Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рок-музыка в СССР



Рок-музыка в СССР

Был ли рок в Советском Союзе?" - тем, кто застал советские времена, обычно довольно смешно слышать подобные вопросы. Складывается впечатление, что современной молодежи времена СССР представляются настолько древними, что тогда и музыкальных инструментов не существовало, и потребности в музыкальном самовыражении у людей не было.

Советский рок, зародившийся где-то на стыке 60-х и 70-х, имел свое собственное "лицо", на формирование которого очень сильное влияние оказали западные музыканты. И да, существующая власть довольно неодобрительно относилась к подобному явлению, чем и объяснялось полулегальное существование отечественных рок-групп, популярность "квартирников" и записи музыки на домашней аппаратуре.

Рок-группа "Мономах". Фото: portret-kartina.ru

Характерной особенностью советского рока были яркие, пронзительные тексты, зачастую несущие в себе протестный характер - тогда заявлять о своем антагонистическом настрое против системы было в духе времени. Музыка как таковая, при этом особо значения не имела - вся суть заключалась в текстах. Если конкретизировать, то родоначальниками, стоявшими у истоков зарождения отечественной рок-музыки, стояли А. Макаревич с "Машиной времени", Ю. Шевчук и "ДДТ", Б. Гребенщиков и "Аквариум", А. Романов и "Воскресение", А. Иванов и "Рондо", А. Ситковецкий и "Автограф", а также "Кино", "Круиз", "Чайф", "Наутилус Помпилиус", "Гражданская оборона", "Крематорий", "Калинов мост" и много-много других коллективов и исполнителей, которых я не буду перечислять, чтобы не утомлять читателя.

Давайте теперь немного почитаем воспоминания о рок-музыке тех, кому довелось пожить в те времена. Поехали!

- Мне есть что вспомнить, но копнув глубже, с горечью вспоминаешь, что многие из тех, кто начинал делать в середине семидесятых Русский рок, не выдержали испытание свободой, и, пройдя через мясорубку театра Пугачёвой, вышли оттуда совершенно попсовыми исполнителями... Стоит вспомнить, конечно, Кузьмина с его "Динамиком", Барыкина и группу "Карнавал", Славу Малежика в эпоху "Скифов", и Криса Кельми в группе Ситковецкого "Високосное лето". Можно ещё упомянуть и первый состав "Интеграла" в которым принимали участие Бари Алибасов, Женя Белоусов и Юрий Лоза... А также созданный тем же Ситковецким "Автограф". И несомненно "Цветы" с Файзильнбергом, Наминым, и Лосевым... Да что там говорить.... Можно было бы и ещё добавить к этому списку немало музыкантов и ныне здравствующих, и покинувших уже нас...

Фото: musicomp3.com

- Я помню, как безумно любил группу "Мифы", с Сергеем Даниловым - автором песен и гитаристом этой группы. У меня была кассета с его записями, заслушанная донельзя, я так ее берег... А когда ушел в армию, мой папа, из-за жуткого дефицита кассет, стер все записи и записал туда "Лаванду" Софии Ротару... Кто бы знал, как я психовал, когда вернулся из армии и бросился послушать любимых "Мифов!"

- А я был уверен, что отлично знаю всех советских рок-исполнителей и вообще - я дока в этой теме, пока не прослушал в архиве радио Эхо Москвы программу с Артемием Троицким, где он рассказал об альбоме "Дежа - вю" группы Телевизор. Эту группу я особенно никогда и не слушал, за исключением одного-единственного альбома, выпущенного ещё фирмой "Мелодия". А тут прям так интересно стало - как это я такую классную музыку мимо ушей пропустил в свое время...
Цитата из заглавной композиции:
"... вспоминай, её звали свобода,
за неё мы могли умереть..."
Да, рок как явление общественно - политическое отступил, остался один М. Борзыкин...

- У меня советский рок начался с группы КИНО. Я тогда ещё в школу не ходил. Чуть позже познакомился со многими другими рок-группами - Чёрный Кофе, Наутилус, Воскресенье, Високосный Год, и многими другими. Много хороших воспоминаний из детства связаны у меня с советским роком. Помню до сих пор, как тогда, примерно в 1988-89 годах старшие пацаны ходили в косухах, цепях и фенечках, играли на простых акустических гитарах по улицам и подъездам разные композиции тех времён. И что ещё запомнилось - почему-то в нашем городке чаще всего играли на гитаре песню Цоя - Алюминиевые Огурцы...

Фото: samesound.ru

У меня, кстати, тоже знакомство с роком началось с группы "Кино". Я была на первом курсе технаря и мы с подружкой познакомились с ребятами, старше нас на два курса. Пригласили они нас в гости, обещав поиграть на гитаре. И первое, что они сыграли, была песня "Группа крови" - меня она так впечатлила, что я начала расспрашивать, кто ее исполняет и вообще все подробности про "Кино". В общем, с того момента я просто влюбилась в "Кино", а ребята стали мне подкидывать кассеты с другими рок-исполнителями - так началось формирование моего рок-музыкального вкуса :)

- А я помню, как нас на первом курсе института (1987 год), погнали в какой-то колхоз на картошку, и мы ехали в электричке и орали песни "Воля и разум" и "Улица роз", а преподы, которые нас сопровождали, морщились и пытались внушить, что "это - не музыка, такое нельзя слушать, вы же умные ребята"... А когда мы спели "Алюминиевые огурцы", они просто покрутили пальцем у виска и отстали ))) Маман моя, кстати, тоже всегда бесилась при звуках "Огурцов" - "да почему они алюминиевые?! почему поле брезентовое?! что за чушь ты слушаешь?!"

Фото: rock-shckola.ru

- Башлачев... Вот моя любовь навсегда - его песни просто сердце рвут на части, в каком бы возрасте их не слушала. И не удивительно, что он так мало прожил - все песни с таким надрывом, что не могли не накладывать отпечаток на жизнь. Хотя, скорее наоборот - это жизнь накладывала отпечаток на его творчество...

- А мне хотелось бы вспомнить ВИА "Ариэль", хотя теперь смешно даже произносить эту аббревиатуру: вокально-инструментальный ансамбль. Но ведь они играли в самом настоящем стиле "гаражный рок". Конечно, их трудно назвать классическими рок-музыкантами, но все равно близко...

ВИА "Ариэль" Фото: txapela.ru

- Я начал слушать советский рок с металлистов, все остальное пропускал мимо ушей. Для меня по сей день главным критерием рок-музыканта является владение инструментом, а потом все остальное. Потому-то и не слушал "Кино" и т.п, но ничего не имею против Виктора Цоя, как поэта и композитора. Советский рок для меня это - "Круиз" с Гаиной (гитара), Васильевым (бас) и Ефимовым (барабаны). Когда это трио приехало к нам в город с концертами (это в 1986 г.) на неделю, город весь в это время заболел роком. Хоть и было всего четыре киловатта мощи на Дворец Спорта вместимостью 3000, но этого по тем временам хватало за глаза. "Ария" - "Воля и разум" по сей день хит, согласитесь? Также любил "Черный кофе" и их альбом "Светлый металл", и версию, вышедшую на виниле - "Переступи порог", там уже звук достойный появился. Ну конечно же, не могу не сказать про отличнейшую команду "Автограф" с их завораживающим прогрессивом!

- Наутилус, Ария, Цой, Черный кофе, Пикник, Воскресение - вот это было исполнение, вот это были тексты! Это был какой-то прорыв, взрыв эмоций, полет фантазии, всплеск чувств и поиск самовыражения...
Может, это отголоски моей молодости и теперь кого-то "колбасит, плющит и переворачивает" совсем под другие ритмы, но меня современные исполнители за душу не берут, скорее отталкивают...

"Наутилус Помпилиус". Фото: zvzda.ru

- Ну а Задерия кто-нибудь помнит хотя бы? А кто помнит АУ? Кто помнит 600? Кто помнит Свина? Собрались, блин, рокеры, "Машину времени" они знают и "Арию" тоже, а еще наверное, "Академию рока" читают... А такие имена - громкие, знаковые, никто и не назвал...

- А как ДОСТАВАЛИ записи тогда, помните? Разве сравнится это с сегодняшней банальнейшим скачиванием абсолютно любой музыки через Net или покупкой в магазине??? У меня в Москве две любимые студии тогда были: за кинотеатром «Октябрь» на Калининском и около универмага «Москва» Вторая, конечно, была куда козырнее первой. Помню хриплого грузного дядьку Андрея Валентиновича, который заведовал всей этой кухней. Однажды срочно-срочно-срочно понадобилось мне свежайшее диско, а в студиях как раньше было? Сегодня кассету отдаешь, тебе выписывают квиточек, и через день-два приходишь за ней. А мне через день-два не актуально было, мне надо было все и сразу. А день жаркий был, Андрей Валентинович в своей тесной, заставленной аппаратурой и стеллажами с бобинами и кассетами комнатке, отчаянно потел, и на мой вопрос «а нельзя ли сегодня вечером за кассетками приехать?» сказал, что можно, что можно их и через час-другой получить, только для этого – услуга за услугу - не сбегаю ли я за «Боржоми»? Причем, почему-то просил покупать не в соседних «Минеральных водах», а сгонять через дорогу (Ленинский проспект) в маленький магазинчик и сказать, что пришел я от него (загадочно тихим голосом: «Я от Андрея Валентиновича…»). Забавно сейчас, но я тогда так рад был оказать услугу этому значительному в моих глазах… да и в глазах многих меломанов округи человеку!

Фото: darudar.org

- Приятно, что хоть кто-то до сих пор помнит Славу Задерия, основателя "Алисы" и основателя "Нате". Был в своё время на их концерте,получил колоссальное удовольствие. Талантище!!! Печально, что именно про таких ребят никто не помнит, и их сейчас совсем не знают!

- В годы своей молодости сам играл в питерской группе Right side. Репетиционная точка у нас была на ул. Марата, почти напротив бани в подвале. На этой -же точке с нами играла группа Ноль,часто заходили ребята из группы Зоопарк с Майком. Иногда сейшены такие закатывали, что получше любого публичного концерта. Приходила также Кэт Козлова и вытворяла на ударных такие зарубы, что вообще от девушки никто не ожидал. Помню, как лезли в питерский рок-клуб через окно туалета и гримёрки, чтобы весь концерт смотреть из-за кулис, а выступали гранды: Алиса, Зоопарк, Аукцион и т.д. А ещё помню концерт Аквариума в маленьком зальчике, забитом битком. Зальчик метров 50 кв всего-то, а ещё помню, укушавшись бормотухи, мы возвращались с концерта в СКК вместе с группой Зоопарк и шли через парк Победы, передавая друг другу по кругу бутылку. Мы были рядом со звёздами рока, а они такие все простые парни были...

"Зоопарк". Фото: igor-shamarin.ru

- А вообще, грустно это все: Кино и Зоопарк почили по понятным причинам - все держалось на фронтмене. Крематорий вовсю лабает, Калинов мост тоже, Ноль как группа, прекратила свое существование, но Чистяков что-то выпускает. Слышал его вещи после отсидки, он стал совсем другим, безбашенность исчезла.
И вообще, сейчас время другое совсем - время "локальной известности" даже у тех, кто собирал в свое время огромные залы...

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.