Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Охрана территории есть одна из задач любой ком­муникативной стратегии.



 

Лекция 8.

Коммуникативный кодекс. Принцип вежливости.

 

Вопросы:

1. Принцип вежливости Дж. Лича и его максимы

 

2. Конфликт максим кооперативного кодекса.

 

 

Как и принцип кооперации, неотъемлемой частью коммуникативного кодекса является принцип вежливо­сти. Без соблюдения этого принципа коммуникативный акт не будет успешным. Теоретически вполне допустимо исходить из того, что при игнорирова­нии требований этого принципа собеседниками контакт неизбежно срывается (Клюев 155).

Этикет, принадле­жит к наиболее подчиненным условностям и конвенциям областям речевой практики. Здесь, как нигде, необходимо знание правил, в том числе и правил речевого поведения, при­годных в той или иной ситуации.

Если принцип кооперации апеллирует в основном к построению текста, то принцип вежливо­сти, напротив, отвечает прежде всего за мета текстовую область.  В общем смысле мож­но определить принцип кооперации как принцип совме­стного оперирования информацией или как принцип циркуляции сведений в составе коммуникативного акта, а принцип вежливости — как принцип взаиморасполо­жения коммуникантов опять же в составе коммуника­тивного акта (Клюев 156).

И тот и другой принцип характеризуют состояние контакта, но принцип кооперации развернут скорее в сторону энциклопедических картин мира, тогда как принцип вежливости — в сторону представлений о фреймах.

Дж. Лич, сформулировавший принцип вежливостикак совокупность ряда максим, предусмотрел следую­щие из них:

максима такта;

максима великодушия;

• максима одобрения;

максима скромности;

максима согласия;

максима симпатии.

 

«Эти конкретные максимы удобны тем, что переводят разговор о речевом этикете из обычной для него, к сожа­лению, области абстрактных рассуждений в область практических рекомендаций» (Клюев 157). Рекомендации гарантиру­ют «порядок» в межличностных отношениях коммуни­кантов на протяжении речевого взаимодействия.

Без следования принципу вежливости невозможна успешная работа принципа кооперации. Соблюдение принципа вежливости как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечи­вая благоприятный фон для реализации коммуникатив­ных стратегий.

Если обсуждать применительно к принципу вежливо­сти в целом предпочтительный тип коммуникативных стратегий, то следует заметить, что именно в этой облас­ти огромную роль играют всякого рода непрямые фор­мулировки. Конвенциализированность этикета привела к тому, что фактически каждое коммуникативное зада­ние (будь то достойное или предосудительное задание) лучше всего решать не прямиком, но используя «при­емы подразумевания».Приемы подразумевания созда­ют так называемую косвенную речевую тактику.

Е. Клюев приводит несколько косвенных речевых актов, используя которые говорящие ставят разные коммуникативные цели. Общим для косвенных коммуникативных актов является наличие двух целей – заявленной и подразумеваемой.

1) Не могли бы Вы проводить меня?

Задающего такой вопрос, в сущности, не интересу­ет, в состоянии ли я физически осуществить предлага­емое действие. Коммуникативной целью спрашиваю­щего является просьба об определенном виде помощи. Эта помощь и подразумева­ется (или, на языке лингвистической прагматики, им­плицируется) спрашивающим. Спрашивающий — вместо прямой речевой тактики (ср.: «Проводите ме­ня») — выбирает одну из этикетных моделей речевого поведения, обозначая в качестве коммуникативной це­ли не свой подлинный интерес (иметь спутника), но интерес к тому, насколько для меня соответствующее действие возможно.

В науке эта речевая ситуация описывается как си­туация со смягченным коммуникативным намерением. Предпочтение же косвенной речевой тактике отдается в силу того, что коммуникант избегает прямо обозна­чать свою просьбу, ибо не хочет затруднять собеседни­ка.

2) «Говорят, N — человек от­зывчивый».

Предлагая собеседнику такое высказывание,  то­же прибегают к косвенной речевой тактике, но уже по другой причине. Прямая коммуникативная цель состоит, видимо, в том, чтобы дать рекомендацию об­ратиться к N. Однако говорящий рекомендации такой не дает, фактически подменяя свою прямую коммуникатив­ную цель косвенной (характеристикой N). Причина в том, что он, видимо, не хотел бы в дальнейшем нести ответственности за свою рекомендацию, например, в случае, если N окажется не тем человеком, к которо­му следовало бы направлять собеседника. Он ведь со­беседника, собственно говоря, к N и не направлял — просто сослался на распространенное мнение об N. Такая косвенная тактика вполне могла бы заслужи­вать название тактики Пилата. Она оказывается за­действованной тогда, когда собственная репутация оказывается для коммуниканта предметом первооче­редной заботы (Клюев 157).

 

3) «N считает Вас бесчестным».

 

Заявление такое тоже делается с намерением обо­значить свою прямую коммуникативную цель косвен­ным образом. Прямая коммуникативная цель в данном случае предосудительна: злословие насчет N. Естест­венно, что вместо того, чтобы напрямую указать на свою предосудительную коммуникативную цель, адре­сат выбирает косвенную речевую тактику — создание конфликта между адресатом и N. Понятно, что соот­ветствующее высказывание нормальным образом под­разумевает (имплицирует) содержание: «N плохо от­носится к Вам, в то время как я — Ваш друг». Обычно адресант добивается своего — исключение в этом смысле представляют лишь адресаты, не восприимчи­вые к сплетням.

Само собой разумеется, что три разобранных слу­чая этически отнюдь не равнозначны. Но они могут показать, насколько широкое рас­пространение в «словаре вежливости» и речевом оби­ходе в целом имеют непрямые формулировки. Рассма­триваемые  максимы Дж. Лича во многом предполагают именно косвенные речевые тактики.

 

1) Максима такта

Максима такта есть максима границ личной сферы. Понятие «границы личной сферы» предполагает различение двух областей в составе каждого коммуни­кативного акта: области общих речевых действий и об­ласти частных интересов.

В принципе довольно трудно представить себе ком­муникативный акт, участники которого не имели бы личной заинтересованности во взаимодействии: такой коммуникативный акт, видимо, просто не мог бы состо­яться. Более того, справедливо утверждение, согласно которому контакт вообще есть лишь производная от личной заинтересованности коммуникантов. Область общих речевых действий сама по себе не способна обес­печить устойчивого контакта, ибо она, как правило, ней­тральна по отношению к коммуникантам.

Находясь в области общих речевых действий, комму­никанты как бы имеют некий постоянно защищаемый ими тыл: это и есть область личных интересов. Личный интерес может быть показан и обозначен коммуникантами или скрыт ими друг от друга — в зависимости от особен­ности избранной ими коммуникативной стратегии.

Собеседники охраняют свою личную территорию сохраняя дистанцию.

Дистанция между партнерами определяется не только социальными конвенциями (начальник под­чиненный). Она необходима не только для случаев субординированных отношений между коммуникантами. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками: дистанция эта оказывается то более, то менее значительной, но ее не может не быть вовсе. «Совершенно откровенный» разговор, то есть при полностью открытых коммуникативных стратегиях, есть некая фикция; и отнюдь не потому, что собесед­никам «всегда есть что скрывать», а прежде всего и именно в силу соблюдаемой на подсознательном уров­не максимы такта, фактически запрещающей прогул­ки по чужой территории.

Охрана территории есть одна из задач любой ком­муникативной стратегии.

 

 На примере максимы такта хоро­шо видно, что применительно к принципу вежливости вопрос об «ощущении собеседника» стоит, не менее ост­ро, чем применительно к принципу кооперации. Этаблируя контакт или будучи приглашенным, к этаблированию контакта, собеседники почти всегда способны если не «просчитать» границы области частного интереса партнера, то, во всяком случае, ощутить их. Увидеть же область частного интереса означает фактически «разга­дать» коммуникативный акт, уяснив для себя коммуни­кативную цель собеседника.(Клюев 159).

Хорошее общее правило,знание которого гаранти­рует не нарушение границ личной сферы собеседника, можно в этой связи сформулировать следующим обра­зом: делать коммуникативную цель собеседника предме­том обсуждения допустимо лишь в том случае, если цель эта им эксплицитно обозначена. Например, собеседник имеет право сказать: «К сожалению, тут ты не можешь рассчитывать на мою помощь» только тогда, когда мой партнер действительно недвусмысленно дал мне понять, что его коммуникативная цель — попросить меня о помощи.

В состав личной сферы входит также не затрагивание тем, потенциально опасных. А потенци­ально опасными являются, как известно, темы, касаю­щиеся области частной жизни собеседника, а в ряде слу­чаев — его индивидуальные предпочтения, каких бы вопросов они ни касались. Вообще хорошим тоном не считается проявлять чрезмерную осведомленность в данной области, даже тогда, когда собеседник, казалось бы, не делает из этого тайны.

 

2) Максима великодушия

 

Максима великодушия есть максима не обременять собеседника обязательствами.

Фактически она предохраняет собеседников от до­минирования в ходе коммуникативного акта. Коммуни­кативный акт, кто бы его ни инициировал и ни был за него ответственным, принадлежит обеим взаимодейст­вующим сторонам и строится в соответствии с демокра­тическим принципом равномерного распределения речевой инициативы. Любое речевое взаимодействие есть обмен коммуникативными стратегиями, обмен же есть процедура добровольная. «Поэтому навязывание партнеру собственной коммуникативной стратегии, какой бы хорошей тебе самому она ни казалась, следо­вало бы внести в список запрещенных форм речевого поведения» (Клюев 160).

 

 Применять максиму великодушия на практике означает формулировать  предложение  таким образом, чтобы его можно было отклонить (ср.: вместо «Жду Вас сегодня в шесть ноль-ноль у себя»,— «Вы не заглянете ко мне ча­сиков в шесть?»). Это может быть форма просьбы, что­бы удобнее было отказать (вместо «Умоляю Вас: помоги­те мне — иначе я умру»,— «Я, конечно, легко бы справился и сам, но как насчет того, чтобы вместе сде­лать это?»).

Воспитанный собеседник не свяжет партнера обе­щанием или клятвой (вместо «Поклянитесь матерью, что не забудете купить сигарет по дороге»,— «Вы не захвати­те сигареты, если будете проезжать мимо какого-нибудь киоска?»); не станет брать с него обязательств (вместо «Дайте слово, что не обидитесь»,— «Я прошу Вас не при­нимать этого близко к сердцу») или ставить ему условий (вместо «Если Вы поддержите меня на собрании...»,— «Надеюсь, что на собрании мне удастся управлять ситу­ацией самому, но в случае чего...»). Иными словами, хо­роший коммуникативный акт не дискомфортен по отно­шению ни к одному из собеседников (Клюев 165).

В соответствии с принципом вежливости высоко це­нится умение таким образом вести беседу, чтобы, с одной стороны, избежать дискомфорта, с другой стороны — не доводить ощущение комфорта до абсурда. Иначе, не делать общение слишком комфортным. Так, собеседнику не следует быть обе­зоруживающе любезным: если он и приносит себя в жертву, то формы демонстративного речевого поведе­ния исключены. Так, согласие оказать помощь не мо­жет быть сформулировано следующим образом: «Это разрушает все мои планы, но я, разумеется, не могу от­казать Вам», утешение не предлагают в соответствии с моделью: «Не переживайте — мне еще хуже, чем Вам!», солидарность не проявляют так: «По-моему, Вы совер­шенно не правы, но, поскольку Вы мой друг, мне ничего не остается, как согласиться с Вами» и т. д.

Неприемлемость подобных форм речевого поведе­ния, в сущности очевидная, объясняется тем, что эти­кет запрещает ставить собеседника в неловкое поло­жение, когда ему приходится выбирать нужную партнеру реакцию (например, сомнительное предло­жение предполагает напряженный поиск решения, в силу чего сомнительное предложение и считается не­корректным). Исследователи этикета едины в своем мнении о том, что ситуацию речевого взаимодействия нельзя превращать в экзамен, ибо приемлемый комму­никативный акт имеет достаточно свободную и доста­точно открытую структуру — во всяком случае, на­столько свободную и открытую, чтобы собеседники не чувствовали себя связанными по рукам и ногам ничем, даже избыточной любезностью друг друга.

В этом случае хорошими формами «демонстрации» любезности и являются формы косвенной речевой тактики.

 

3)  Максима одобрения

 

Максима одобренияесть максима позитивности в оценке других.

Разумеется, и речи не может быть о том, чтобы да­вать отрицательные оценки коммуникативным действи­ям собеседника: принцип вежливости вообще (а также принцип кооперации) запрещает собеседни­кам «переходить на личности», во всяком случае, напря­мую негативно характеризовать особенности речевого поведения партнера. Максима одобрения предполагает, что позитив­ностькак принцип оценки должен, скорее, лежать в ос­нове мировосприятия говорящего.

Справедливо считается, что успешность комму­никативного акта во многом зависит от атмосферы, в которой он развертывается. Атмосфера же эта определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого из них по отношению к миру, а также тем, совпадают ли эти позиции. Таким образом, речевая ситуация мо­жет осложняться тем, что «тонусы» собеседников бу­дут сильно различаться.

Сыгратьситуацию взаимопонима­ния практически невозможно. И даже если собеседники настолько воспитанные, что не позволяют себе негатив­ных характеристик в адрес речевых действий друг друга, но тем не менее отнюдь не имеют позитивного настроя, а напротив, находятся в состоянии внутреннего кон­фликта друг с другом, контакт не состоится и речевые акты не будут успешными. «Сила противоречия» настолько действенна, что обсуждение предмета — независимо от коммуникатив­ной цели — может происходить лишь на самом поверх­ностном уровне, поскольку отсутствие внутреннего кон­такта провоцирует стремление к завершению речевой ситуации также и внешне.

Итак, максима позитивного настроя «Не осуждай других» есть максима, обеспечивающая коммуника­тивному процессу благоприятные условия, то есть от­вечающая за создание необременительного речевого фона. Однако рассматривать эту максиму как вспомо­гательную все же не стоило бы. Поскольку, кроме все­го прочего, существует еще такое понятие, как речевая репутация.

Речевая репутацияможет быть одним из предвари­тельных условий для большой группы коммуникатив­ных актов, но в ряде случаев может складываться и непосредственно в ходе речевого взаимодействия. Очевидно одно — коммуниканты в процессе общения постоянно фиксируют особенности речевой манеры друг друга, как бы занося свои наблюдения либо в «спи­сок благодеяний», либо в «список злодеяний».

Подсознательное сопоставление этих списков (осуществляемое на фоне коммуникативного опыта каждого из коммуникантов) и формирует представле­ние о речевой репутации партнера. Это представление складывается из наблюдений за речевыми действиями

партнера и во многом определяет «проведение в жизнь» собственной коммуникативной стратегии. Из­лишне говорить, что «плохая» речевая репутация раз­рушает контакт.

 

4) Максима скромности

 

Максима скромности есть максима неприятия по­хвал в собственный адрес.

Принцип вежливости предполагает, что собеседник не соглашается с даваемой ему его собеседником чрез­мерно хорошей характеристикой и отклонит ее как не отвечающую действительности. Очевидно, что возраже­ния с его стороны должны, по крайней мере, выглядеть как искренние, т. е. иметь некоторую силу убедительно­сти, чтобы ситуация не превратилась в фарс.

Речь здесь идет о самооценках собеседников. Само собой разумеется, что как сильно завышенная, так и сильно заниженная самооценка в условиях конкретного речевого взаимодействия способны отрицательно по­влиять на контакт и в редких случаях даже повлечь за со­бой остановку коммуникативного акта — либо по при­чине несоблюдения максимы скромности (завышенная самооценка), либо по причине «комедии бездействия» (термин Дж. Лича). Имеется в виду, что один из партне­ров бесконечное количество раз повторяет комплимент, в то время как второй партнер столько же раз его реши­тельно отводит.

Однако наиболее интересная прагматическая ситуа­ция связана с конфликтом самооценок участников рече­вой коммуникации. Нормальные самооценки (или, осто­рожнее говоря, самооценки обычного типа), а также самооценки, не сильно отклоняющиеся от «этического стандарта», являются фактически одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта. В случае сильного нарушения «этического стандарта», коммуникативный акт начинает давать крен в область метатекста. Собеседники начинают заниматься улаживанием самооценок и теряют главную цель. (возникает побочная, случайная цель).

5) Максима согласия

 

Максима согласияесть максима неоппозиционности. Фактически она представляет собой прямую проти­воположность бытующему стереотипному утверждению, согласно которому «в споре рождается истина». Полная — современная — версия этого утверждения звучит в высшей степени прагматично: «В споре рожда­ется истина, но гибнет симпатия».Союзом «но» в дан­ном случае разделены, в сущности, говоря, одинаково ценные коммуникативные стратегии: текстовая и ме-татекстовая. При том, что в ходе речевого взаимодей­ствия обе стратегии существуют как одна, ведущая к единой коммуникативной цели, афоризм, тем не менее, вполне удачно описывает противоречие в структуре коммуникативного акта.

Фактически любая достаточно серьезная конфликт­ная ситуация, возникшая по ходу взаимодействия, дела­ет коммуникативный акт безнадежным. Между тем трудно сказать, что коммуниканты хотя бы в каких-то случаях стремились именно к этому. Напротив, всякая разумная коммуникативная стратегия предполагает до­ведение коммуникативного акта до некоторого продук­тивного результата.

Однако, поскольку представления о «продуктивном результате» у собеседников могут довольно существен­но расходиться и поскольку, тем не менее, срыв комму­никативного акта со всей определенностью вообще не является никаким продуктивным результатом, то един­ственно трезвой коммуникативной стратегией для ре­чевых ситуаций подобного рода является «снятие кон­фликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников (Клюев 1750.

Здесь-то как раз и вступает в силу максима согласия, или неоппозиционности. Вместо того, чтобы углублять противоречие, есть воз­можность «работать» над противоречием — путем вза­имных уступок — до тех пор, пока противоречие не эли­минируется. При готовности коммуникантов соблюдать принцип кооперации и хотя бы некоторые максимы принципа вежливости партнеры по речевому взаимо­действию, как правило, могут достигнуть некоего разум­ного согласия практически в любой речевой ситуации.

 

6) Максима симпатии

 

Максима симпатииесть максима благожелатель­ности.

Эта максима, как и другие максимы принципа веж­ливости, направлена  на метатекст, то есть создает благо­приятный фон для перспективного предметного разго­вора. Дж. Личем она формулируется так: «Выказывай благожелательность!» Речь, в сущности, идет о некоем ка­честве, демонстративно проявляемом собеседниками.

Доброжелательность часто является условием «работы» других максим вежливости. На­пример, максиму такта практически невозможно со­блюсти, не соблюдая максимы доброжелательности. В противном случае не нарушение границ личной сферы окажется настолько демонстративным, что мо­жет восприниматься партнером как отказ от взаимо­действия, а это фактически равносильно прекраще­нию контакта.

Понятно, что недоброжелательность — как качест­во, обратное доброжелательности,— делает речевой контакт невозможным. Во всяком случае, долго поддер­живать недоброжелательный контакт практически ни­когда не удается. Поэтому недоброжелательность и не составляет особенной проблемы для науки. Серьезную проблему между тем представляет так называемый бе­зучастныйконтакт, когда коммуниканты, не будучи врагами, тем не менее, не считают нужным демонстри­ровать или просто не демонстрируют доброжелательность.

Существует возможность созда­ния минимального комфорта даже для «проигравше­го». Такая модель носит ироническое название подсла­щенной пилюли,однако, даже если сравнивать подслащенную пилюлю с горькой (естественно, при не­обходимости принять пилюлю!), преимущества первой вполне ощутимы.

И правы, видимо, те, кто считает, что оценка атмо­сферы коммуникативного акта и оценка его практиче­ских результатов необязательно должны совпадать. А стало быть, если существует возможность выйти из коммуникативного акта с огорчением, но без сожале­ния, возможность такую лучше использовать. Напри­мер, принятая в некоторых европейских странах фор­ма отказа соискателю той или иной должности неизменно включает фразу: «Но мы, тем не менее, бла­годарим Вас за участие в конкурсе и надеемся на кон­такты в дальнейшем».

 

Максима доброжелательности, так же, как и мак­сима согласия, призвана «охранять» и речевые ситуа­ции с намечающимся конфликтом. Именно следуя максиме доброжелательности, оказывается возмож­ным перенос внимания с конфликта как такового на причину конфликтас последующим ее обсуждением. Обычно та­кой простой акции, как перенос внимания, бывает до­статочно для того, чтобы сохранить находящийся под угрозой контакт.

 

2. Конфликты максим

 

Изучая принцип кооперации и принцип вежливос­ти как главные принципы коммуникативного кодекса, необходимо постоянно помнить, что ни одна из со­ставляющих их максим не имеет абсолютного харак­тера. А это значит, что сама по себе никакая максима не способна полностью гарантировать устойчивость контакта, тем более — благополучное завершение коммуникативного акта.

Любая из максим относительна и, более того, часто может не «согласоваться» с другими. Про подобного рода конфликты максим говорили как Г. П. Грайс, так и Дж. Лич. Несмотря на то что максимы обеих групп на правах составляющих частей входят в единый комму­никативный кодекс (принцип кооперации, с одной стороны, и принцип вежливости — с другой), единство максим в составе каждой группы не разумеется само собой. В речевой практике то и дело встреча­ются случаи, когда коммуникант не имеет возможнос­ти выполнить одну максиму без того, чтобы не нарушить другую.

Так, применительно к принципу кооперации посту­лат «Будь краток» может вступить в конфликт с посту­латом «Твое высказывание должно содержать не мень­ше информации, чем требуется», поскольку краткость отнюдь не всегда гарантирует нужное количество ин­формации, и, если, например, адресата интересуют по­дробности, их трудно излагать кратко. Или постулат «Не отклоняйся от темы» иногда внезапно оказывает­ся конфликтным по отношению к постулату «Избегай непонятных выражений»: ведь существует круг специ­ализированных тем, предполагающих, в частности, ра­боту терминологией (т. е. не всем понятными выраже­ниями), объяснение которых может как раз и привести к отклонению от основной темы.

При этом принцип вежливости является еще более благоприятной почвой для конфликта максим, чем принцип кооперации. Можно даже сказать, что тот, кто поставил перед собой задачу следовать сразу всем максимам принципа вежливости, в конце концов неми­нуемо попадет впросак. Впрочем, П. X. Ноуэлл-Смит вы­разил эту мысль гораздо раньше и лаконичнее: «Склады­вается впечатление, что в изучении этики все пути заводят в тупик» (П. X. Ноуэлл-Смит, с. 155).

Причина здесь в том, что, по справедливому утверж­дению Дж. Лича, этикет по природе своей асимметри­чен, то есть не предполагает зеркально точного воспро­изведения одних и тех же речевых действий по отношению к адресанту высказывания, с одной сторо­ны, и его адресату — с другой. Иными словами, речевое действие, осуществленное в адрес одного, не может быть, как правило, принято другим. То есть, например, максима одобрения требует от адресанта похвалить ад­ресата за удачное высказывание, тогда как максима скромности обязывает адресата отклонить похвалу. Вместе с тем максима согласия обязывает, опять-таки адресата, избегая возражений, все же принять похвалу.

 

 

Многие этические ситуации оказываются действи­тельно крайне сложными и часто не только в силу асим­метричности этикета, но и в силу чрезвычайно частот­ных конфликтов этических максим. «Если я ставлю перед собой задачу соблюдать интересы собеседника (максима такта), я, видимо, не всегда в состоянии избе­гать возражений (максима согласия), поскольку собе­седник может легко оказаться недостаточно информи­рованным, что явно не в его интересах. Если я намерен последовательно придерживаться максимы скромности и решительно отстраняю комплименты, я не только на­рушаю максиму великодушия, затрудняя собеседника поиском других способов выказать благожелатель­ность, но и заставляю его вступить в конфликт с макси­мой одобрения (в соответствии с которой он обязан не осуждать меня!)» Клюев 178).

Существует даже такое понятие, как парадоксы эти­кета.Под парадоксами этикета понимаются модели зер­кального поведения в симметричных ситуациях; здесь следование правилам вежливости приводит к разыгры­ванию  комедии бездействия, как называет подобные ситуации Дж. Лич. В комедии бездействия следование только и исключительно макси­мам вежливости заводит собеседников в тупик, этичный выход из которого найти невозможно.

Всем знакома маниловская ситуация состязания в вежливости у дверей, когда собеседники, поочередно выказывая благожелательность (максима симпатии), фактически лишают друг друга возможности войти в помещение и наконец сталкиваются в дверях, одновре­менно соглашаясь на очередное предложение друг дру­га (максима согласия).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.