Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внимательно прочитаем текст Славяне. Русь. Христианство, обращая внимание на следующую информацию: От какого слова происходит название народа славяне? Какой день считается днём рождения Христианской Церкви? Какой апостол проповедов



Внимательно прочитаем текст "Славяне. Русь. Христианство", обращая внимание на следующую информацию: От какого слова происходит название народа "славяне"? Какой день считается днём рождения Христианской Церкви? Какой апостол проповедовал там, где возник Киев? Как способствовали распространению православия Кирилл и Мефодий? Какой год считается началом славянской письменности? В каком веке христианство стало проникать на Русь? В какой летописи содержится рассказ о том, как князь Владимир Святой крестил Русь? В каком городе произошло крещение князя Владимира? Когда и где произошло крещение Руси?

Славяне. Русь. Христианство

В одном из древнейших исторических и литературных памятников второй половины XI – начала XII столетия «Повести временных лет» мы находим упоминание о происхождении славян. Кто такие славяне? В этом названии иногда слышится нечто громкое, связанное с понятием «слава». Но это не так. Само название появилось гораздо раньше того времени, когда славянский мир, приняв христианство, вступил в пору своего исторического расцвета. Наиболее древние поселения славян были найдены археологами на территории современных Польши и Белоруссии. Славяне, хотя являлись язычниками, обожествлявшими силы природы, были не так жестоки и фанатичны в этих культах, что было одним из условий, благоприятствовавших позднее их искреннему обращению в христианство.

Ученики Христа – апостолы – проповедовали и говорили народам мира о Христе-Боге. На пятидесятый день после Воскресения Христа произошло особое событие. Святой Дух сошел на апостолов, вдохновляя их на служение Богу и проповедь о воскресении Христа. Этот день – Пятидесятница – считается днем рождения христианской Церкви. "Пятидесятница" (расположена под окном), фреска Спасо - Преображенского собора в Суздале.

Апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Апостол Андрей, который стал первым учеником Христа, получил прозвание Первозванный и жребий апостольского служения в северных странах, территориях, лежащих вдоль побережья Черного моря, и Скифии. Согласно церковному преданию, апостол Андрей проповедовал в Крыму, потом по реке Днепр поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: Великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси. Способствовали утверждению христианства и его культуры в славянских народах родные братья Кирилл и Мефодий из Византии (IХ век), создавшие славянскую письменность. Ученик просветителей Черноризец Храбр в «Сказании о письменах» передает слова Кирилла о необходимости перевода Библии на славянский язык: «И потому еще славянские письмена святы и более достойны почитания, что создал их святой муж». У славянских просветителей было немало соперников из западных стран. Но к концу ІX века христианство прочно утвердилось среди южных и западных славян. О создании славянской азбуки вы узнаете при знакомстве с темой «Азбука и первые книги на Руси». Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – первоучители славянские – вошли в историю как высокий союз двух славных имен, братское созвучие слова устного и слова письменного, священная «двоица» Европы Западной и Восточной, благотворный союз греческой и славянской культур. Невозможно переоценить привнесение письменности в среду славянских народов. Святые братья Кирилл и Мефодий совершили это великое деяние. По исторической традиции началом славянской письменности считается 863 год – время Моравской миссии святых просветителей. Великий труд перевода Священного Писания на славянское наречие святые братья начали Евангелием от Иоанна, первые строки которого гласят: “В начале было Слово”. Речь идет о Слове Божием, о Второй Ипостаси Святой Троицы - Сыне Божием. Это же богатейшее своими духовными смыслами понятие «слово» лежит и в основе самоименования славянских народов. В современной русской орфографии (с XVIII века) принято написание “славяне”, что приводит к мысли, что этноним происходит от понятия “слава”. Но на самом деле корень понятия - “слово”. До сих пор ряд славянских народов - такие как словенцы, словаки - сохранили свое историческое наименование. Да и в церковнославянском языке нормативным является написание через «о» - «словяне». Это Слово Божие и образовало великую русскую культуру и сам русский народ. Когда в Х веке Русь приняла Крещение, разобщенные восточнославянские племена осознали свое духовное единство и стали именовать себя русскими христианами. Русские - это единственный народ, который идентифицировал себя как христианине, потому что русский человек называл себя христианином, или крестьянином. Это означало не принадлежность к земледельческому сословию, не от слова “обрабатывать землю”, а от слова “Христос”. Христианство начало проникать на Русь еще в середине ІX века. Христианкой была мать князя Святослава и бабка князя Владимира – княгиня Ольга. Принятие князем Владимиром Святославичем в 988 году христианства как спасительной веры стало важнейшей из государственных реформ его времени. За это деяние князь Владимир получил в народе прозвище Красное Солнышко, а Православная церковь именует его Святым и Крестителем. В «Повести временных лет» содержится рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Преподобный Нестор, летописец, так передает впечатления вернувшихся из Царьграда послов, глубоко почувствовавших воздействие красоты православного богослужения: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». В Херсонесе Таврическом (ныне Севастополь) князь Владимир со своей дружиной принял святое крещение, стал христианином. Летописец Нестор свидетельствует о некоем духовном явлении, изменившем внутренний мир киевского князя Владимира, который из Савла стал для Руси и ее народов Павлом. По учению Церкви, крещение полагает на душу человека «неизгладимую печать». Крещение Руси наложило свою неизгладимую печать на саму душу восточных славян, которые вышли из этой великой купели уже иными, новыми людьми - русскими христианами. Князь Владимир в Киеве крестил славян в водах Днепра. На месте бывших языческих капищ он приказал строить христианские храмы и монастыри. При них открывались первые школы на Руси. Это было началом русского просвещения, образования, распространения грамотности. (карта "Древние славяне"). Городами, где зародилось наше христианство, были Херсонес (ныне Севастополь) и Киев. В Херсонесе Таврическом, в Крыму, князь Владимир принял святое крещение. В Киеве народ вслед за своим князем добровольно принял крещение в водах Днепра. Сам стольный Киев именовался в народе «матерью городов русских», был светской и церковной столицей Руси. В дальнейшей истории, помимо Киева, столицами Руси и России были и Владимир, и Москва, и Санкт-Петербург.

Православие в истории России является основанием национальной самоидентификации русского народа, и крещение Руси (988 г.) положило начало слиянию восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру и святителю Фёдору во Владимире.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.