Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ



ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Система профориентационной работы в системе образования, в идеале, должна носить комплексный и многоступенчатый характер, «сопровождать» человека в ходе профессионального становления и обучения. Поэтому, начинать профориентационную работу необходимо еще в момент обучения человека в школе. Заканчивать ее никогда не поздно (не мало взрослых людей обращается за профориентацией ), но целенаправленное сопровождение логично завершать на этапе окончания суза профориентационной помощью в процессе трудоустройства или дальнейшего обучения в вузе.

Активизирующий подход. Цель данного подхода – сформировать у человека установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем. Формат проведения: тесты, игры, обсуждения и т.п. Особенно эффективен на начальных этапах работы, так как создает положительную мотивацию к прохождению дальнейших профориентационных процедур.
Диагностико-консультационный подход. Включает в себя проведение психологического тестирования и консультацию по полученным результатам. Может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Основная цель – выявить профессиональную направленность человека на основе объективных тестовых данных, и в процессе консультации решить основной профориентационный запрос человека с использованием полученной информации. В качестве дополнительного результата в рамках данного подхода можно диагностировать выраженность тех или иных компетенций, профессионально важных в рамках получаемой профессии.
Развивающий подход. Включает в себя проведение тренингов, решающих различные профориентационные вопросы, а также развитие различных навыков и качеств, которые могут быть полезны в будущей профессиональной жизни (например, умение проходить собеседование). Особенно эффективен после проведения диагностики и консультации для реализации и закрепления полученных результатов, а также развития необходимых компетенций в процессе обучения.
Информационный подход. Состоит в проведении различных информационных мероприятий (лекции по планированию карьеры, презентации компаний, информирование о тенденциях на рынке труда, ярмарки вакансий и т.п.). Основной смысл – кратко, но информационно освещать как общие тенденции на рынке труда, так и ситуацию с получаемыми студентами профессиями – где и кем они могут работать в современных реалиях.

Интегрируя вышесказанное, можно предложить следующую схему профориентационной работы, направленную на конкретную помощь студентам и выпускникам средне-специальных образовательных учреждений в плане помощи в выборе сферы трудоустройства. В данной схеме необходимо выделить два наиболее важных аспекта:

Организационный аспект. Предложенная нами процедура не универсальна, поэтому организация проведения того или иного тематического блока зависит в основном от обстоятельств и потребностей конкретного учебного заведения. Например, работа с учащимися может начинаться не с проведения тестирования, а с информационных лекций как формирующих интерес и понимание необходимости самой профориентации, карьерного консультирования и т.д.
Содержательный аспект. Выбор того или иного инструментария для проведения профориентаций зависит от специалиста, уровня его квалификации, опыта и приверженности к тому или иному инструменту. При выборе важно опираться на такие показатели инструмента, как его надежность, валидность, достоверность и способность решать поставленную задачу – т.е. соответствие запросу современности и людей, приходящий на профориентацию.

 


Схема профориентационной работы со студентами и выпускниками.

 

Протокол №1:

Название методики:1.Определение профессионального личностного типа.

2.Опросник профессиональных предпочтений.

3.Опросник профессиональных склонностей Йовайши.

Обследуемый:А.П. пол: мужской возраст:17 лет.

Дата и время проведения:26.02.2013; 15:20

Бланк ответа:прилаается отдельно

Цель:определение профессионально личностного типа, профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей.

Процедура проведения:На компьютере, испытуемому предлагается для выполнения ряд заданий.

Инструкция:Читать задание и выполнять.

Интерпретация результатов:Дифференцированность интересов личности слабая, рекомендуется консультативная работа для определения профессиональных предпочтений. Преобладающие типы: предприимчивый: избирает цели, которые позволяют проявить энергию, импульсивность, Не нравится практический труд, а также занятия требующие усидчивости и интеллектуальных усилий. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые профессии: артист, журналист, телеоператор, директор, заведующий, дипломат.

На втором месте преобладающий тип – конвенциальный. Характерно этому типу предпочитает четко структурированную деятельность, характер стереотипный, практичный, не любит смену деятельности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

На третьем месте преобладающий тип – социальный. Обладает социальным умением, стремиться поучать и воспитывать, гуманен, умеет общаться, эмоционален, при решении проблем опирается на чувства. Рекомендуются профессии: учитель, врач, психолог.

Ваши профессиональные склонности не ярко выражены. Возможно, вам следует больше узнать о мире профессий, чтобы сделать правильный выбор.

Выводы:Код профессионального личностного типа – ПКС (предприимчивый. Конвенциальный, социальный типы). Профессиональные предпочтения: работа с техникой, с людьми, неживой природой. Низкие показатели относительно живой природы.По опроснику профессиональных склонностей ярко выраженных профессиональных склонностей не выявлено. Средне выраженные: работа с людьми, планово-экономическая деятельность, слабо выраженные: склонность к исследовательской и практической деятельности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.