Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рахманинов. Фортепианное творчество (миниатюры)



Рахманинов. Фортепианное творчество (миниатюры)

Темы к угадайке:

«Пьесы-фантазии» ор.3: № 1. Элегия № 2. Прелюдия cis-moll (+сер., репр., кода) № 4. Полишинель «Музыкальные моменты» ор.16: № 3 си минор № 4 ми минор № 6 До мажор Прелюдии ор.23: № 1 fis-moll № 2 B-dur № 3 d-moll № 4 D-dur № 5 g-moll (+ середина) № 6 Es-dur   Прелюдии ор.32: № 5 G-dur № 10 h-moll (+ середина) № 12 gis-moll (+ середина) Этюды-картины ор.33: № 5 es-moll № 6 Es-dur Этюды-картины ор.39: № 6 a-moll  

 

Рахманинов – один из самых выдающихся пианистовпервой половины 20 века. Его называли пианистом № 1. Отсюда – роль фортепианного жанра в творчестве композитора, новые открытия в возможностях фп техники. Характерна виртуозность, концертность стиля, эмоционализм, которые свойственны музыке Рахманинова и обусловлены виртуозно-концертным стилем его как исполнителя.

Фортепианные жанры,к которым обращается композитор – новая страница в русской музыке. Это и крупные жанры, и фортепианные миниатюры. Из произведений крупной формы можно отметить 4 фортепианных концерта, написанных в разные периоды творчества, и «Рапсодию на тему Паганини», по жанру примыкающую к ним. Это также 2 фортепианные сонаты и 2 цикла вариаций – «Вариации на тему Шопена» (на тему до-минорной прелюдии из ор.28) и «Вариации на тему Корелли» (на тему «Фолии»).

В первые два периода творчества, до отъезда за границу, Рахманинов активно работает и в жанре фортепианной миниатюры(музыкальные моменты, прелюдии, этюды-картины и др.). Первые пьесы, объединенные в ор.3, он назвал «Пьесами-фантазиями». Они написаны еще в консерваторские годы и сразу принесли композитору известность. Следующими опусами были «Салонные пьесы» ор.10 и «Музыкальные моменты» ор.16, замыкающие ранний период творчества. В центральный период творчества композитор создал 2 сборника прелюдий - ор.23 и 32 и 2 сборника этюдов-картин – ор.33 и 39.

Жанр фортепианной пьесы-миниатюры характерен для романтизма.  В музыке 19 века он воплотился в  творчестве Шопена, многие произведения которого переросли границы миниатюры (напр., скерцо Шопена, «Колыбельная». «Баркарола», «Фантазия-экспромт», «Полонез-фантазия» и многие другие полонезы); развернутые фортепианные миниатюры есть и в творчестве Шумана (напр., «Фант.пьесы»).

Рахманинов продолжает именно эту традицию. Его фортепианные пьесы - это развернутые и масштабные композиции,лишь условно их можно назвать миниатюрами. Для них характерны черты симфонического развития. Симфонизация формы  романтической миниатюры получает кульминационное воплощение именно в творчестве Рахманинова.

Интересно сравнить прелюдии Скрябина и Рахманинова, написанные в один исторический период. Миниатюрность жанра, тонко поэтические прелюдии Скрябина - с одной стороны, и масштабные, грандиозные по форме изложения  - у Рахманинова.

В ранних опусах (ор.3 и 10) ощущается близость к стилистике Чайковского, связь с бытовыми жанрами (лирическими – в ор.3: Элегия, Мелодия, танцевальными – в ор.10), а также влияние кучкистов, Шумана и Шопена. Почти все произведения этих опусов программны (обобщенная программность).

Первый сборник фортепианных пьес – «Пьесы-фантазии» ор.3 (1892 год).Цикл насыщен жанровыми контрастами. Лирические пьесы (Элегия, Мелодия, Серенада) чередуются с драматической прелюдией cis-moll и гротескной пьесой Полишинель.

Уже в этих ранних произведениях складываются черты фортепианного стиля композитора. Напр., в Элегии - широкий мелос, обертоновая «поющая» фактура. Явно ощущается влияние Шопена и Чайковского. Это ноктюрновая фигурация, но при этом - более глубокая, массивная, нежели у Шопена. Ощущается и рахманиновская «колокольная» гулкость. В мелодике – много опеваний. Кульминация – волновая, ее  лирическая экспрессия сравнима со стилем Чайковского.

Полишинель. Полишинель - шут, паяц. Композиция состоит из контрастных образов-антитез. Кр.разделы – гротесковое скерцо, а в ср.р. появляется лирический тематизм (// с серединой прелюдии соль минор, ор.23). Это как бы подлинная характеристика Полишинеля, шут без маски.

Графичностью стиля, острым гротеском Полишинель предвосхищает поздние фортепианные пьесы Рахманинова.

6 Музыкальных моментов ор.16написаны в 1896 г.. Впервые этот жанр появился у Шуберта и предназначался для домашнего музицирования (бидермайер). Рахманинов полностью его переосмысливает. У него это – концертные виртуозные пьесы. Их стиль – типично рахманиновский: монументальный, с размахом изложения и глубиной мысли, крупным штрихом, масштабностью форм.

Ор.16 можно назвать единым циклом со сквозным музыкально-драматургическим развитием. Пьесы чередуются по принципу темпового и образного контраста. Это контраст драматических и лирически-светлых, трагедийно-эпических и праздничных, ликующих образов. Сочетание сдержанности, углубленности высказывания и интимной исповеди, характерное для стиля композитора, появляется в ММ № 1 и № 3 (b-moll и h-moll). Такие образы станут сквозными в творчестве Рахманинова – в ораториально-симфонических жанрах, в концертах.

ММ № 4, e-moll, вновь вызывает аналогии с творчеством Шопена, с «Революционным этюдом» c-moll. Об этом говорят вздымающиеся волны сопровождения, ораторская, декламационная мелодия и мятежный, протестующий пафос.

Финал цикла - ММ № 6, C-dur. Это светло-ликующий апофеоз, предвосхищающий коды рахманиновских концертов. Характерна и приподнятость чувства, романтическое «жадное стремление жить удесятеренной жизнью» (Блок). Этот дифирамб, гимн жизни звучит «с рвущейся через край радостью» (Лосев о романтизме). У Рахманинова подобные образы появятся затем в э-к Es, прелюдии В, романсе «Весенние воды». Эти образы у него – как бы вестники нового мира.

Декламация мелодии напоминает приподнятую ораторскую речь. Основа ее - трихордовые интонации (кучка) с пентатоновым звучанием, фанфарность звучания, подобная трубному гласу – важнейшему символу эпохи. Этот глас прорезает почти оркестровую толщу звуков. Фактура отличается оркестральной мощью, что характерно для рахманиновского исполнительского стиля, многослойностью:

1 пласт – мелодия, изложенная (утолщенная) аккордами;

2 пласт – бас, словно гудящий набат, ритмически организующий эту стихию звуков (проявляется волевое начало рахманиновского ритма);

3 пласт – фигурация в среднем голосе, символ весеннего бурления. В этом бушующем потоке выделяется свой тематический элемент: хроматическое опевание V ступени, звучащее как сжатая пружина и также динамизирующая муз.ткань.

При всей масштабности композиции форма здесь – простая 3-частная с динамизированной репризой (середина – развивающая, нач.с Es). Это также станет типичной приметой стиля (напр., вся 2 часть Второго концерта написана в этой форме).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.