Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнения



 

Программа

«Осознанное пение»

Практический курс по вокалу для стремящихся

осознать механизмы пения

 

Вселенная живет по точным и сакральным (тайным) для человека законам. Один из законов гласит: «Как наверху, так и внизу». Не секрет, что Вселенная существует по законам гармонии. Так и здесь, на Земле, музыка также им подчиняется.

В консерваторском курсе теоретических дисциплин вы найдете предмет с аналогичным названием – гармония. Что касается Вокала, а именно о нем пойдет речь, результатом грамотной постановки голоса будут его свободное, непринужденное гармоничное звучание.

Вопрос: как добиться настолько слаженной работы голосового аппарата? Думаю, логичным ответом будет узнать то, как он работает.

Большая часть человечества непринужденно использует возможности голосового аппарата на 50% , только как речевой. Но каждому из нас, хотя бы раз, приходила в голову мысль, что голос – это божественный дар (когда мы слышали великолепное пение). Исполнители, певец или певица, демонстрировали нам другие 50 %, которые в потенциале имеет любой из нас.

Здесь отмечу, что если бы вы знали механизмы работы певческого голоса, то заметили, глядя на профессионала, что он действует осознанно. Помните:  «Как наверху, так и внизу».     То есть, какие конкретные задачи центральная нервная система (ЦНС) поставила, так певческий аппарат и срабатывает. В нашем случае профессионально или нет.

Сформулирую тезис: «При пении вы демонстрируете знания или их отсутствие».

Надеюсь, вас это не испугало, и я продолжу.

Сколько бы вы ни прочитали самостоятельно литературы о постановке певческого голоса, теоретически научиться петь невозможно. Еще не зафиксировано ни одного случая в мировой практике, чтобы человек профессионально запел, имея теоретические знания по вокалу.

На моих семинарах в группах стремящиеся (я именно так их называю) получают знания на практике. Поэтому моя авторская программа называется так: “Практический курс по вокалу для стремящихся осознать механизмы пения”.

Курс имеет разделы:

1. Из истории  русского вокального искусства.

2. Звук. Его физическая составляющая.

3. Певческий аппарат.

4. Физиология, акустика певческого голоса.

5. Дыхание в пении. Типы дыхания. Упражнения на дыхание.

6. Кантиленное пение и понятие “bel canto”.

7. Атака звука.

8. Речевой аппарат, артикуляция.

9. О выразительности в пении.

10. Мистика звука.

Конечно, из всех разделов особое внимание вы обратили на последний: мистика звука. Если вы хотите узнать на этот счет больше, прочитайте книгу Хазрат Инайят Хана, которая так и называется – «Мистицизм звука». Очень любопытное издание, но, подчеркну, пока сами не запоёте, не оцените по достоинству.

Остальные разделы не менее интересны, и вы услышите о каждом из них на встречах со мной в рамках программ проходящего здесь, в Туапсе, фестиваля «Ковчег-2010». Встречи будут проходить в форме тренинга, что сделает возможным применять мой курс практически, адаптируя для собравшейся здесь аудитории.

Надеюсь на совместное творчество, гибкость мысли, динамизм реакции, фантазию (то же что мечта), смелость «оторваться» от обыденности и запеть, и даже на ваше чувство юмора.

Центральная тема авторской программы «Пять золотых правил для начинающих певцов».

Для сравнения приведу пример: профессионал (солист) пользуется этими пятью базовыми правилами с такой же легкостью, как японец палочками при трапезе. И первый, и второй благодаря освоенным механизмам получают от процесса огромное удовольствие.

Так вот, правило №1.

(Московская школа института им. Гнесиных, класс Натальи Франковской -> Ольги  Захаровой -> Юлии Плюсниной)

Высокая певческая позиция, либо высокий головной тон (упрощенно «точка» в области головного резонатора). Сродни «каналу» по которому протекает звук. Непопадание в этот «канал» ведет к фальши.

Как определить, что механизм попадания сработал? Через собственный слух. Если заданный тон, например, нота «ля» первой октавы (а¹) = 440 Гц ,(общепризнанный мировой камертон), звучит у Вас так же высоко, присутствует  яркая индивидуальная окраска (обертоны). Значит «точка» сработала. Этого результата мы можем достичь только при выполнении следующего условия.

Правило №2.

Певческое дыхание. Его еще называют парадоксальным. Почему? Ответ: все наоборот. В жизни, формируя речевую фразу, вы бездумно вдыхаете перед началом ее произнесения, а когда говорите, «спускайте» набранный воздух из легких. При такой работе дыхательного аппарата, вам при пении не соединить даже двух нот в медленном темпе! Факт. Поэтому певцы осознанно применяют дыхание с точностью да наоборот.

На заметку: наша школа (московская) советует вдыхать воздух в процессе пения через нос. Таким образом, подключаются мышцы грудной и брюшной областей, которые открывают глубокое (самое полноценное) певческое дыхание.

Тезис: пища, попав в рот, движется по пищеводу в желудок (не дай бог, звук), воздух – по трахее, бронхам в легкие. Итак, рот – для пищи, нос – для подготовки дыхания к пению.

Механика певческого вдоха и распределения его на музыкальную фразу: вдох носом, притянуть к переносью, (предполагаемая «точка»), одновременно открыть диафрагму, словно вы – шар, и без промедления атаковать звук. При этом, произнесенная буква, (звук, слово), протекает на вдохе через «точку». Как по «каналу». Пока вы не произвели всю фразу ровно по звучанию (плавно, без рывков), обертонам и высоте тона.

В этот момент самое парадоксальное то, что вы поете не на выдохе, а на продолжающемся вдохе, потому что важно создать процесс сопротивления. Диафрагма при глубоком вдохе опускается, при выдохе поднимется. При пении удерживание диафрагмы в самой нижней позиции - это показатель наличия навыка певческого дыхания. Чтобы удерживать дыхание, подключают мышцы брюшной полости. Тезис: музыкальная фраза развивается, движется вперед, а дыхание, благодаря усилиям диафрагмальной мышцы, движется вниз.

Чтобы оказать знак поддержки вашим усилиям, сообщаю, что на каждое правило в тренинге существуют практические упражнения. Они довольно простые, и даже доступны детям.

Упражнения

1. Для нахождения «точки» в резонаторной части. Вспомните аромат розы и притяните его, вдыхая носом, фокусируя свое внимание на точке чуть выше переносицы (для остроты ощущений можете использовать настоящий цветок).

2. «Буратиний нос». Оденьте мысленно на себя нос Буратино и с приготовленной «точки» произнесите букву «м». Вытяните так же мысленно свой нос, словно он удлиняется как конус. Если буква движется по «коридору», вами заготовленному, вперед – все верно!

3. «Ежик». Для выработки глубокого дыхания. Как дышит еж, когда выискивает гриб? Очень быстро вдыхая и выдыхая. Или собачка, когда желает охладить свой язык? При выполнении обратите внимание, как при вдохе хорошо срабатывает брюшная полость, двигает толчком наружу, так она открывает дополнительное пространство дыхательного столба.

4. Открытый и готовый «распереться» изнутри вдох отлично сработает, если вы потренируете его с помощью упражнения «горячая картошка». Печеную картошку (мысленно) вынимаем из костра и забрасываем в рот. Вдох! Естественно, чтобы не обжечься, распахиваем рот, глотку и «застываем» на мгновение, чтобы почувствовать, как дыхательный столб открылся. Затем делаем выдох, как можно более медленный, удерживая состояние «открытого тела» при полном, глубоком вдохе.

 

Правило №3.

Для всех тех, кто сумел дойти до этого пункта: вы молодцы, что освоили правила 1, 2, но это вас не спасет! Вам предстоит преодолеть страх при общении (по Станиславскому) с четвертой, невидимой, стеной. Как вам задачка? Мы предполагаем, когда поем в наших классах, что делаем это для публики. Для этого мы должны выработать навык пения. Вперед на максимальное расстояние, какое только способны представить (я не мелочилась, сразу давала себе установку, что пою для Африки, правда, дальше собственного носа звук не шел).

Упражнение «Каньон». Выполнять с партнером. Воображаем: огромная расщелина в горах, внизу бурная река с перекатами, мы по одну сторону, нам надо договориться с проводником о переходе на другую сторону, на которой он. Река сильно шумит, а расстояние настолько велико, что мы, когда говорим, не слышим собственного голоса. Спасают быстрые, короткие реплики, которые нужно послать как можно дальше, чтобы звук перелетел через шумовую преграду. Вместо слов используем звукосочетание «ЗУ!». Первый номер начинает, второй отвечает. Для усиления эффекта направленности звука, я в тренингах предлагаю стремящимся выбрасывать вперед руку. Это помогает физически почувствовать направление и скорость звука.

Правило №4.

Развитие музыкального слуха. Я так слышу (говорит ученик). Насколько адекватно стремящийся с неразвитым слухом слышит только то, что он, вообще, способен услышать? Чаще то, что он слышит внутренним слухом, совсем не совпадает с тем, что он воспроизводит «наружу».

Если мы проводим эксперимент с записью певческого голоса на звукозаписывающее устройство, почти каждый признается, что он либо не узнает свой голос, либо слышит его иначе. Есть, конечно, объективные причины такого положения дел, например, искажение в связи с несовершенством техники (записывающей, воспроизводящей). Но все же, даже самые простые виды технического оборудования способны зафиксировать и транслировать самое, для певца, главное. Это Голос, воспроизводящий звук с помощью высокой позиции! Только тогда он звучит легко. Его индивидуальность слышна, так как голос окрашен обертонально (с присущей именно этому голосу, окраской).

Возникает, следовательно, вопрос: как начинающий вокалист может правильно координировать слаженность между работой голоса и слуха?

Не огорчайтесь, почти никак.

Здесь вступает в силу еще один Вселенский закон: Есть на духовном пути стремящегося такие «трудные участки», которые преодолеть без помощи наставника он не может.

Что происходит в результате со слухом начинающего певца? При профессиональном подходе к делу и взаимодействии учитель – ученик педагог развивает слуховые ощущения последнего. Он воспитывает (прививает) вкус ученика к звучанию собственного голоса. Упражняясь повседневно, либо не меньше двух раз в неделю (индивидуальные уроки), ученик следует указаниям учителя. Обычно, при точном выполнении одних и тех же вокальных упражнений можно добиться очень хороших результатов. Голос становиться гибче, приобретает певческие характеристики: точно интонирует, держит высокий тона на певческом дыхании, ровный, способен передавать нюансы, мы слышим его индивидуальность, имеет высокую певческую форманту (полетность).

Есть масса сборников с вокальными упражнениями (например, тетрадь упражнение Полины Виардо, упражнения Энрико Карузо), но без учителя это красивые манускрипты для ученика. Вот почему идут многие, а добиваются единицы. Если хотите, выражение «Я пою» аналог «Я лечу». Классика заставляет нас «летать» довольно высоко, недаром, это слово переводиться как «образец». Добавлю, что в своей педагогической практике я развиваю вкус ученика, начиная с того участка, который от природы звучит совершенно естественно.

Этот участок может быть совсем не большой – 2, 3, 4, 5 звуков. Но требуя высокого тона этого свободного участка, постепенно расширяю и выравниваю весь диапазон. Терпение и труд (так говорит мой наставник) сотворят великие чудеса

Правило №5.

Воля (то же, что желание). Это самое сложное правило для реализации в рамках программы по осознанному пению. Если мы проанализируем все предыдущие правила, то станет ясно, что без воли (желания), мы, вообще, их в пении реализовать не сможем (здесь сделаю отступление и сообщу причину). Последнее, пятое правило сложнее применять, так как термин воля из области психологии,  на мой взгляд, даже эзотерики. Я провожу групповые занятия в городе Перми, на которых оговаривалось, что предлагаемая мной программа «Осознанное пение» необычна, и от общеизвестной постановки певческого голоса сильно отличается. Она родилась на «стыке» двух областей: вокального искусства и эзотерического знания. И это не просто, на первый взгляд для понимания. Изучая механизмы пения, мы одновременно притягиваем к себе энергии (это практический курс), проявление которых ранее, было нам не свойственно.

Поверьте, это отличают все, испытавшие на себе стремящиеся, кто участвовал в тренингах. Так мы приходим опытным путем к осознанию того, как работает наше тело Света - Мер-ка-ба. (Подробнее у Д. Мельхиседека в «Цветке жизни»).

Вернусь к пятому правилу. Воля – это рычаг, который срабатывает благодаря волевому импульсу: преобразовать, изменить, то есть произвести что-то самому. (Что же, весело, что это нам дано в ощущениях). Я так выразилась, потому что сдвиг от «не было» до «получилось» требует титанических трудозатрат. Этот сдвиг мы можем на себе ощутить в, так называемых, «пограничных состояниях». (Психологи поймут меня абсолютно). Проще? Человек в момент рождения музыкальной фразы так напряг свою волю, что вся психофизика сработала на глобальный сдвиг в сознании певца, и результатом гармоничной работы пяти правил – «получилось!». Ощущения у каждого будут разные, но результат один – красивый вокал и четкое представление, как я этого достиг (убеждение, до конца мы никогда не поймем, что это дар такой, божественный, – наш голос). Однако, пять рычагов управления я для вас обозначила. Как теперь вы поступите с этим знанием, вам решать. В заключении о пятом правиле скажу, именно при его реализации формируется у певца навык направлять поток воздуха, облеченного в звук, в зрительный зал. Так формируется очень ценное качество Вашего голоса – его полетность (об этом смотри в правиле №4).

Вокалисты профессионально говорят о высокой певческой форманте. Этим качеством обладали все великие певцы Мира во все времена. Пользуясь возможностью быть услышанной, я упомяну здесь имя Антонины Неждановой (1873 – 1950). Великолепное колоратурное сопрано, путь которой, и то, как она преодолевала испытания на своем творческом и жизненном пути, всегда поддерживали меня в минуты испытаний.

В заключение, поделюсь информацией о чем еще будет речь на моих семинарах. Вокал + эзотерика – это цифра 1. Под вторым номером речь идет о здоровье! Поймите как это важно, особенно для вокалиста. Энергии, которые срабатывают, и энергопоток, который, вырабатывается, должны быть чистыми. Больные органы дыхания, звуковоспроизведения и особенно ЦНС (негативные мысли), заражают все, на своем пути (перенастраивают, меняя предыдущие настройки). Ты спел и весь зал, вся аудитория фиксирует душевный подъем, либо уныние. Здоровье дает нам силы проявлять и транслировать свои достижения, в том числе и победу над собственной инертностью. Наличие аудитории в зале подстегивает проявлять особенно талантливый подход к делу. И это есть сотворчество для каждого певца. Результатом моих семинаров являются общие 1,5 часовые концерты всех моих групп. Это интересно, потому что есть возможность в сравнении оценить свою ступень или уровень, на котором находишься . А особенно, порадоваться за успехи «продвинутых». Среди моих учеников есть Лауреаты Международного и Всероссийского конкурсов. Цифра 3 это питание и физические упражнения. Чистым питанием я называю то, что выращено собственными руками на приусадебном участке, в экологическом районе. У нас в Перми это проблема. Есть и определенный режим питания по совместимости продуктов и времени их употребления (подробнее М. В. Оганян «Золотые правила» натуропатии). Энергопотоки системы чакр в балансе помогают содержать пять упражнений тибетских монахов, под общеизвестным народным названием «Звездочка». Эти упражнения адаптированы даже для детей. Попробуйте их практически, вы будете в восторге. Мышцы, и, конечно, само тело «скажет» Вам: «Спасибо!». Важное условие для стремящихся – знания накапливаются, обрабатываются и через упражнения реализовываются, ежедневно совершенствуя Вас. Часто мой Ангел подкидывает мне мысль: Ты на пути. На этой дороге могут быть провалы и неровности. Смотри на главное – линию горизонта. Высоких вам Горизонтов!

Пишите в Контакт Юлии Плюсниной.

Плюснина Юлия Ивановна – профессиональная певица. Преподаватель по вокалу и тренингам личностного роста.

г. Пермь.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.