Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21 - 19 вв. до н.э.)



ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21 - 19 вв. до н.э.)

В период Среднего Царства в искусстве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, но появились и новые черты.

Столица Фивы, позже Фаюм. В течение 21 в. до н. э. шла борьба между областями Египта, окончившаяся победой южных областей (номов) во главе с правителями Фив. Фиванские правители, став владыками долины Нила, образовали XI династию фараонов. Положение их, однако, было не очень прочным. Фараоны XII династии были вынуждены бороться за земельные богатства. Ради добычи золота и сырья, которым не был богат Средний Египет, они вели, грабительские войны в Нубии, Палестине и Сирии. Фараоны стремились расширить свои владения путем больших ирригационных работ в районе Фаюма.

Во многом изменяется идеология древнеегипетского общества. Появляются сомнения в существовании загробной жизни, отразившиеся в ряде литературных произведений. Развивается наука, особенно медицина и математика.

По-прежнему соблюдаются каноны. Но возникает и стремление к правдоподобию, уменьшается пафос монументальности, появляются жанровые «вольности». Искусство этого времени стилистически неоднородно. В областях (номах) изображения были более живыми, «теплыми» и оригинальными. Столичные художники стремились к совершенству, но зачастую их виртуозно выполненные произведения выглядели официальными и холодными. Во всех видах искусства появились новые стилистические особенности и приемы.

 

Архитектура. От эпохи Среднего царства сохранилось сравнительно немного памятников дворцовой архитектуры. Гробницы вельмож располагаются не у подножья пирамид фараонов, а отдельно. Сами пирамиды становятся существенно меньше и скромнее. Фараоны строят свои пирамиды с заупокойным храмом, коридорами и входом в долине. Однако эти постройки возводятся уже не из камня, а из кирпича-сырца с заполнением специально оставленных пустот в кладке обломками камня, кирпича и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла эти пирамиды от быстрого разрушения.

Скальные храмы. Появляется новый тип: «скальная гробница», сменившая усыпальницу-мастабу и монументальную пирамиду. Часть помещений заупокойного храма вырубается прямо в скале, часть – располагается на открытой террасе вокруг открытого двора. Поминальные храмы становятся больше по размеру и богаче.

Колонны. Окончательно формируется тип египетских колонн. Особую роль приобретают колоннады. Как и все интерьеры – они ярко раскрашиваются. В архитектуре храмов и дворцов различных эпох применялись сформировавшиеся типы капителей: в виде раскрытого растения папируса, в виде закрытого папируса, в виде связки стеблей папируса, в виде цветка лотоса, в виде пальмовых ветвей или женской головы. Волюты (завитки) в виде кобр, символизирующих солнце и Египет, на тысячу лет предвосхитили ионические капители. Были распространены комбинированные капители, соединяющие разные растительные мотивы.

Город Кахун. От времени XII династии до нас дошли развалины города, построенного при входе в Фаюм. Город четко разделялся на районы по социальному признаку – это было и в последующее время, может и в прошлом тоже. В городе был квартал усадеб знати, квартал менее состоятельного свободного населения, и отделенный от других кварталов глухой стеной - квартал рабов с предельно скученными жилищами-клетушками. Город стал крупнейшим древнеегипетским поселением.

Храм Ментухотепа I(20 в до н.э.) на западном берегу Нила. От Нила к пирамиде вела дорога, с двух сторон закрытая стенами (на подобии древних коридоров внутри). Главное святилище было вырублено в скале. Центральное место занимала пирамида, окруженная тремя рядами восьмигранных столбов. Позади пирамиды находился открытый двор, вырубленный частично в скале. Царская усыпальница находилась не в пирамиде, а в тайнике, врубленном в скалу. Рельефы и монументальные скульптурные изображения царя украшали храм и стены ведущей к нему дороги. Теперь изображения фараона не прятали в тайных местах – наоборот, скульптуры и росписи должны были подчеркнуть власть фараона. Ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кровле.

Нововведением в архитектуре Среднего царства было и оформление входа в храм в виде двух башен, прямоугольных в плане, с наклонными стенами и узким проходом между ними - пилонов.

«Лабиринт» Аменемхета III (300 х 250 м). Состоял из двух ярусов и 27 внутренних залов.

Аменемхет III — фараон из XII династии. В правление Аменемхета царская власть достигла апогея. С воцарением Аменемхета III постройка гробниц номархов внезапно прерывается. Аменемхету при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служащих, составлявших костяк армии, удалось ограничить могущество номархов. Военные походы при Аменемхете предпринимались редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии».

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило более широко проводить работы на медных рудниках и месторождениях бирюзы. Несмотря на долгое царствование, сохранилось мало надписей от Аменемхета III. Тем не менее, они дают высокую оценку правлению Аменемхета. Кроме Файюма, Аменемхет вёл строительство и в других местах Египта. Построил новый храм Осириса в Абидосе, расширял и обновлял другие храмы. Обнёс древнюю столицу (совр. Эль-Каб) большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе. Озеро называли Ше-ур — «великое озеро». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» — шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками, произошло от египетского названия Лаперо-хунт — «святилище при шлюзах канала». Можно было запасти достаточно воды, чтобы продержаться на этом запасе 100 дней, в течение низкого стояния Нила. На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северне Фаюма установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III, высеченные из жёлтого кварцита. Высота их составляла почти 12 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера, в окружении крокодилов.

В Файюме Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались древние греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами — Лабиринтом. Лабиринт состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон писал, что потолок каждой комнаты состоял из единого камня, что проходы покрыты сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни глина или бетон при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Сейчас от храма остались лишь немногочисленные обломки колонн и фрагменты рельефов, которые когда-то украшали стены.

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времён правления Снофру в эпоху Древнего царства. Одна пирамида, так называемая «Тёмная пирамида» (104 × 104 м) Аменемхета была возведена в Дахшуре из необожженного кирпича. В этой пирамиде он приказал сделать 2 входа: один, на традиционной северной стороне, вёл в лабиринт коридоров, заканчивающийся тупиком. Через другой, в юго-восточном углу, можно было по такому же лабиринту спуститься в погребальную камеру с красным саркофагом. Однако в этой пирамиде Аменемхет похоронен не был.

Вторая пирамида (102 × 102 м) построена в Хаваре. Хаварская пирамида была центром основанного царского некрополя, к которому принадлежал и прославленный Лабиринт. (Сейчас от неё остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 м и высотой 20 м.) И снова вход в пирамиду расположен с южной стороны. Погребальная камера — чудо древнеегипетской техники. Огромная усыпальница вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита. В камере находятся два саркофага. Археологи, как обычно, обнаружили оба саркофага пустыми. В одном был похоронен сам Аменемхет, в другом его дочь, которой, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида.

 

Обелиски. (др.-греч. «небольшой вертел») — сужающийся к верху монумент, в большинстве случаев квадратный в сечении. Обелиски в Древнем Египте были символами Солнца. Перед пилонами ставили каменные обелиски, верхушки которых обивали медными листами, сверкавшими под лучами солнца. Египетские обелиски — монолитные, высеченные из однородной глыбы камня (как правило, асуанского красного гранита). Устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Все четыре стороны египетских обелисков было принято покрывать иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Египтяне нередко придавали навершию обелиска пирамидальную форму и покрывали его электрумом (сплав золота с серебром).

 

Скульптура.Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела. Но изображения фараонов устанавливаются теперь не только в закрытых для доступа непосвященных храмовых тайниках, но и на виду у всех, - чтобы внушать массам представление о величии фараона.

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется творческим соперничеством множества локальных школ. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символическим убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их. 

Многие египетские статуи не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислонились спиной к каменному блоку, который служил для них фоном. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства).

 

Статуя Ментухотепа 3. В короне Нижнего Египта в белом облачении Осириса фараон сидит на троне. Некоторая грубоватость исполнения, тяжелые массивные ноги, нерасчлененность фигуры как бы подчеркивают грозное величие фараона в его роли бога Осириса. Выразительность статуи усиливается благодаря раскраске. Тем не менее, в Фивах начинается более реалистическое искусство. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. Художники пытаются передать личность, характер, переживания.

Голова фараона Сенусерта 3. О его мудром царствовании остались многие воспоминания, впоследствии ему поклонялись как божеству, стал одним из прообразов мифического собирательного образа могущественного и мудрого египетского фараона. Сенусерт успешно провёл внутренние реформы в Египте: ограничил власть номархов, чрезмерная независимость которых бросала вызов власти фараона. Сенусерт создал новую систему управления, в результате страна была разделена на три административных центра, каждый из которых управлялся советом старшин, которые подчинялись визирю царя.

Если статуи царей Древнего царства предназначались исключительно для заупокойных храмов, то во времена Среднего царства статуи царя стали устанавливаться не только в гробницах или пирамидных храмах, но и в храмах, посвященным различным богам. Они не были скрыты в замурованных залах, которые посещали лишь избранные. Новые памятники прославляли живого правителя государства, они представляли фараона богом на земле, от которого зависело благополучие его подданных. По всей стране было найдено большое количество статуй Сенусерта III, в основном, из чёрного гранита, сделанных с большим мастерством. Поражает тонкость работы и стремление реалистично передать портретные черты оригинала.

Аменхотеп II (1450–1425 гг. до н. э.), фараон XVIII династии, был могучим и непобедимым воином. Его лук, по легендам, не мог согнуть ни один человек. Аменхотеп II изображён в царском головном уборе немесе, синие и золотые полоски которого напоминали о связи фараона с богами. Поднявшаяся надо лбом кобра-урей — символ бдительности царя, всегда стоявшего на защите спокойствия и целостности государства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.