|
|||
Практическая работа №3. Свойства уксусной кислоты»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическая работа №3 «Свойства уксусной кислоты» Цель урока: исследовать химические свойства карбоновых кислот на примере уксусной (этановой) кислоты, выяснить сходство и различие органических и неорганических кислот; развивать практические умения и навыки обращения с веществами и оборудованием; закрепить умения составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот; развивать умения оценивать собственные возможности, умение систематизировать информацию и использовать ее для собственного развития;
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА-ПУТЕВОДИТЕЛЬ Опыт 1. Действие уксусной кислоты на индикаторы. К раствору уксусной кислоты добавили раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска раствора? О чем это свидетельствует? Запишите наблюдения и уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________ СН3СООН→__________________________________________________________________ Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями. К раствору натрий гидроксида, окрашенного фенолфталеином, добавили раствор уксусной кислоты до обесцвечивания фенолфталеина. О чем свидетельствуют результаты опыта? Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СН3СООН+NaOH→_________________________________________________ Опыт 3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами. В пробирку с раствором уксусной кислоты поместили опилки магния. Что наблюдается? Какой газ выделяется? Запиши наблюдения, ответы на вопросы и уравнения реакции: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СН3СООН+Mg→___________________________________________________ Опыт 4. Взаимодействие уксусной кислоты с солями. Добавили карбонат натрия в пробирку с раствором уксусной кислоты. Какой газ выделяется? Запиши наблюдения, ответ на вопрос и уравнение реакции: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СН3СООН+Na2СО3→_______________________________________________ Чтобы рассмотреть последнее свойство уксусной кислоты, обратимся к древней легенде. В ней рассказывается о том, что царица Клеопатра выиграла оригинальное паре, съев «завтрак», который стоил 100 000 систерций (очень большая сумма). Вот как это описано в повести Г.Хаггарда «Клеопатра – владычица зари»: «Она вынула из уха одну из огромных жемчужин ... и ... опустила ее в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Когда от нее не осталось и следа, Клеопатра подняла кубок, покрутила его и выпила весь до последней капли». Каким веществом можно заменить драгоценную жемчужину в школьных условиях? В пособии «Химия в нашем доме» можно прочитать такой совет: «Чтобы восстановить блеск потемневших со временем золотых и позолоченных изделий, надо оставить на их поверхности на несколько минут ватный тампон, смоченный в уксусе, а затем промыть изделие водой». Объяснить это явление легко, зная, что в ювелирном сплаве спутником золота часто является медь, которая может окисляться с образованием соединения черного цвета (2Cu + O2 →2CuO), что и придает золотым вещам тусклость. Уксусная кислота взаимодействует с оксидами металлических элементов: CuO + 2CH3COOH → допишите уравнение реакции
|
|||
|