система линейных уравнений имеет единственное решение, получаемое по формулам (4); 2) все коэффициенты уравнений пропорциональны: a : d = b : e = c : f , в этом случае система линейных уравнений имеет бесконечное множество решений, так как здесь мы имеем фактически одно уравнение вместо двух. П р и м е р . В системе уравнений
и эта система уравнений имеет бесконечное множество решений. Разделив первое уравнение на 2, а второе – на 3, мы получим два одинаковых уравнения: т.е. фактически одно уравнение с двумя неизвестными, у которого бесконечное множество решений.
3) коэффициенты при неизвестных пропорциональны, но не пропорциональны свободным членам: a: d = b: e ≠ c: f, в этом случае система линейных уравнений не имеет решений, так как мы имеем противоречивые уравнения. П р и м е р . В системе уравнений но отношение свободных членов 7 / 12 не равно 1 / 3. Почему эта система не имеет решений? Ответ очень простой. Разделив второе уравнение на 3, мы получим: Уравнения этой системы противоречивы, потому что одно и то же выражение 2x – 3y не может быть одновременно равно и 7, и 4.
|
|||
|