|
|||
А.П. Платонов. ВОЗВРАЩЕНИЕ. Вариант 1Стр 1 из 2Следующая ⇒ А.П. Платонов ВОЗВРАЩЕНИЕ Вариант 1 В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала. Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками — они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме. Пока он сидел, вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя праздничное угощение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку: стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и скучали по нем. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома — тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в котором, однако, не было запаха родного дома. Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью. Что она делает сейчас и как устроилась жить по-граждански, Маша — дочь пространщика? Бог с ней... Иванов видел, что более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать и что не надо и как надо делать правильно. Настя покорно слушалась Петрушку и уже не боялась отца, как чужого человека; у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась на Петрушку. — Настька, опорожни кружку от картошечной шкурки, мне посуда нужна... Настя послушно освободила кружку и вымыла ее. Мать меж тем поспешно готовила пирог- скородум, замешанный без дрожжей, чтобы посадить его в печку, в которой Петрушка уже разжег огонь. — Поворачивайся, мать, поворачивайся живее! — командовал Петрушка. — Ты видишь, у меня печь наготове. Привыкла копаться, стахановка! — Сейчас, Петруша, я сейчас, — послушно говорила мать. — Я изюму положу, и все, отец ведь давно, наверно, не кушал изюма. Я давно изюм берегу. — Он ел его, — сказал Петрушка. — Нашему войску изюм тоже дают. Наши бойцы, гляди, какие мордастые ходят, они харчи едят... Настька, чего ты села — в гости, что ль, пришла? Чисть картошку, к обеду жарить будем на сковородке... Одним пирогом семью не укормишь!
В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное произведение. В2. О событиях какой войны рассказывается в произведении? ВЗ. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «морщины усталости». В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «вновь знакомясь с каждым <предметом>, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности»? В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «незнакомая заросшая дорога», «тревожная жизнь». В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей. В7. Как называется изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения: «Иванов рассматривал все предметы дома по порядку: стенные часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую кухонную печь...»? С1. С помощью каких изобразительных средств автор передает чувства героя в этом фрагменте и какие именно чувства? С2. Какие еще рассказы об историческом событии, изображенном в этом произведении, вам известны? Что их объединяет с рассказом «Возвращение»? СЗ. Раскройте смысл названия рассказа.
|
|||
|