|
|||
Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детейРазвитие певческого голоса и навыков народного пения у детей Тема моего билета: развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей. Приступая к обучению детей на основе музыкального фольклора, преподаватель должен ясно представлять сущность этой самобытной системы. Музыкальной фольклор – это традиционное народное музыкальное творчество, которое своими корнями уходит в глубину веков. Вне традиции фольклора нет и быть не может. Фольклор формирует мировоззрение ребёнка, помогает в личностном росте, прививает любовь к родной земле, воспитывает уважение к старшему поколению и к своим сверстникам. Именно поэтому музыкальный фольклор должен стать неотъемлемой частью образа жизни ребёнка. Крайне важно в начале пути влюбить и увлечь ребенка в то чем он будет заниматься. Певческое воспитание включает два понятия: - непосредственно воспитание певца, как музыканта; - воспитание личности. На раннем этапе обучение ребенка накладывает на педагога особую ответственность, так как он работает неокрепшим организмом, который претерпевает изменение. Голосовой аппарат тоже меняется. Увеличивается длина, ширина, толщина голосовых складок, объем легких. Голос ребенка непрерывно изменяется во всех своих качествах: по звуковысоте, силе, диапазону, продолжительности звучания и в регистрах. Изменения носят скачкообразный характер. Развивая детский голос, важно сохранить его природное качество, а также физическое здоровье голосового аппарата. Следовательно, стоит не форсировать звук и сконцентрировать внимание на правильных речевых навыках. В возрасте 6-7 лет голоса у девочек и мальчиков в основном однородны. Из-за малой емкости лёгких и слабости дыхательных мышц происходит неполное смыкание голосовой щели. Голоса звучат слабо, как правило, на головном резонирование. Диапазон ограничен звуками РЕ1-ДО2. Наиболее удобные звуки МИ1-ЛЯ1. К 8 годам начинает формироваться смешанное звучание. Задача учителя – укрепление микста упражнениями. Если у ребенка микст уже сформирован, то стоит начать пение с него. При развитии грудного резонирования главное – соблюдать наличие высокой певческой позиции. Учитель должен контролировать правильное положение корпуса тела ученика, от этого зависит правильность работы внутренних частей голосового аппарата. От навыков певческого дыхания зависит качество звука, его сила, длительность, интонационная чистота; в коллективном пении – строй, хоровая звучность. Навыки певческого дыхания должны быть усвоены в детстве. Механизм дыхания можно представить в общих чертах так: при вдохе диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперёд. Выдох регулируется брюшным прессом. Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления и плотности смыкания голосовых связок. Подсвязочное давление регулируется работой дыхательного аппарата. Под опорой понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления. Продолжительная и эластичная опора поддерживается при диафрагмальном типе дыхания. Переизбыток подсвязочного давления приводит к форсировке звука, как следствие – заболевание голоса, а иногда и к временной его потере. В первое время преподаватель обращает внимание детей на то, куда надо брать дыхание, то в последующий момент внимание его фокусируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его и обеспечивая длительное и плавное звучание. Ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и, вбирая воздух одновременно через нос и рот, стараться в момент выдоха представить давление воздушного столба вниз (на диафрагму) и ощутить тяжесть в животе. Механизм дыхания, постепенно закрепляясь в сознание ребенка, переходит в привычные навыки. Голосовой аппарат состоит из трёх отделов: органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели, гортани, где помещаются голосовые складки, и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями. В систему полостей входит глоточная, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Ротовой и глоточный резонансы благодаря работе артикуляционного аппарата, состоящего из языка, губ и мягкого нёба. Тембр звука изменяется за счет резонансных полостей. Певческий звук возникает в результате колебания голосовых складок, усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов. Голосовые складки являются источником звука. Их величина определяет тип голоса. Лёгкий «зевок» взывает свободное состояние глотки и приподнятое положение мягкого нёба. «Зевок» надо научится фиксировать и сохранять на протяжение всего пения. О нем следует напоминать детям постоянно, пока он не станет рефлекторным. Вырабатывать правильный механизм голосообразования следует на динамике меццо-форте, поскольку начинающим легче соблюдать опору звука именно в этом динамическом режиме. К атаке звука следует подходить осторожно. Мягкая атака является постоянной манерой начала звукоизвлечения, а твердая и предыхательная применяется только в особых случаях. Для передачи соответствующего музыкального характера. Если следовать методу Глинки, то развивать певческие навыки лучше с примарного тона. Где голос звучит наиболее естественно. Глинка объяснял свой подход следующим образом: «надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущиеся), ибо усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки». Фактически, и в современной музыкальной педагогике используется именно этот принцип, когда развитие детского голоса начинается с примарной зоны и к ней постепенно подключаются края диапазона, расширяются его границы. Такая «стратегическая» линия позволяет, начиная в 1-м классе с диапазона ми1 – си1, к 4-5-му классу уверенно работать в дипазоне ля – фа2. Между тем в концентрическом методе Глинки содержится еще один методический акцент, на который не всегда обращают внимание. Если проанализировать упражнения «Школы», то становится очевидным концентричность в более узком - тактическом смысле: первое упражнение – это выдержанные звуки гаммы; второе – мягкое, «обволакивающее» опевание каждого тона; третье – легатное исполнение терции; четвертое – заполнение терцового хода мелкими проходящими длительностями; пятое – ход на кварту; шестое – заполнение мелкими длительностями теперь уже квартового хода и так далее. То есть концентричность присутствует на каждом занятии и реализуется во все более и более расширяющемся интервальном диапазоне каждого следующего упражнения. Голосовые связки подчиняются действию единых «мышечных законов» . Обычные звуки для высоких голосов (9-10 лет) СИ бемоль1 - ДО2; для альтов ФА1 – ЛЯ бемоль 1. Детские голоса, также как и взрослые, имеют головной и грудной регистры. Соединение регистров придает голосу акустическую объемность, полноценность. Методы сглаживания регистров для детей те же, что и для взрослых. Сглаженность регистровых переходов обеспечивает ровность голоса на всем его диапазоне, расширяет диапазон и является условием кантеленного пения. Чтобы оно было кантиленным следует переносить согласные, находящиеся в конце слога, в начало следующего. Согласные выговариваются четко и быстро. Соблюдение правильности словесных и логических ударений и правил соединения слов в предложения придаст пению осмысленность. В этом и заключается специфика народной манеры пения. Народный певец мыслит в пении по особенному - словом. У детей нередко вялый артикуляционный аппарат. Его следует развивать с помощью упражнений и скороговорок. Так же необходимо соблюдать старинные и диалектные формы речи. Детская вокальная педагогика отличается от взрослой лишь практическими приемами, формами и методикой обучения. Принципы вокального искусства для всех едины. В обучающем процессе большую роль играют личные показы учителя приемов голосообразования и звучания. Ребенок, подражая учителю, быстро схватывает манеру и способ голосообразования. Другим методом привития певческих навыков служит словесное объяснение педагога. Оно должно быть понятным и образным. Оба метода нужно чередовать дополняя один другим. Метод индивидуального подхода – определяется своеобразием каждой конкретной личности: способностями, типом темперамента, поведения. Так же должны учитываться интересы каждого ребенка, особенности психического развития, условия воспитания в семье. Так же необходимо использовать метод последовательности – прежде чем начинать исполнять произведение, должны овладеть правильным певческим дыханием, звукоизвлечением, далее начать проговаривать текст, потом на одном звуке, можно дать часть из песни в виде распевки.
|
|||
|