Ценностные ориентации Милтона Рокича
№1. Ценностные ориентации Милтона Рокича
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Бланк тестируемого________________(пол и возраст)
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
|
| –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
|
| – здоровье (физическое и психическое);
|
| – интересная работа;
|
| – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
|
| – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
|
| – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
|
| – наличие хороших и верных друзей;
|
| – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
|
| – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
|
| – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
|
| – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
|
| – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
|
| – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
|
| – счастливая семейная жизнь;
|
| – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
|
| – творчество (возможность творческой деятельности);
|
| – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
|
| Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
|
| – воспитанность (хорошие манеры);
|
| – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
|
| – жизнерадостность (чувство юмора);
|
| – исполнительность (дисциплинированность);
|
| – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
|
| – непримиримость к недостаткам в себе и других;
|
| – образованность (широта знаний, высокая общая культура);
|
| – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
|
| – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
|
| – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
|
| – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
|
| – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
|
| – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
|
| – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
|
| – честность (правдивость, искренность);
|
| – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
|
| – чуткость (заботливость).
|
|
|