|
|||
Славянские татуировки в виде рун и их значение, славянский стиль эскизов и рунические фото изображений славянской тематики, языческие узоры и обереги, орнаменты для тату древних славян. Славянские татуировкиСлавянские татуировки в виде рун и их значение, славянский стиль эскизов и рунические фото изображений славянской тематики, языческие узоры и обереги, орнаменты для тату древних славян google_ad_client = "pub-7888413920772717"; /* 336x280, создано 27.02.10 */ google_ad_slot = "2138426687"; google_ad_width = 336; google_ad_height = 280; // remove the registerOverlay call to disable the close button hs.registerOverlay({ overlayId: 'closebutton', position: 'top right', fade: 2 // fading the semi-transparent overlay looks bad in IE }); hs.graphicsDir = 'gal/highslide/graphics/'; Тема рун в татуировке на первый взгляд проста. Но только на первый взгляд! Даже с детства знакомый пацифик хиппи — антивоенный символ, часто встречающийся в тату — руны, древний алфавит народов Северной Европы и славян. По преданию скандинавских эпосов «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды», тайны рун открылись Одину (у славян Перуну) — верховному божеству скандинавского мифологического пантеона в результате самопожертвования. Он висел на священном ясене несколько дней, претерпевая бдение, в результате чего обрел видение, познал тайные значения рун и многое другое открылось ему за это время. Все руны имеют свое имя и обозначают определенный процесс или ситуацию. Каждая руна воплощает в себе некий аспект бытия и вследствие этого не существует окончательной формулировки значений рун. Руническая система с течением времени обновляется. В наши дни в общем контексте художественных, философских, исторических, музыкальных и других культурных течений, таких как new age, на Острие, new world, back to the primitive, произошло возрождение знаний о рунах. Говоря о рунах, имеет смысл сослаться на авторитетные источники, такие как «Северная магия» Эдреда Торссона, «Практический курс рунического искусства» Антона Платова и Алекса Ван Дарта, «Руны славян и «Боянов гимн» Александра Асова, «Книга рун» Р. X. Блюма. Кстати, одним из первых рунический оракул Блюма на русском языке представил писатель Виктор Пелевин в первом номере журнала «Наука и религия» за 1990 год. Музыкант Борис Гребенщиков также использовал руны при оформлении одного из ранних альбомов группы «Аквариум». В предисловии к книге Блюма М. Д. Райнер пишет, что рунический оракул не дает инструкций что делать и не предсказывает будущего. Он направляет внимание на те скрытые силы и мотивы, которые формируют будущее своим неощутимым присутствием внутри каждого момента настоящего. Будучи однажды замечены и осознаны, эти элементы поглощаются сферой выбора. Они не освобождают нас от ответственности за выбор вашего будущего, но, скорее, обращают внимание на те внутренние альтернативы, которые могут оказаться важнейшими элементами, определяющими каким это будущее будет. В рунической традиции переплетено мистическое и магическое. Не лишним будет сказать о том, что традиции мистических и магических тату схожи. Но есть и различия. Мистические тату, в отличие от магических, не преследуют выгод. Они, скорее, близки к религиозным по своему назначению. Еще 5000 лет назад до н.э. в Индии брамины и йоги наносили на тела священные тексты из Упанишад на древнем санскрите. Арабы и персы — затейливую суфийскую вязь, цитаты из Корана. К руническим тату следует отнести и многочисленные символы: собственно знаки рун, звезды, свастики, сложные геометрические фигуры. Без специальной смысловой нагрузки они являются просто знаками принадлежности к той или иной мистической или религиозной традиции, признаками того, что человек ведет интенсивную духовную жизнь. Из истории известно много фактов и свидетельств о том, что наши индоевропейские предки владели руническим письмом. Древние жрецы, волхвы, записывали рунами Веды, содержащие знания о мироустройстве и житейские наставления. Рунические знаки, так называемые «тамги», сохранялись на Руси вплоть до позднего средневековья в качестве торговых меток (интересно, что современное слово «таможня» буквально означает «учреждение, ставящее тамги»). Обычай татуировать тамги, бывший ранее повсеместным, до недавнего времени бытовал у ханты-мансийцев. У них тамговая татуировка служила для обозначения принадлежности к роду. Интересным примером изображений татуировок, близких к профессиональным тату и имеющих отношение к рунической теме, могут служить клейма старинного чешского монетного двора в городе КутнаТора. Интерпретации рун представляют себой целую эзотерическую систему. Блюм пишет, что девизом рун могли бы стать те же глубокие слова, которые вырезаны над воротами древнегреческого оракула в Дельфах: «Познай самого себя!». «Руна Одина» является практичным и простым использованием рун для предсказаний. Из специально подготовленного мешочка, где находятся все руны, вытаскивается одна их них. Эта руна дает общую картину ситуации, охватывает проблему в целом, характеризует текущий расклад обстоятельств и разрешение проблемы в будущем. В «Трехрунном оракуле» все немного сложнее. Перед тем как вытащить руны, необходимо ясно сформулировать тему гадания. Затем по отдельности вытянуть три руны и выложить их последовательно справа налево. Первая (правая) руна описывает сложившуюся ситуацию. Вторая (в середине) рекомендует направление действий. Третья (слева) показывает возможный последующий расклад. Пусть не совсем понятен механизм, каким образом случайный выбор помеченных знаками дощечек или камней может рассказать нам что-либо о нас самих. Но он работает! Объяснения рун очень образны — каждое из них содержит в себе некий смысл, который можно воспринять как некую часть того, что происходит каждый день на границах вашего сознания. Толковать значения рун непросто. Все зависит от конкретного человека, от его энергии, знаний, опыта и многого другого. Даже вплетение одной или нескольких рун в общий контекст или сложный узор других стилей создаст собственную трактовку рисунка, изначально находящегося в общем информационном поле человечества, которое трактуется Фрейдом как коллективное бессознательное. Посему грамотным критерием нахождения истины, применяемым в тату (да и в жизни в целом), будет несуетливая практика, а также постоянное наблюдение и пристальное отслеживание последствий нанесения той или иной руны. Славянские татуировки Славянский, или русский, стиль татуирования стал популярным всего лишь несколько лет назад. Однако появился он очень давно. Свидетельством древности происхождения нательных росписей у представителей славянских племен являются археологические находки. По мнению исследователей, весьма распространенными у славян в те времена были знаки, символизировавшие плодородие, а также узоры, составленные из ромбов, точек, запятых, крестов и спиралей. Во второй половине XI столетия в славянской татуировке, наряду с традиционными мотивами, стала использоваться символика католицизма. В женских татуировках славянского стиля преобладали изображения крестов, гирлянд и растительные орнаменты в виде листиков и веточек различных растений. Мужские татуировки того времени представлены преимущественно изображениями корон, сердец и надписями с инициалами хозяина, свидетельствовавшими о благородстве происхождения этого человека. В настоящее время характерными чертами славянского стиля татуирования является смешение мотивов древнеславянского и скифского нательного орнамента. Популярностью пользуются и узоры, составленные из элементов традиционной русской и христианской книжной графики. Некоторые мастера-татуировщики, работающие над нательными изображениями в славянском стиле, обращаются к образам из русских былин, старинных песен, русских народных сказок. Иногда по желанию клиента мастер наносит на выбранные участки тела фрагменты копии полотен знаменитых русских живописцев Васнецова и Васильева. Оригинально смотрятся и татуировки, выполненные в духе работ мастеров Гжели и Палеха (то есть на теле заказчика получаются интересные аналоги гжельской или палехской росписи). ДХАТА - Божественный огненный знак, символизирующий внутреннюю и внешнюю структуры человека. Дхата обозначает четыре основных элемента, которые дарованы Богами-Созидателями каждому человеку Великой РАСЫ: Тело, Душу, Дух и Совесть. Чтобы Сила и Благодать возносимых во время богослужения Славы, Даров и Треб попали точно по назначению и именно тем Богам, которым они предназначались, Священнослужители применяют символы Вайги и Свадхи. Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое. Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. Наши предки его часто изображали впряженным в плуг, которым пахал русский богатырь, его лепили из глины, вырезали из дерева, украшая наличники и ручки ковшей. По древним поверьям, одно из предназначений дракона - отпугивать злых духов. У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона. Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода. В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки, которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного (мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов. Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве. Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа. Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, датированное 921-922 гг., о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи -изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов. Этот побудительный мотив был типичен для народов с мифологическим мировоззрением. И.Г. Остроумов полагает, что в прошлом тамга у вогулов (манси) в первую очередь служила оберегом. По мнению И.Н. Гемуева и А.А. Люцидарской, татуированные символы - "Знамена" на руках манси (вогулов) также изначально играли роль оберегов, они являлись знаком бытия человека на земле. С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью отрицала религиозные татуировки. В "Откровении" святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией. В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам. Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца. Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы. Данный факт подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест латинским. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали в 1150 г. известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция). У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени. Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианскому периоду. Аргументируя эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих трудах обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка утверждал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". При этом нам представляется, что цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать прямого влияния на формирование искусства татуирования у славян. По нашему мнению, возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних ученых. Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов. Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". И мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани. Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей. Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.
|
|||
|