Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Промежуточная аттестация по экологии за курс 10 класса



Промежуточная аттестация по экологии за курс 10 класса

Инструкция по выполнению работы


    На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

Работа состоит из трёх частей:

Часть 1 включает задания с 1 по 21, на которые необходимо дать 1 ответ из 4 вариантов. Оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает задания 22, 23, в которых необходимо найти соответствие. Оценивается в 2 балла. Если в ответе допущена 1 ошибка, то выставляется 1 балл.

Часть 3 включает задания 24, 25, в которых необходимо дать развёрнутый ответ. Ответ оценивается в 3 балла. Если в ответе допущены 1 ошибка, то выставляется 2 балл. Если в ответе допущены 2 ошибки, то выставляется 1 балл.

Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом шкалы перевода, которая приведена в таблице.

Отметка по пятибалльной шкале «2»  «3»  «4»  «5»
Суммарный балл  0–13 14–21  22–29 30-31

Вариант 1

Часть 1

1. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?

  1) растения росянки и насекомого
  2) клеща и собаки
  3) сосны и маслёнка
  4) щуки и карася

 

 

2. Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?

  1) листовая мозаика
  2) мелкие листья
  3) восковой налёт на листьях
  4) шипы и колючки
 

 

3. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?

  1) антропогенным
  2) абиотическим
  3) оптимальным
  4) физиологическим

4. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

  1) вытаптывание растений туристами
  2) сбор растений для букетов
  3) распространение плодов и семян животными
  4) уменьшение влажности почвы

 

5. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, - это действие фактора

  1) ограничивающего
  2) биотического
  3) абиотического
  4) антропогенного

6. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам

  1) абиотическим
  2) биотическим
  3) антропогенным
  4) ограничивающим

7. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется

  1) конкуренция
  2) квартиранство
  3) паразитизм
  4) нахлебничество

  8. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, - пример

  1) паразитизма
  2) конкуренции
  3) симбиоза
  4) хищничества

9. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?

  1) увеличение численности хищников
  2) изменение температуры
  3) нарушение биотических связей
  4) изменение длины светового дня

    10. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля - это результат влияния факторов

  1) абиотических
  2) неживой природы
  3) ограничивающих
  4) антропогенных

11. Ярусное расположение растений в экосистеме - это приспособление к

  1) поглощению кислорода при дыхании
  2) самоопылению
  3) использованию света и пространства
  4) распространению плодов и семян животными

12. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений в процессе эволюции?

  1) отсутствие соцветий
  2) наличие пыльников на длинных нитях
  3) наличие нектарников в цветках
  4)   обилие лёгкой сухой пыльцы

  13. Отношения между пыреем ползучим и пшеницей, растущими на одном поле, представляют собой

  1) паразитизм
  2) конкуренцию
  3) симбиоз
  4) хищничество

14. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе?

  1) наличие пресного водоёма и теплокровных животных
  2) сухой климат и обилие пресмыкающихся
  3) водоёмы, заселённые хищными рыбами
    4) болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами

15. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне -

  1) высокая температура
  2) недостаток влаги
  3) отсутствие перегноя
  4) разрушение почв

16. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста

  1) обыкновенной фасоли
  2) посевного гороха
  3) белокочанной капусты
  4) кормовых бобов

17. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, -

  1) разнообразие продуцентов
  2) толщина снежного покрова
  3) густота травяного покрова
  4) обилие хищных млекопитающих

  18. Антропогенный фактор, вызывающий снижение численности обитателей экосистемы озера, -

  1) изменение температуры воды в разные времена года
  2) загрязнение среды сточными водами
  3) уменьшение освещённости водоёма при его зарастании
  4) увеличение численности хищных рыб

19. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?

  1) антропогенным
  2) биотическим
  3) абиотическим
  4) эволюционным

    20. Укажите пример антропогенного фактора.

  1) интенсивное ультрафиолетовое излучение
  2) сезонные колебания температуры
  3) промышленное загрязнение
  4) повышенная влажность воздуха

21. Какой абиотический фактор необходим для роста и развития древесных растений в экосистеме смешанного леса?

  1) присутствие насекомых-опылителей
  2) наличие песчаной почвы
  3) вырубка старых деревьев
  4) интенсивность освещённости

 

Часть 2

22. Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.

     

 

 
ЖИВОТНЫЕ   ТИП ОТНОШЕНИЙ
А) муравьи и тля
Б) носорог и воловья птица
В) жук-плавунец и малёк рыбы
Г) щука и карась
Д) уж и лягушка
 
1) симбиоз
2) хищник - жертва

23. Установите соответствие между примером воздействия на организмы и экологическим фактором.

 
     

 

 
ПРИМЕР   ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) использование минеральных солей почвы растениями
Б) гибель организмов вследствие пересыхания водоёмов
В) взаимоотношения кабанов и лосей в биоценозе
Г) влияние продолжительности светового дня на рост растения
Д) влияние ультрафиолетовых лучей на синтез витамина D
Е) уменьшение численности белок в неурожайные годы семян ели
 
1) биотический
2) абиотический

Часть 3

24.  Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?

 

25. Дайте краткий ответ на вопрос: в чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?

 

 

Вариант 2

Часть 1

1. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл - пример симбиоза, так как пчёлы
  1) наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар
  2) обитают с растениями в одних и тех же условиях
  3) обеспечивают расселение растений
  4) опыляют растения, собирая пыльцу и нектар
2. К какой группе экологических факторов следует отнести внесение в почву минеральных удобрений?
  1) антропогенным
  2) абиотическим
  3) оптимальным
  4) ограничивающим
3. Какие приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции?
  1) ярко окрашенный венчик
  2) цветки с резким запахом
  3) хорошо развитые нектарники
  4) пыльники на длинных нитях
4. Влияние деятельности человека на природу - это факторы среды
  1) абиотические
  2) антропогенные
  3) ограничивающие
  4) оптимальные
5. К антропогенному фактору относят
  1) интенсивное размножение цианобактерий
  2) повышение уровня воды при половодье
  3) зарастание озера осокой и рогозом
  4) бесконтрольный лов рыбы
6. Сигналом к осеннему перелёту птиц в средней полосе России служит
  1) понижение температуры воздуха
  2) увеличение количества осадков
  3) наступление первых заморозков
  4) сокращение длины светового дня
7. Укажите пример антропогенного фактора.
  1) вымерзание всходов при весенних заморозках
  2) уплотнение почвы автомобильным транспортом
  3) повреждение культурных растений насекомыми
  4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
8. К абиотическим факторам среды относят
  1) действие магнитного поля Земли
  2) конкуренцию между особями за свет
  3) уничтожение вредителей пестицидами
  4) внесение в почву минеральных удобрений
9. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?
  1) изменение численности растительноядных рыб
  2) изменение температуры воды
  3) заболачивание водоёма
  4) отлов рыбы сетями
10. Укажите пример биотического фактора.
  1) ультрафиолетовое излучение
  2) влажность почвы
  3) деятельность почвенных бактерий
  4) наличие кислорода в атмосфере
  11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки?
  1) уничтожение гусениц ядохимикатами
  2) поедание гусениц хищниками
  3) гибель гусениц в результате засухи
  4) увеличение численности паразитов
 
 
12. В какой среде обитают взрослые особи животных-паразитов, у которых произошло упрощение организации?
  1) водной
  2) наземно-воздушной
  3) почвенной
  4) организменной
13. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
  1) раздражимостью
  2) фотопериодизмом
  3) фототропизмом
  4) инстинктом
14. Антропогенными называют факторы
  1) связанные с деятельностью человека
  2) абиотического характера
  3) биотического характера
  4) определяющие функционирование агроценозов
15. К абиотическим факторам относят
  1) подрывание кабанами корней
  2) нашествие саранчи
  3) образование колоний птиц
  4) обильный снегопад  
16. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют
  1) конкуренцией
  2) хищничеством
  3) симбиозом
  4) паразитизмом
17. Почему многочисленное скопление людей в лесопарке может вызвать гибель обитающих в нём растений?
  1) Шум, созданный людьми, оказывает вредное влияние на жизнь растений.
  2) При дыхании людей в атмосферу выделяется много углекислого газа, что изменяет газовый состав воздуха.
  3) Люди уплотняют почву, нарушают питание, водный и воздушный режим корневой системы растений.
  4) В результате дыхания большого количества людей в лесопарке уменьшается содержание кислорода, которым дышат растения.
 
 
18.  В водной среде обитания по сравнению с наземно-воздушной   1) нестабильный тепловой режим 2) низкая плотность среды 3) пониженное содержание кислорода 4) высокое содержание кислорода   19. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?  1) увеличение численности хищников 2) отстрел животных 3) распространение инфекционных заболеваний 4) суровые погодные условия зимой 20. Какая из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»? 1) широкий лентец и человек 2) рак-отшельник и актиния 3) карась и щука 4) сова и мышь   21. Какой из приведённых экологических факторов относят к абиотическим? 1) температура воздуха 2) взаимодействие карася и щуки 3) возведение дамб на реках 4) вырубка леса    
Часть 2

 

     
     

 

 

22. Установите соответствие между простейшим и средой его обитания.

     

 

ПРОСТЕЙШЕЕ   СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) обыкновенная амёба
Б) дизентерийная амёба
В) зелёная эвглена
Г) инфузория-туфелька
Д) лямблия
Е) малярийный плазмодий
 
1) пресный водоём
2) живой организм

23. Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.

     

 

ОРГАНИЗМЫ   ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А) гриб-трутовик и берёза
Б) дуб и белый гриб
В) осина и берёза
Г) паутинный клещ и смородина
Д) фасоль и клубеньковые бактерии
 
1) конкуренция
2) симбиоз
3) паразитизм
 

Часть 3

24. Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?

 

25. От сохранности почвы и климата зависят продовольственная безопасность человечества, биологическое разнообразие популяций экосистем Земли. Перечислите антропогенные факторы, ведущие к разрушению почвенного покрова. Ответ поясните.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.