Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложение и вычитание в пределах 10



Сложение и вычитание в пределах 10

При изучении этой темы необходимо обеспечить усвоениедетьми рациональных вычислительных приемов сложенияи вычитания в пределах первого десятка; сформировать прочные вычислительные навыки; добиться запоминания наизусть ре­зультатов сложения и вычитания, а также состава чисел из сла­гаемых. Кроме этого, учащиеся должны научиться решать про­стые задачи на сложение и вычитание различных видов (нахож­дение суммы, остатка, увеличение и уменьшение числа на не­сколько единиц, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого).

В органической связи с изучением сложения и вычитания включаются элементы алгебры и геометрии: дети знакомятся с математическими выражениями (сумма, разность), учатся их читать и записывать, а также приступают к сравнению выраже­ний, на основе чего получают числовые равенства и неравенст­ва вида: 4 + 2>7, 7-3<7 + 3, 3 + 2 = 2 + 3. Здесь же учащиеся знакомятся с уравнениями вида х—3=7, 5+х=9 и учатся их решать. Закрепляются умения чертить и измерять отрезки, включаются задачи на составление геометрических фигур из заданных фигур, и на вычленение знакомых геометрических фи­гур из данной фигуры.

Изучение сложения и вычитания в пределах 10 можно про­вести по такому плану:

I. Подготовительный этап: раскрытие конкретного смысла действий сложения и вычитания, запись и чтение примеров, слу­чаи прибавить и вычесть 1, где результаты находятся на основе знания образования натуральной последовательности чисел.

II. Изучение приемов присчитывания и отсчитывания по одному и группами для случаев прибавить и вычесть 2, 3, 4.

III.Изучение приема перестановки слагаемых для случаев прибавить 5, 6, 7, 8, IV. IV.Таблица сложения и состав чисел из слагаемых.

V.Изучение приема вычитания на основе знания связи меж­ду суммой и слагаемыми для случаев вычесть 5, б, 7, 8, 9.

 

Подготовительная работак изучению сложения и вычитания начинается с первых уроков рассмотрения нумерации. В результате оперированием множествами предметов уча­щиеся уясняют, что операции объединения соответствует действию «сложения», а операция удаления части множества – действию вычитания. Кроме того, обращается внимание детей на то, что, когда прибавляют, становится больше, чем было; когда вы­читают, становится меньше.

К концу изучения нумерации учащиеся должны прочно усво­ить способы образования любого числа первого десятка присчи­тыванием и отсчитыванием единицы и, используя этот прием (а не пересчитывание), свободно выполнять сложение и вычи­тание с единицей. Постепенно дети обобщают свои наблюдения и формулируют выводы: прибавить 1 кчислу — значит назвать следующее за ним число; вычесть 1 из числа — значит назвать предшествующее ему число. На специально отведенном уроке приводят в систему все изученные случаи «±1, под руководст­вом учителя дети составляют таблицы «прибавить 1» и «вы­честь 1» и затем заучивают их наизусть.

На втором этапе рассматривают случаи сложения. и вычитания вида: а+2, а±3, а+4, результаты которых нахо­дятся присчитыванием или отсчитыванием.

Чтобы подчеркнуть, с одной стороны, сходство вычислитель­ных приемов, а с другой стороны, противоположный характер действий сложения и вычитания, случаи «прибавить и «вы­честь 2» так же, как позднее случаи «прибавить 3» и «вы­честь 3», затем «прибавить и «вычесть 4», изучаются одно­временно в сопоставлении друг с другом.

Работа над _вычислительными навыками строится  по такому плану:

1) подготовительные упражнения;

2) знакомство с приемами вычисления;

3) закрепление знания приемов, выработка вычислительного
навыка;

4) составление и заучивание таблиц.

Рассмотрим методику ознакомления с вычислительным прие­мом «прибавить и вычесть 2».

На подготовительном этапе (за 1—2 урока до изучения те­мы) рекомендуется научить детей решать примеры в два дей­ствия вида: 6+1 + 1, 9-1-1, чтобы дети закрепили умения при­бавлять и вычитать единицу и накопили наблюдения: если при­бавим (вычтем) 1 и еще 1, то всего прибавим (вычтем) 2. Вна­чале решение таких примеров иллюстрируют действиями с пред­метами, например; «Положите 4 синих квадрата, придвиньте 1 желтый квадрат. Сколько квадратов получилось? Придвиньте еще 1 желтый квадрат. Сколько квадратов получилось? Запи­шите пример: 4+1 + 1, объясните, как решаем такой пример (к 4 прибавить 1, получится 5; к 5 прибавить 1, получится 6)».

Так же рассматривается пример 7—1 — 1.

На уроке по ознакомлению с новыми приемами вычислений вначале так же выполняют несколько подготовительных упраж­нений; дети решают примеры (8+1 + 1, 9—1 — 1 и т. п.) с пояснением : если прибавили 1 и еще1, то.сколько всего прибавили (если вычли 1 и еще 1, то сколько всего вычли)?»

Учитель ставит цель перед детьми — научиться прибавлять и вычитать число 2. Решение первых примеров выполняется с опорой на предметное действие. Решается пример 4 + 2. Пусть эти букеты на окне изображают число 4, а эти 2 букета на сто­ле — число 2. Покажите, как эти 2 букета присоединить к тем 4 букетам (ученик переносит цветы на окно: сначала один букет, потом второй). Запишем то, что сделал Вова. Сколько сначала к 4 прибавили? Сколько получилось? Как же можно прибавить 2 к 4? Чтобы прибавить 2 к 4, надо прибавить сначала 1 к 4, получится 5, а потом прибавить к 5 еще 1, получится 6).

На доске запись:4+2 = 6

                                      4 + 1-5 5+1-6


С помощью аналогичных упражнений раскрываются приемы вычислений для случаев 1±3 и 1+:4. Чтобы дети применяли здесь свои умения прибавлять и вычитать 2, при решении при­меров на сложение и вычитание с числами 3 и 4, они должны представить 3 как 2 и J или как 1 и 2, а число 4 как 2 и 2, Приемы вычислений также иллюстрируют действиями с предме­тами и на первых порах несколько примеров решают с подроб­ной записью приема.

Вначале примеры решаются с под­робными пояснениями приема вычисления вслух, постепенно пояснения сокращаются, затем проговариваются кратко про се­бя. С целью выработки навыков включаются устные упражне­ния (устный счет, игры «молчанка», «эстафета», «лесенка», «круговые примеры» и Др.). Очень полезны арифметические диктанты — устные вычисления с показом ответов разрезными цифрами или записью ответов в тетрадях. Выполняются также разнообразные письменные упражнения в решении примеров и задач. Особенно ценны упражнения с элементами творчества, догадки: составить примеры, задачи, исправить неверно решен­ные примеры, вставить пропущенное число или знак действия в примерах: Q-3 = 7, 8-D = 6, 8-f- □ = 10; 6*4=10, 6*4 = 2

. Эффективными для формирования вычислительных навыков являются упражнения с равенствами и неравенствами: сравнить выражения и вставить знаки «>», «<» или « = »: 7+2*7, 10 — 3*4; проверить, правильно ли поставлены знаки в задан­ных равенствах и неравенствах: 6 + 4<10, 6+3>10, 8 + 2=10; вставить подходящее число, чтобы получилась верная запись: 10-4<D, 5 + 2>D, 5 + 3 = D.

Сравнение выражений выполняют на основе сравнения их значений (5 + 2>6, так как 7 больше, чем 6), поэтому дети с помощью таких упражнений закрепляют навыки вычислений.

Важно, чтобы учащиеся поняли, что, сложив два числа, по­лучаем новое число и что соответственно это число может быть выражено суммой двух чисел: если 6 + 2 = 8, то 8 = 6 + 2; если 5+3=8, то 8 = 5+3 и т. д. С этой целью предлагают специ­альные упражнения, например: «Составьте примеры на сложе­ние с ответом 7 и замените число 7 суммой по образцу □ + D=7, 7=D + D».

Завершающим моментом в работе над каждым из приемов а±2, а+3, а±4 является составление и заучивание таблиц. Часть каждой таблицы составляется коллективно под руковод­ством учителя, часть — самостоятельно. Одновременно с табли­цами сложения и вычитания полезно составить таблицу состава чисел из слагаемых.

На этом этапе изучения сложении и вычитания учащиеся знякомятся с терминами: сложение, вычитание, слагаемое, сумма, а позднее с терминами — уменьшаемое, вы­читаемое, разность. Сначала эти термины употребляет учитель (например, когда диктует примеры детям для устного счета), однако надо детей всемерно побуждать к употреблению этих новых слов, предлагая им читать примеры по-разному (при проверке самостоятельной работы), заполнять таблицы .

На следующем, третьем этапе изучают прием сложения для случаев «прибавить 5, б, 7, 8, 9». При сложении в преде­лах 10 в этих примерах второе слагаемое больше первого (1+9, 2 + 7, 3 + 5, 4 + 6 и т. п.). Если при вычислениях применить пе­рестановку слагаемых, то все эти случаи сведутся к ранее изу­ченным видам: а+l, а + 2, а + 3, а + 4. Чтобы применение прие­ма перестановки было осознано детьми, целесообразно вначале раскрыть им суть переместительного свойства сложения.

С переместительным свойством сложения можно ознакомить детей так. Учащимся предлагают, например, поло­жить 4 синих треугольника и придвинуть к ним 3 красных тре­угольника. Сколько всего треугольников? Как узнать? (Запи­сывают 4 + 3 = 7.) Затем дается задание поменять местами си­ние и красные треугольники и к 3 красным треугольникам при­двинуть 4 синих треугольника. Записывают, какой пример те­перь решили (3 + 4 = 7). Читают оба примера с названием чисел при сложении. Сравнивают примеры, т. е. находят, чем приме­ры отличаются и чем они похожи (слагаемые переставлены, их поменяли местами, а сумма получилась одинаковая).

Далее раскрывают прием перестановки слагаемых, т. е. по­казывают, когда именно в вычислениях используют переместительное свойство. С этой целью решают задачи практического характера.

На данном этапе продолжается работа над усвоением со­става чисел из слагаемых. Систематически предлагаются уча­щимся задания на замену каждого из чисел второго пятка сум­мой слагаемых, на дополнение этих чисел до указанного числа (например, до 10, до 9), на подбор монет (например, какими двумя монетами можно уплатить 6 коп., 7 коп., 8 коп., 10 коп.?). Это подготавливает детей к изучению вычитания на следующем этапе.

На четвертом этапе изучается прием вычитания, осно­ванный на связи между суммой и слагаемыми для нахождения результатов в случаях «вычесть 5, 6, 7, 8, 9». Чтобы решить, скажем, пример 10 — 8, надо заменить число 10 суммой чисел 8 и 2 и вычесть из нее одно слагаемое—8, получим другое сла­гаемое—2, Для использования такого приема надо знать со­став чисел из слагаемых, а также знать, как связаны между собой сумма и слагаемые.

Подготовка к усвоению связи между компонентами и резуль­татом действия сложения проводится с самого начала работы над сложением и вычитанием. С этой целью предусматриваются специальные упражнения: по данному рисунку (1 большой мяч и. 2 маленьких мяча) составить примеры на сложение и вычи­тание или же по одному и тому же рисунку составить задачу

на сложение и задачу на вычитание; решить и сравнить пары примеров вида: 4-1-3 и7—3.

Ознакомлению со связьюмежду компонентами и ре­зультатом действия сложения отводится специальный урок. Ра­боту над новым материалом можно провести так.

Учитель предлагает детям проиллюстрировать красными и синими кружками пример на сложение (5 + 4 = 9). Пример чи­тают с названием чисел присложении. Затем предлагают из всех кружков убрать (отодвинуть)красные кружки, выясняют, какие кружки остались исколько их. Записывают новый при­мер: 9 — 5 = 4 и читают, называя числа так, как они назывались в "первом примере (из суммы 9 вычлипервое слагаемое, полу­чили второе слагаемое 4). Аналогичнорассматривают пример: 9-4 = 5.

Знание связи между компонентами и результатом действия сложения используется для нахождения результатов вычита­ния (случаи «вычесть 5, 6, 7, 8, 9»). На уроке, посвященном ознакомлению детей с этим приемом вычитания, прежде все­го повторяют состав чисел 6, 7, 8 и др., а также закрепляют знание изученной взаимосвязи.

В процессе изучения сложения и вычитания продолжается формирование понятия о числе нуль. Вначале изучения дейст­вий включают такие случаи вычитания, когда вычитаемое равно уменьшаемому (2 — 2, 3 — 3 и т. д.). Опираясь на операции над множествами, на решение задач (У девочки было 2 тетради, она отдала учителю 2 тетради. Сколько тетрадей осталось у девоч­ки?), учащиеся постепенно усваивают понятие о числе нуль как характеристике численности пустого множества. В конце ра­боты над темой «Десяток» включаются случаи сложения и вы­читания с нулем: 6 + 0, 6 — 0. Решение таких примеров выпол­няется на данном этапе на основе соответствующих иллюстра­ций (в одной коробке 6 карандашей, в другой — ни одного, придвигают или убирают вторую коробку).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.