Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Профессиональные предпочтения выпускников 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт-Петербурга и потребности рынка труда



Профессиональные предпочтения выпускников 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт-Петербурга и потребности рынка труда

Оставлен admin пн, 10/17/2011 - 14:37

В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою, соответствующую личным потребностям, способностям и физиологическим возможностям с одной стороны, и отвечающую требованиям рынка труда, с другой стороны, достаточно сложно.

Надо отметить, что выпускникам общеобразовательных учебных заведений непросто сориентироваться на рынке образовательных услуг и труда Санкт – Петербурга: появляются новые учебные заведения и образовательные программы, изменяются условия поступления и обучения в учебных заведениях. В то же время появляются новые профессии и специальности, о которых молодежь недостаточно информирована.

Анализ работы с молодежью, выходящей на рынок труда, свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодежи. Одна из них – несоответствие между потребностями рынка труда с одной стороны и профессиональными предпочтениями молодёжи с другой стороны.

В настоящее время центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально - квалификационном разрезе. В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессий квалифицированных рабочих. По данным Комитета по труду и занятости населения Санкт – Петербурга в 2009-2010 гг. среди общего количества свободных рабочих мест преобладали вакансии по рабочим профессиям и специальностям – 65,6 %, а вакансии для инженерно-технических работников и служащих составляли 34,4 % от общего числа банка данных. В это же время количество выпускников общеобразовательных учебных заведений, выбирающих для обучения рабочие профессии, ничтожно мало.

Сегодня мы обратимся к результатам опроса сформированности профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт – Петербурга - 2011, который ежегодно проводит ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодёжи «ВЕКТОР». Проанализируем профессиональные предпочтения учащихся 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга, обратившись к результатам их ответов на вопросы «Сделали ли Вы выбор своей будущей профессии?» и «В какой отрасли экономики Вы хотели бы работать в будущем?»

Прежде всего, обратимся к вопросу о выборе будущей профессии. Так, большинство 11-ти классников (43,1 %) выбрали профессию. 33,3 % имеют несколько вариантов выбора профессии и 32,5 % респондентов не знают, какой профессии хотели бы обучаться, и это - довольно тревожный показатель. Ведь более, чем у трети части выпускников велика вероятность сделать выбор профессии неосознанно, в последний момент.

Оценивая список профессий, которые были озвучены респондентами в качестве выбранных для обучения после окончания школы, отметим, что первое место в нём занимает IT - специалист (11,8 %). Нужно отметить, что популярность IT - специалистов среди выпускников школ обусловлена интенсивным развитием сферы информационных технологий. Выпускники, выбравшие эту профессию, без работы в ближайшем будущем не останутся, так как многими специалистами прогнозируется устойчивый рост этой отрасли в ближайшие годы.

Второе место было отдано профессии дизайнер (7,1 %). Следует отметить, что выбор этой профессии выпускниками школ обусловлен веянием времени. Индустрия моды и дизайна находится в состоянии подъема, вследствие чего в средствах массовой информации стали уделять много внимания освещению событий, связанных с этой отраслью. Профессия дизайнер стала популярной и престижной в молодёжной среде.

Третье место респонденты отдали профессии менеджер (5,9 %). Надо отметить, что профессия менеджер – это крайне общее название, связывающее специалистов из самых разных отраслей экономики. Существуют менеджеры по персоналу, менеджеры по продажам, менеджеры по связям с общественностью. Выбирая в качестве будущей профессии нейтральную профессию «менеджер», выпускники школ только обозначают своё предпочтение к офисной работе, с которой у большинства людей обычно ассоциируется название этой профессии.

Четвёртое место (по 4,7 % соответственно) поделили между собой три профессии: инженер, экономист и юрист. Стоит отметить рост интереса к инженерным специальностям среди молодёжи в последнее время. Он обусловлен развитием промышленного производства в Санкт – Петербурге и высоким уровнем заработной платы среди этих специалистов. Что касается популярности профессий юрист и экономист, заметим, что эти две профессии пользуются повышенным спросом у выпускников школ на протяжении более десяти лет. Однако в настоящий момент наблюдается перепроизводство юристов и экономистов, вследствие чего у представителей этой профессии, и особенно у молодых специалистов, возникают достаточно серьезные трудности с трудоустройством по специальности.

Пятое место выпускники школ отдали профессии журналист (3,5 %). Рост интереса к этой профессии обусловлен развитием, которое переживают средства массовой информации в настоящий момент.

Отметим, что все профессии, которым отдали предпочтение выпускники школ, относится к профессиям и должностям служащих. Среди профессий, которым планируют обучаться 11-ти классники, нет ни одной рабочий профессии.

Обращаясь к перечню профессий, который был сформирован из ответов респондентов, имеющих несколько вариантов профессий, предпочтительных для дальнейшего обучения, заметим, что подавляющее большинство профессий, которым отдали предпочтение выпускники школ, также относится к профессиям и должностям служащих. Но в этом списке появилось несколько профессий, не относящимся к профессиям и должностям служащих. Это автогонщик, механик, спасатель, техник, фотограф, футболист (по 2,1 % соответственно).

Первое место выпускники 11-х классов отдали профессии экономист (31,5 %). Второе место – профессии менеджер (18,8 %). Третье место было отдано профессии врач (16,7 %). Четвёртое место в данном распределении поделили профессия инженер и IT – специалист (по 12,5 % соответственно). Пятое место было делят профессии историк и юрист (по 10,4 % соответственно).

Как видно из ответов респондентов на вопрос о профессиях, которым они хотели бы обучаться после окончания школы, подавляющее большинство выбирают для себя высокодоходные профессии. Среди них встречаются профессии, как востребованные на рынке труда (IT – специалист, менеджер, инженер), так и модные профессии (юрист, экономист, дизайнер). Молодых специалистов, обладающих дипломами юриста, экономиста и дизайнера ждёт ситуация жёсткой конкуренции. Впрочем, специалисты отмечают, что по – настоящему квалифицированных работников на рынке труда не хватает, так что шансы на трудоустройство при условии наличия глубоких профессиональных знаний и отличных навыков у молодых специалистов есть.

Отметим появление в пятёрке желаемых профессий писателя, интерес к которой возник благодаря средствам массовой информации.

Обращаясь к вопросу об отраслях экономики, привлекательных для выпускников школ, заметим, что в большинстве своём они хотели бы работать в непроизводственных сферах экономики. Это отрасли, обеспечивающие движение культурных ценностей (культура и искусство – 36,1 %), оборот материальных ценностей (экономика и финансы – 35,6 %; торговля и сфера обслуживания – 31,7 %; предпринимательство – 29,7 %), а также оборот информации (информационные технологии – 30,2 %, связь, телекоммуникации – 28,7 %).

В группах ответов со средней и низкой частотой упоминания в основном представлены отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни. Это образование и наука – 17,3 %; транспорт – 13,4 %; социальное и пенсионное обслуживание – 4,5 %. Также нечасто выбирались стратегически важные для общества отрасли экономики: строительство – 15,3 %; здравоохранение – 7,9 %; военная служба – 7,9 %; промышленность: добыча полезных ископаемых - 7,4 %; безопасность и порядок – 6,4 %; промышленность: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2,5 %; промышленность: обрабатывающее производство – 2,0 %; жилищно-коммунальное хозяйство – 2,0 %.

Таким образом, большинство выпускников 11-х классов школ Санкт – Петербурга интересуют внепроизводственные сферы экономики, тогда как отрасли экономики, отвечающие за функционирование основных сфер общественной жизни, а также стратегически важные для общества отрасли интересуют респондентов менее всего.

Причины данного распределения выборов можно также найти в анализе ответов выпускников школ на вопрос о мотивах выбора профессии, который также задавался респондентам в ходе исследования. Ведущим мотивом выбора профессии для 86,2 % выпускников является возможность получать хороший заработок, что проще и быстрее реализовать в выбранных сферах экономики.

Итак, мы можем с большой долей вероятности утверждать, что большинство выпускников 11-х классов общеобразовательных учебных заведений Санкт – Петербурга в основном выбирают профессию с точки зрения получения высокого дохода, что свидетельствует об их прагматизме. Сегодня большинство выпускников школ, оценивая будущую профессию с позиций материальной выгоды, забывают о том, что нужно также учитывать свои способности и личностные особенности при выборе профессии. Также в погоне за высокими доходами и мечтая о престижной должности, такие молодые люди не принимают во внимание потребности рынка труда в специалистах.

В настоящее время назрела необходимость усилить профориентационную деятельность школ, совершенствовать ее в соответствии с меняющимися условиями. Профориентация в школе должна быть направлена на расширение знаний школьников о себе и стимулирование активного процесса самопознания. Необходимо формировать у старшеклассников адекватное представление о ситуации на рынке труда и перспективах профессиональной жизни в условиях рыночной экономики. Школа должна связать систему общего образования с экономической системой, потребности учащихся с нуждами общества, настоящее учащихся с их будущим.

Специалист по работе с молодежью Никифорова Евгения Евгеньевна

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.