Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации



Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

В фор­ми­рова­нии об­ли­ка во­ина-пат­ри­ота важ­ную роль иг­ра­ют во­ин­ские ри­ту­алы.

Во­ин­ские ри­ту­алы — это тор­жес­твен­ные це­ремо­нии, эмо­ци­онально вы­ража­ющие смысл и со­дер­жа­ние тра­диций, свя­зан­ных с важ­нейши­ми со­быти­ями в жиз­ни об­щес­тва; осо­бая фор­ма со­ци­ально­го об­ще­ния, в ко­торой на­ходят от­ра­жение ми­ровоз­зре­ние оп­ре­делен­ных со­ци­альных групп или об­щес­тва в це­лом, а так­же нравс­твен­ные иде­алы.

Ри­ту­алы воз­ни­ка­ют на ос­но­ве на­род­но­го опы­та, в ко­тором на пер­вый план выс­ту­па­ет наг­лядно-чувс­твен­ная эс­те­тичес­кая сто­рона. Ис­пы­тывая воз­действие по­лити­ки, пра­ва, нравс­твен­ности и дру­гих ин­сти­тутов, ри­ту­алы не пог­ло­ща­ют­ся ими, а, в свою оче­редь, вли­яют на об­щес­твен­ное нас­тро­ение, об­щес­твен­ное мне­ние и в оп­ре­делен­ной сте­пени на дру­гие фор­мы об­щес­твен­но­го соз­на­ния.

Ри­ту­ал при­нятия во­ен­ной клят­вы на вер­ность ца­рю и Оте­чес­тву впер­вые за­креп­лен в рус­ском во­ин­ском «Ус­та­ве рат­ных, пу­шеч­ных и дру­гих дел, ка­са­ющих­ся до во­ен­ной на­уки» (1607 г.). «Каж­дый во­ен­ный че­ловек, — го­вори­лось в нем, — дол­жен при­водиться к крес­тно­му це­лова­нию — при­носить при­сягу, вер­но слу­жить и всем в пос­лу­шании и по­коре­нии быть».

За­пись, по ко­торой слу­жилый че­ловек при­носил клят­ву в при­сутс­твии свя­щен­ни­ка, на­зыва­лась крес­то­цело­вальной или под­крестной. Ре­лиги­оз­ная ве­ра слу­жила га­ран­том ис­полне­ния дан­ных обя­за­тельств.

Раз­но­вид­ностью слу­жеб­ной при­сяги яв­ля­лась по­руч­ная за­пись. Она пре­дус­матри­вала письмен­ные га­ран­тии ка­кого-ли­бо ли­ца, в том чис­ле родс­твен­ни­ка, за рек­ру­тиру­емо­го. Та­ким об­ра­зом, ус­та­нав­ли­валась мо­ральная от­ветс­твен­ность да­юще­го клят­ву пе­ред сво­им по­ручи­телем.

Во вре­мена Пет­ра I во­ины кля­лись «слу­жить вер­но и пос­лушно; во всем пос­ту­пать так, как чес­тно­му, вер­но­му, пос­лушно­му, храб­ро­му и не­тороп­ли­вому сол­да­ту быть над­ле­жит». По во­ин­ско­му ус­та­ву при­сяга при­носи­лась «при пол­ку или ро­те, при рас­пу­щен­ном зна­мени». При­сяга­ющий обя­зан был, про­из­но­ся текст при­сяги, «по­ложить ле­вую ру­ку на Еван­ге­лие, а пра­вую ру­ку под­нять вверх с прос­терты­ми дву­мя больши­ми пер­ста­ми». Обя­зательным бы­ло це­лова­ние Еван­ге­лия. При­сяга­ющие под­пи­сыва­ли ин­ди­виду­альные клят­венные обе­щания, или при­сяж­ные лис­ты.

Ри­ту­ал при­нятия во­ен­ной при­сяги пе­ри­оди­чес­ки из­ме­нял­ся, но в ос­но­ве сво­ей сох­ра­нил­ся до 1917 г. Рек­рут всег­да клял­ся, что он бу­дет «слу­жить ве­рою и прав­дою го­суда­рю Им­пе­рато­ру, Его Нас­ледни­ку и Оте­чес­тву».

Пос­ле 1917 г. при­нятие во­ен­ной при­сяги ини­ци­иро­валось са­мими крас­но­ар­мейца­ми. Нап­ри­мер, в от­ря­дах Крас­ной гвар­дии За­мос­кво­рец­ко­го района Мос­квы при­нима­лась при­сяга сле­ду­юще­го со­дер­жа­ния: «Я, ни­жепод­пи­сав­шийся, обя­зу­юсь бес­пре­кос­ловно ис­полнять все рас­по­ряже­ния Со­вета На­род­ных Ко­мис­са­ров и лиц, пос­тавлен­ных им, стро­го сох­ра­нять дис­ципли­ну во вре­мя ис­полне­ния слу­жеб­ных обя­зан­ностей, бес­пре­кос­ловно под­чи­няться при­каза­ни­ям то­вари­щей инс­трук­то­ров-ко­ман­ди­ров, наз­на­чен­ных Со­вета­ми, бе­реж­но от­но­ситься ко всем пред­ме­там об­мунди­рова­ния, сна­ряже­ния и во­ору­жения, пом­ня, что это все на­ше на­род­ное дос­то­яние…».

Тек­сты пер­вых «крас­ных при­сяг» бы­ли не­оди­нако­вы, но смысл — един: сра­жаться за де­ло ре­волю­ции му­жес­твен­но и стойко, до пос­ледней кап­ли кро­ви.

В ап­ре­ле 1918 г. был ут­вер­жден об­щий для всей ар­мии текст при­сяги под наз­ва­ни­ем «Фор­му­ла тор­жес­твен­но­го обе­щания».

В мар­те 1922 г. ВЦИК при­нял пос­та­нов­ле­ние о при­веде­нии к при­сяге все­го лич­но­го сос­та­ва ар­мии и фло­та. В этом пос­та­нов­ле­нии го­вори­лось, что ре­волю­ци­он­ное тор­жес­твен­ное обе­щание («крас­ная при­сяга») дол­жно стать для каж­до­го граж­да­нина, при­нима­юще­го на се­бя вы­сокое зва­ние во­ина Крас­ной ар­мии, «тор­жес­твен­ным вы­раже­ни­ем обя­за­тельств пе­ред ра­боче-крестьян­ской Рес­публи­кой Со­ветов и ее пра­ви­тельством». Был ус­та­нов­лен еди­ный день при­веде­ния бойцов к при­сяге — 1 мая, а так­же оди­нако­вый по­рядок ее при­нятия. При­сяга при­нима­лась кол­лектив­но, в строю. Пред­ста­витель цен­тральной или мес­тной влас­ти, упол­но­мочен­ный для при­веде­ния к при­сяге, крат­ко разъяс­нял ее сущ­ность и гром­ко за­читы­вал текст. Во­ен­нослу­жащие пов­то­ряли вслух каж­дое сло­во.

Этот по­рядок су­щес­тво­вал до 1939 г., ког­да Пре­зиди­ум Вер­ховно­го Со­вета СССР ут­вердил но­вый текст во­ен­ной при­сяги в со­от­ветс­твии с при­нятой в 1936 г. Кон­сти­туци­ей СССР. Од­новре­мен­но бы­ло ут­вер­жде­но и но­вое По­ложе­ние о по­ряд­ке при­нятия при­сяги. С это­го вре­мени во­ины ар­мии и фло­та при­нима­ют во­ен­ную при­сягу ин­ди­виду­ально и с­креп­ля­ют ее собс­твен­но­руч­ной под­писью.

В пос­ле­ду­ющее вре­мя в текст при­сяги вно­сились не­кото­рые из­ме­нения, но смысл ее ос­та­вал­ся преж­ним.

Текст ны­не действу­ющей во­ен­ной при­сяги ут­вер­жден Фе­деральным за­коном «О во­ин­ской обя­зан­ности и во­ен­ной служ­бе».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.