Часть 1 включает задания с 1 по 21, на которые необходимо дать 1 ответ из 4 вариантов. Оценивается в 1 балл.
Часть 2 включает задания 22, 23, в которых необходимо найти соответствие. Оценивается в 2 балла. Если в ответе допущена 1 ошибка, то выставляется 1 балл.
Часть 3 включает задания 24, 25, в которых необходимо дать развёрнутый ответ. Ответ оценивается в 3 балла. Если в ответе допущены 1 ошибка, то выставляется 2 балл. Если в ответе допущены 2 ошибки, то выставляется 1 балл.
Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом шкалы перевода, которая приведена в таблице.
1. Отношения каких организмов служат примером симбиоза?
|
| 1)
| растения росянки и насекомого
|
| 2)
| клеща и собаки
|
| 3)
| сосны и маслёнка
|
| 4)
| щуки и карася
| |
|
|
2. Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
|
| 1)
| листовая мозаика
|
| 2)
| мелкие листья
|
| 3)
| восковой налёт на листьях
|
| 4)
| шипы и колючки
| |
| |
| |
3. К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
| |
| 1)
| антропогенным
|
| 2)
| абиотическим
|
| 3)
| оптимальным
|
| 4)
| физиологическим
| | |
4. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?
| |
| 1)
| вытаптывание растений туристами
|
| 2)
| сбор растений для букетов
|
| 3)
| распространение плодов и семян животными
|
| 4)
| уменьшение влажности почвы
|
| |
5. Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, - это действие фактора
| |
| 1)
| ограничивающего
|
| 2)
| биотического
|
| 3)
| абиотического
|
| 4)
| антропогенного
| | |
6. Взаимоотношения организмов в природном сообществе относят к факторам
| |
| 1)
| абиотическим
|
| 2)
| биотическим
|
| 3)
| антропогенным
|
| 4)
| ограничивающим
| | |
7. В норах степных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых. Такой тип взаимоотношений между видами называется
| |
| 1)
| конкуренция
|
| 2)
| квартиранство
|
| 3)
| паразитизм
|
| 4)
| нахлебничество
| | |
8. Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, - пример
| |
| 1)
| паразитизма
|
| 2)
| конкуренции
|
| 3)
| симбиоза
|
| 4)
| хищничества
| | |
9. Какой фактор лежит в основе сезонных изменений в жизни птиц?
| |
| 1)
| увеличение численности хищников
|
| 2)
| изменение температуры
|
| 3)
| нарушение биотических связей
|
| 4)
| изменение длины светового дня
| | |
10. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля - это результат влияния факторов
| |
| 1)
| абиотических
|
| 2)
| неживой природы
|
| 3)
| ограничивающих
|
| 4)
| антропогенных
| | |
11. Ярусное расположение растений в экосистеме - это приспособление к
| |
| 1)
| поглощению кислорода при дыхании
|
| 2)
| самоопылению
|
| 3)
| использованию света и пространства
|
| 4)
| распространению плодов и семян животными
| | |
12. Какие приспособления к опылению насекомыми сформировались у растений в процессе эволюции?
| |
| 1)
| отсутствие соцветий
|
| 2)
| наличие пыльников на длинных нитях
|
| 3)
| наличие нектарников в цветках
|
| 4)
|
обилие лёгкой сухой пыльцы
| | |
13. Отношения между пыреем ползучим и пшеницей, растущими на одном поле, представляют собой
| |
| 1)
| паразитизм
|
| 2)
| конкуренцию
|
| 3)
| симбиоз
|
| 4)
| хищничество
| | |
14. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе?
| |
| 1)
| наличие пресного водоёма и теплокровных животных
|
| 2)
| сухой климат и обилие пресмыкающихся
|
| 3)
| водоёмы, заселённые хищными рыбами
|
| 4)
| болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами
| | |
15. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне -
| |
| 1)
| высокая температура
|
| 2)
| недостаток влаги
|
| 3)
| отсутствие перегноя
|
| 4)
| разрушение почв
| | |
16. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста
| |
| 1)
| обыкновенной фасоли
|
| 2)
| посевного гороха
|
| 3)
| белокочанной капусты
|
| 4)
| кормовых бобов
| | |
17. Абиотический фактор, играющий важную роль в жизни северных оленей, -
| |
| 1)
| разнообразие продуцентов
|
| 2)
| толщина снежного покрова
|
| 3)
| густота травяного покрова
|
| 4)
| обилие хищных млекопитающих
| | |
18. Антропогенный фактор, вызывающий снижение численности обитателей экосистемы озера, -
| |
| 1)
| изменение температуры воды в разные времена года
|
| 2)
| загрязнение среды сточными водами
|
| 3)
| уменьшение освещённости водоёма при его зарастании
|
| 4)
| увеличение численности хищных рыб
| | |
19. Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?
| |
| 1)
| антропогенным
|
| 2)
| биотическим
|
| 3)
| абиотическим
|
| 4)
| эволюционным
| | |
20. Укажите пример антропогенного фактора.
| |
| 1)
| интенсивное ультрафиолетовое излучение
|
| 2)
| сезонные колебания температуры
|
| 3)
| промышленное загрязнение
|
| 4)
| повышенная влажность воздуха
| | |
21. Какой абиотический фактор необходим для роста и развития древесных растений в экосистеме смешанного леса?
| |
| 1)
| присутствие насекомых-опылителей
|
| 2)
| наличие песчаной почвы
|
| 3)
| вырубка старых деревьев
|
| 4)
| интенсивность освещённости
| | |
| |
Часть 2
| |
22. Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.
|
| | |
24. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной?
25. Дайте краткий ответ на вопрос: в чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?
1. Взаимоотношения цветковых растений и пчёл - пример симбиоза, так как пчёлы
|
| 1)
| наносят вред растениям, поедая пыльцу и нектар
|
| 2)
| обитают с растениями в одних и тех же условиях
|
| 3)
| обеспечивают расселение растений
|
| 4)
| опыляют растения, собирая пыльцу и нектар
| |
2. К какой группе экологических факторов следует отнести внесение в почву минеральных удобрений?
|
| 1)
| антропогенным
|
| 2)
| абиотическим
|
| 3)
| оптимальным
|
| 4)
| ограничивающим
| |
3. Какие приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции?
|
| 1)
| ярко окрашенный венчик
|
| 2)
| цветки с резким запахом
|
| 3)
| хорошо развитые нектарники
|
| 4)
| пыльники на длинных нитях
| |
4. Влияние деятельности человека на природу - это факторы среды
|
| 1)
| абиотические
|
| 2)
| антропогенные
|
| 3)
| ограничивающие
|
| 4)
| оптимальные
| |
5. К антропогенному фактору относят
|
| 1)
| интенсивное размножение цианобактерий
|
| 2)
| повышение уровня воды при половодье
|
| 3)
| зарастание озера осокой и рогозом
|
| 4)
| бесконтрольный лов рыбы
| |
6. Сигналом к осеннему перелёту птиц в средней полосе России служит
|
| 1)
| понижение температуры воздуха
|
| 2)
| увеличение количества осадков
|
| 3)
| наступление первых заморозков
|
| 4)
| сокращение длины светового дня
| |
7. Укажите пример антропогенного фактора.
|
| 1)
| вымерзание всходов при весенних заморозках
|
| 2)
| уплотнение почвы автомобильным транспортом
|
| 3)
| повреждение культурных растений насекомыми
|
| 4)
| уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
| |
8. К абиотическим факторам среды относят
|
| 1)
| действие магнитного поля Земли
|
| 2)
| конкуренцию между особями за свет
|
| 3)
| уничтожение вредителей пестицидами
|
| 4)
| внесение в почву минеральных удобрений
| |
9. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?
|
| 1)
| изменение численности растительноядных рыб
|
| 2)
| изменение температуры воды
|
| 3)
| заболачивание водоёма
|
| 4)
| отлов рыбы сетями
| |
10. Укажите пример биотического фактора.
|
| 1)
| ультрафиолетовое излучение
|
| 2)
| влажность почвы
|
| 3)
| деятельность почвенных бактерий
|
| 4)
| наличие кислорода в атмосфере
| |
11. Какой антропогенный фактор оказывает влияние на численность популяции бабочки капустной белянки?
|
| 1)
| уничтожение гусениц ядохимикатами
|
| 2)
| поедание гусениц хищниками
|
| 3)
| гибель гусениц в результате засухи
|
| 4)
| увеличение численности паразитов
| |
|
|
12. В какой среде обитают взрослые особи животных-паразитов, у которых произошло упрощение организации?
|
| 1)
| водной
|
| 2)
| наземно-воздушной
|
| 3)
| почвенной
|
| 4)
| организменной
| |
13. Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
|
| 1)
| раздражимостью
|
| 2)
| фотопериодизмом
|
| 3)
| фототропизмом
|
| 4)
| инстинктом
| |
14. Антропогенными называют факторы
|
| 1)
| связанные с деятельностью человека
|
| 2)
| абиотического характера
|
| 3)
| биотического характера
|
| 4)
| определяющие функционирование агроценозов
| |
15. К абиотическим факторам относят
|
| 1)
| подрывание кабанами корней
|
| 2)
| нашествие саранчи
|
| 3)
| образование колоний птиц
|
| 4)
| обильный снегопад
| |
16. Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют
|
| 1)
| конкуренцией
|
| 2)
| хищничеством
|
| 3)
| симбиозом
|
| 4)
| паразитизмом
| |
17. Почему многочисленное скопление людей в лесопарке может вызвать гибель обитающих в нём растений?
|
| 1)
| Шум, созданный людьми, оказывает вредное влияние на жизнь растений.
|
| 2)
| При дыхании людей в атмосферу выделяется много углекислого газа, что изменяет газовый состав воздуха.
|
| 3)
| Люди уплотняют почву, нарушают питание, водный и воздушный режим корневой системы растений.
|
| 4)
| В результате дыхания большого количества людей в лесопарке уменьшается содержание кислорода, которым дышат растения.
| |
|
|
18. В водной среде обитания по сравнению с наземно-воздушной
1) нестабильный тепловой режим
2) низкая плотность среды
3) пониженное содержание кислорода
4) высокое содержание кислорода
19. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?
1) увеличение численности хищников
2) отстрел животных
3) распространение инфекционных заболеваний
4) суровые погодные условия зимой
20. Какая из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»?
1) широкий лентец и человек
2) рак-отшельник и актиния
3) карась и щука
4) сова и мышь
21. Какой из приведённых экологических факторов относят к абиотическим?
1) температура воздуха
2) взаимодействие карася и щуки
3) возведение дамб на реках
4) вырубка леса
|
Часть 2
|
24. Почему отношения гриба трутовика и берёзы считают примером паразитизма?
25. От сохранности почвы и климата зависят продовольственная безопасность человечества, биологическое разнообразие популяций экосистем Земли. Перечислите антропогенные факторы, ведущие к разрушению почвенного покрова. Ответ поясните.