Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Старческие советы об Иисусовой молитве, способах и искушениях творящим её непрелестно.



 

U

Старческие советы об Иисусовой молитве, способах и искушениях творящим её непрелестно.

 

 

На первое он сказал: «надо так понимать, что послушливость, смирение – необходимейшее приготовительное условие для умного делания молитвенного. Послушание же разумеется не от внешнего чина послушнической жизни, а от внутренняго духовнаго состояния послушника. Можно находиться и в чину послушника, но не быть послушным, равно может не находящийся в чине послушнической жизни быть послушливым, хотя очень редко».

 

Он ответил: «занимайся умной молитвой в покаянном духе, не ищи сладостей сердечных и видений умных – по воображению, - кроме случаев явной милости Божией к грешнику, подобно мытарю. Каким уже способом по отеческому писанию навык творить умную молитву, с таким и оставайся, только не привязывайся к нему, не давай ему, самому по себе, никакой особой цены, а считай его простым способом-орудием твоим для собрания ума своего и приведения в чувство сердца своего. И благодатной силы к тому ожидай от Бога, дающаго молитву молящемуся». Недостойный иеросхимонах Феодосий.

Выдыхая из себя воздух (схимонах Никодим Карульский), произношу «помилуй мя», также с заключением ума в слова молитвы. По совету Каллиста и Игнатия, когда вдыхаю в себя воздух, смотрю на Господа, а когда выдыхаю, – на свою греховность. Так производится произношение одной молитвы Иисусовой: пять слов (Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!) с пятью сердечными ударами и одним двойственным дыханием (т.е. вдох-выдох). Сердцем же в то время стараюсь сокрушаться, умильно и просительно припадая к призываемому Господу Иисусу Христу Спасителю моему. Умоляя Его благость простить мои безчисленные грехи и избавить от врагов сильных и лютых. В сей жизни и в будущей.

 

О прелестной брани…никто не избавит таковых (гордых в себе), потому что гордость на допустит им принять совет от другого. Требуется самому узнать себя и покаяться слезно пред Богом, а без самопознания и усерднаго покаяния так и останется человек без надежды на свое спасение. Таким людям помогает на некоторое время причащение Тела и Крови Христовой, но за небрежение и невнимание скоро утрачивается в них это освящение. Итак, желающему избавиться от этой невидимой и неощущаемой беды своей душевной – прелести диавольской, и не быть мерзостью презренною, но быть благоуханием у Бога, прежде всего требуется, хотя бы умом одним против воли поверить и убедить себя самого в том, что – непременно есть во мне такая беда. А потом для избавления от нея принять во всегдашнее памятование, и особенно во время молитвы, три необходимыя молитвенныя делания:

1-е дело ума – самоукорение;

2-е дело сердца – сокрушение;

3-е дело тела – крестным знамением истовое себя осенение и слов молитвенных внимательное и благоговейное произношение. Этими тремя деланиями мы Богу бываем приятны.

 

Признак непрелестной молитвы Иисусовой. По сказанию св. Григория Богослова за непрельстительный признак при молитве Иисусовой можно принимать то, когда сердце воспламеняется в любовь к Богу и человекам и когда любовь эта выражается пред Богом чувствованием сокрушения о своих грехах, а пред ближним чувством смирения; признаки же прелести всегда противоположные и страстные.

 

Молясь непрестанно Иисусовой молитвой будь весел, в благодушном спокойном духе и исполнись радостию – радостопечалию в сердце. Молитва умно-сердечная – самая лучшая проверка себя, особенно на молитвенных правилах по ночам. Молитва, как читаем в Псалтири. Есть «время благоволения» Божия к молящемуся (Пс.68,14). Когда человек молится усердно, без сожаления, и чисто, без помыслов, тогда от Бога подается ему бодрость и сила, просвещение и вразумление.

 

Схимонах Никодим Карульский. Православная жизнь. №3 (579) Март 1998г.

******

 

W

 

От умилительной и усердной молитвы бывает искушение: перебой пульса от усталости и долгого упражнения. Бояться не надо, а должно отдохнуть. С навыком правило (молитвенное) совершается легче. Но при легком совершении правила требуется большее внимание ума, чтобы он не рассеивался. Ибо тогда незаметно вкрадывается поспешность при повторении умнословесной молитовки. Для поддержания внимания надо останавливаться при каждом новом зернышке-версточке, передыхая по совершении каждой молитовки. В конце правила ум уже утомляется и не в силах делается ко вниманию отдельно ко всякому делу молитвенному, тогда достаточно для него вообще памяти Божией – веры в присутствие Христа Спасителя во святом имени Его, как это бывает при псалмопении.

 

Когда правило исполняется нетрудно и мир помыслов бывает, то враг завистливый, чтобы осквернить молитву, действует на ум и сердце тонкими прилогами тщеславия и высокоумия, если душа во время молитвы оставит память о греховности своей и о смертном часе. Если враг не достигает своей лукавой цели, тогда он старается смутить душу чрез внешние искушения при встрече с людьми душевно неустроенными и при различных затруднительных обстоятельствах. Сохранение в этом случае спокойствия духа с упованием на Бога и преданием себя Его святой воле и трезвение с молитвою побеждает это вражие искушение.

 

В строгости закона тайно действует милость Божия, спасающая грешного человека страхом. Итак, при взгляде на современную нашу жизнь, требуется покаянный плач о себе и о ближних наших, подобных нам грешникам, смирение, уничижение себя самого и сострадание к ближним, а не фарисейский соблазн и жестокое осуждение грешников. Которые могут быть евангельскими мытарями, оправдываемыми неведомым нам судом Божиим, паче фарисеева.

 

Заботливые помыслы, как волос в глазу, смущают умное око и препятствуют молитве не менее яростных помыслов. Но усиленное внимание, а, главное, предание всего в волю Божию, промышляющую о нас, успокоило смутившееся прежде всего излишними заботливыми помыслами сердце, и чистота ума, необходимая для молитвы, опять восстановилась…

 

После вышеупомянутых смущении гневоми заботливостью, молитва шла с рассеянностью ума и хладностию сердцаболее словесная. Это привело к невольному смирению, а за смирением последовала и милость Божия: ожил дух и просветлел ум и стал бодр ко внутреннему вниманию.

 

Умиление. В часе, когда Бог даст молитвенное умиление, не спеши в то время поминать имена, чтобы перечислением имен не развлечься и не лишиться умиления. В это время Господь приемлет и одно твое воспоминание о всех, или без твоего воспоминания помянет прежнее твое поименное поминовение, ибо за Богом молитва не пропадает, как за царем служба (по пословице).

 

Проходящему молитвенный подвиг должно быть особенно внимательну в обращении с своим телом, и во время исправления необходимых потребностей телесных хранить свое зрение и осязание. Некоторое небрежение в этом случае немного смутило мою совесть и на время лишило дерзновения в молитве

 

Как необходим молящемуся мир совести. Вмешательство в какую-либо работу другого и особенно повелевание (приказывание) рассеивает внимание и охлаждает сердце к молитвенному делу. Будь равнодушен и безучастен в этом отношении, если не просят о помощи, и сохранишь мир собственный и другого.

Оставление молитвы без особенной нужды и на краткое время вредно для нея: «Непрестанно молитеся».

 

После продолжительного развлечения мыслею и забвения Бога последует и долговременная сухость в молитве. Только после смирения и усиленного сокрушения своего сердца приходить сладостное умиление в душу…

 

Во время же поклонов с крестным знамением старался навыкать крестное знамение творить во время произношения имени Господа, поклон же после, с произношением «помилуй мя», чтобы крестное знамение не было одновременным и, как говорят, «не ломать креста».

 

«кто одолевается сном и разленением бурею помыслов во время умной сердечной молитвы, не готов к занятию ею». По «Иноку» (Вопрос 75, февр. 1913г.,стр.140)…

 «непослушливые и страстные, с дерзостию приступающие к умносердечной молитве, не достигают её и как самочинные впадают в дерзость, во мнение и в прелесть». Св.преп. Григорий Синаит (Доброт. Ч.1-я, гл. 8-я)

 

И вообще положили мы (с учеником), довольно нам чрез «художественные» приёмы, т.е. I) творение молитвы в сердце, 2) внимание к словам молитвы с верою в присутствие в них Самого Господа и 3) разделение молитвы на две половины соответственно процессу дыхания – вдыхания и выдыхания, 4) обрести внимательную в сердце молитву. А теплоты и чувства сердечных желать смиренно только покаянных, как безопаснейших, а не каких-либо высоких и радостных, что свойственно бесстрастным только. Творить же молитву всегда, как можно в спокойном духе и теле.

 

«Когда случатся при этом (молитвенном делании) какие-либо видения, то не доверять им. Должно полагать, что для нашего спасения необходимо одно лишь покаяние, плач о своих грехах и никаких не допускать мыслей, что мы достойны каких-либо видений небесных. Слезы благодарные бывают со смирением и радостью о Господе, облегчающие сердце от скорби греховной. С тщеславием же слезы и высокоумием не угодны Господу и бывают лишены тех благодатных плодов, почему и должно тщательно охранять сердце от всего тщеславного и греховного (из рукописи схимонаха Герасима-грека).

 

Как вредны для занятия умной молитвою пристрастие к богословским рассуждениям, и, особенно, беседы с неединомысленными, не обходящиеся без словопрения. Они производят бурление в мыслях, от которых бывает трудно отвлечь ум, особенно, когда сердце бывает раздражено словопрением. Вот почему Апостол заповедал всем христианам не словопретися ни на какую потребу, особенно же эта заповедь касается монахов (Св. Василий Великий) и тем паче безмолвников.

Cтарец Феодосий Карульский

Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигальный монастырь, 1997г.

W



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.