Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА (тезисы)



4. МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА (тезисы)

 

• Судьи обязаны: ... - фиксировать и объявлять нарушения, допущенные участниками (п.11.7. раздела 1 Правил по ТМ...). При прохождении дистанции командой судьи фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках и указывают на них участникам, а если данная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, требуют ее устранения, вплоть до остановки участника или команды. За невыполнение требований судьи команда может быть снята с дистанции.

• Нарушение - невыполнение требований Положения, Условий... или Правил..., а также требований безопасности. Нарушение считается с того момента, когда оно начало «работать». Например, незамуфтован карабин при пристегивании страховочной веревки к участнику; штраф объявляется участнику в момент отстегивания его самостраховки. Если нарушение объявить раньше, то получится, что судья подсказал еще ничего не нарушившему участнику о необходимости замуфтовать карабин (что может послужить поводом для подачи протеста на необъективное судейство другими командами).

• Формулировки того «что является нарушением» должны быть очень точными. В противном случае участники будут соревноваться не в том, кто лучше технически подготовлен, а в том, кто лучше замаскирует нарушение.

• До прихода на этап первой команды (участника) судьи этапа должны уяснить себе следующие вопросы: что команды (участники) должны сделать на этом этапе; как они это могут сделать; какие нарушения могут быть здесь допущены. Для решения этих вопросов судьи должны обладать достаточным уровнем знаний по технике преодоления препятствий.

• Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается штраф за каждое из них.

• Следить за правильным положением судейской страховки при прохождении дистанции обязаны сами участники. Прикрепление судейской страховки к участнику и снятие ее выполняется под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его, потребовать прикрепления к судейской страховке и проконтролировать его (визуально). При этом никаким штрафом команда не наказывается.

• Нарушения, наказываемые штрафом "снятие" должны, если возможно, фиксироваться не менее, чем двумя судьями. Решение о снятии команды с дистанции принимает главный судья соревнований или заместитель главного судьи на дистанции (по виду).

• Судьи на этапе должны располагаться так, чтобы не мешать участникам работать (в первую очередь), и чтобы они могли контролировать действия участников (во вторую очередь). Иногда выполнить оба эти требования одновременно бывает довольно сложно.

• Если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящими рекомендациями, то они должны оцениваться с точки зрения действующих правил техники движения и страховки в туризме и альпинизме.

• Во многих случаях должно быть логическое (судьями и начальниками дистанции) обоснование тех или иных штрафов и приемов, а не маразматическое их восприятие (потому-что нас так судили 15 или 20 лет назад, я так сказал и т.д.).

• Если нарушение произошло по вине судейской коллегии, то вопрос должен быть решен в пользу участника. В исключительных случаях главный судья может допустить команду к повторному выступлению.

• По Правилам стоимость 1 штрафного балла на дистанциях ТМ равна 30 сек. Но это не логично для дистанций которые проходятся за 60 мин и 10 мин. Если на первой дистанции чаще всего отрыв между командами достигает 4-5 мин, то на второй – 20-40 сек. И соответственно один и тот же штраф в 6 баллов (3 мин) на первой дистанции сдвигает команду на 1-2 места, а на второй на 5-6 мест. Для выравнивания стоимости штрафа на разных дистанциях возможны следующие варианты:

- 1 штрафной балл не фиксированный, а равен 1% от времени прохождения дистанции командой (т.е. чем команда быстрее пройдет дистанцию, тем меньше «стоимость» 1 балла);

- 1 штрафной балл на разных, по времени прохождения, дистанциях имеет разную стоимость. На дистанциях: от 20 мин и больше – 30 сек; 10-20 мин – 15 сек; 5-10 мин – 7,5 сек..

• Одно из самых простых нарушений на соревнованиях - не застегнута муфта карабина в страховочной цепи. К сожалению, судье не всегда видно, застегнута ли муфта. В этом случае можно подойти, взять в руку карабин, не касаясь защелки, посмотреть на муфту. Более грамотно будет: проследить за участниками в момент организации страховки, замуфтовали ли они карабины; запомнить, где находятся незамуфтованные карабины; объявить штраф (в случае, если нарушение не исправлено позднее) когда эта цепь страховки начнет работать. Примерно таким же образом должна происходить фиксация других нарушений.

• Основными нарушениями на соревнованиях являются нарушения в организации и технике страховки. Страховка - комплекс мер и мероприятий, направленных на предотвращение срыва участника или возможных последствий такого срыва. Организация страховки включает: выбор места (как правило, задается организаторами соревнований); выбор приема и технического средства (иногда оговаривается в Условиях...); организацию самостраховки и страховки партнера (полностью на совести участников).

 

• Самые общие принципы организации страховки: один человек - одна веревка; все карабины в цепи страховки должны быть замуфтованы; на страховочной веревке не вытягивают; грузовая и страховочная цепи должны быть полностью независимы; случайно выпущенная из рук веревка не должна улететь; если «стоишь на страховке» - занимайся только страховкой.

• Нагружение судейской страховки, оно же использование судейской страховки в качестве точки опоры. Участник, движущийся на судейской страховке, срывается или не может преодолеть участок рельефа; он кратковременно зависает на судейской страховке, находит точки опоры для рук и ног и движется дальше. Чтобы избежать дальнейших споров «нагрузил - не нагрузил судейскую страховку» надо в момент ее нагружения выпустить полметра, затем зажать веревку и зафиксировать срыв участника с нагружением судейской страховки.

• Перила могут быть не только вертикальными и горизонтальными, но и крутонаклонными и пологими. На крутонаклонные перила распространяются все правила передвижения по вертикальным перилам, а на пологие - по горизонтальным. Перила считаются крутонаклонными, если участник при срыве или во время движения по навесной переправе перемещается к более низко расположенной точке закрепления веревки без дополнительных усилий со своей стороны (самоходом). Во избежание разногласий тип перил должен быть оговорен Условиями.

• Необходимо строго разграничить технические нарушения от невыполнения Условий:

- если на скальной дистанции команда оставит основную веревку, то она наказывается штрафом в 10 баллов;

- если команда не снимет веревку, служащую перилами на навесной переправе, то она снимается с дистанции переправа.

В первом случае техническое нарушение (потеря основной веревки): в Условиях не входит доставить все веревки к финишу. Во втором случае - невыполнение Условий: команда должна натянуть переправу, переправиться и снять ее. Однако, если после снятия перильной веревки команда оставит ее за линией финиша, то ее следует не снимать, а наказать штрафом в 10 баллов, как и в первом случае.

• Момент финиша команды на каждой дистанции должен быть, оговорен Условиями. Однако, если команда выполнила Условия на данной дистанции, то финиш может быть зафиксирован и по просьбе капитана. Например, на скальной дистанции после спуска последнего участника команда не может продернуть сдвоенную веревку (забыли выщелкнуть карабин и др.). Тогда капитан может попросить остановить секундомеры, а команда будет наказана штрафом в 10 баллов за потерю основной веревки (если было связано две веревки, то соответственно 20 баллов и т.д.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.